Цели урока:
- Обучающие : сформировать представление о процессе кодирования, видах кодирования информации;
- Развивающие : развитие памяти, внимания, самостоятельности и настойчивости при выполнении работы; социализация личности через формирование ключевых компетенций;
- Воспитательные : воспитание аккуратности, терпения, усидчивости при выполнении заданий, воспитание личности с активной жизненной позицией.
Предварительная подготовка:
- Распечатать инструкционные карты (для выполнения заданий - Приложение 4).
- Распечатать карты самоконтроля и хода урока (Приложение 3).
- На сетевой диск установить программу shtrikh-kod-2.0 (автор Aspire89).
- Скопировать презентацию для урока на учительский компьютер (Приложение 1).
- Купить разные продовольственные товары (лучше всего разных стран производителей, содержащие в своем составе вещества E)
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Учащиеся делятся на 3 группы. Проверка наличия у учащихся тетрадей, ручек. Наведение тишины и настрой на занятие.
Ролевая игра (Приложение 2).
1 команда.
Задание: В г. Архангельск живет девочка Оля, а ее подруга Катя в Северодвинске (ул. Серго Орджоникидзе 15 - 43). У Кати скоро день рождения, и Оля хочет отправить поздравление. Помогите Оле подписать конверт и отправить письмо.
Команда получает конверт. ЕЕ задача подписать его и объяснить, что необходимо для отправки письма (в данной задаче кодом является почтовый индекс, который определяет город).
2 команда.
На слайде (слайд2) учащиеся видят ребят, которым необходимо дойти до школы. Их задача определить каким образом это необходимо сделать и сделать вывод, что же помогло ребятам перейти дорогу и дойти до школы (в данной задаче коды - это дорожные знаки, а также светофор).
3 команда.
Задача: прочитать историю с карточки (в раздаточном материале и слайд 3). Что Вам помогло выполнить данное задание (в этой задаче кодом является язык жестов, а также слова заменены картинками).
Итог: Что же помогло всем вам выполнить задания? И чем же мы будем заниматься на уроке? Какие необыкновенные помощники помогают нам в повседневной жизни?
Учащиеся разгадывают ребус на слайде (слайд 4). Таким образом, сегодня мы будем изучать тему "Кодирование".
Каковы же цели нашего урока?
Учащиеся называют цели, ставят задачи урока. Учитель подытоживает:
- узнать, что такое кодирование, код;
- познакомиться с разными способами кодирования;
- научиться кодировать и декодировать сообщения.
Изучение нового материала.
Что же такое кодирование? Учащиеся самостоятельно пытаются сформулировать, исходя из выполнения ролевой игры, определение кодирования. Учитель подытоживает (слайд 5):
Кодирование - это представление информации с помощью некоторого кода.
Код - это система условных знаков для представления информации.
Способы кодирования
Графический (с помощью рисунков или значков)
Числовой (с помощью чисел)
Символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст)
Определения и способы кодирования записываются в тетрадь.
Где же мы встречаемся с кодами?
Ответы: школьный звонок, оценка в дневнике, адрес, код учетной записи на компьютере, числа, русский язык, ноты, дорожные знаки и т.д. (примеры рассмотрены на слайде 6).
Какие же бывают методы кодирования?
Постановка задачи: представим, что мы являемся секретными агентами. Наша задача быстро и правильно раскодировать различные зашифрованные послания. Агенты чьей группы являются самими быстрыми и сообразительными? В процессе выполнения заданий мы с вами будем заполнять карту самоконтроля (Приложение3.doc), записывая основные моменты урока, и оценивая себя самостоятельно за выполненные задания. Группа агентов, которая будет справляться быстрее и правильнее получает жетоны.
Расшифруйте известную фразу (слайд 8).
Ответ: Знание - это сила.
Какой метод кодирования в данном случае был использован. Попробуйте самостоятельно его сформулировать (замена буквы ее порядковым номером в алфавите). Ответ: слайд 9.
Какой способ кодирования был в данном случае? - числовой
Я загадала имя девочки. Отгадайте, что это за имя? (слайд 10)
Ответ: ИРА.
Сформулируйте метод кодирования (замена буквы на следующую после нее).
Какой способ кодирования был в данном случае? - символьный.
Задание: используя шифр замены раскодируйте фразу - Слайд 11.
Ответ: Память - устройство хранения.
Метод кодирования: семафорная (флажковая) азбука (слайд 13).
Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров.
Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положением рук с флажками. Цвет ткани флажков зависит от времени суток, напр. в тёмное время суток - используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый); а в светлое время суток - с тканью тёмного тона (красный, чёрный).
При отсутствии флажков - семафорят бескозырками.
Задание: Расшифруйте подаваемые Ломом сигналы. Ответ записать в тетради. (см. инструкционную карту, задание1; ответ в презентации слайд 14)
Ответы: 1) мечта, 2) надвигается шторм, 3) счастливого плавания.
Способ кодирования: графический.
Азбука Морзе (слайд 15).
Представляет из себя последовательностью длинных и коротких сигналов ("тире" и "точек").
Задание: простукать СОС (сигнал, подаваемы во время бедствия). Что означает часто отбываемый ритм - (простукать МУХА).
Расшифруйте, что попросил купить капитан Врунгель у помощника Лома, используя для передачи информации азбуку Морзе (задание2 в инструкционной карте). Ответы запишите в тетради.
Ответы - слайд 16. 1)Винчестер 2)Джойстик 3)Дискета 4)Дисковод 5)Клавиатура
Способ кодирования: графический
Азбука Брайля (слайд 17).
рельефно-точечный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми. Он был разработан французом Луи Брайлем, который в возрасте трёх лет потерял зрение. В возрасте 15 лет он создал свой рельефно-точечный шрифт.
Способ кодирования: графический
Штрих-код (слайд 18).
Способ кодирования: графический
Гимнастика для глаз.
Практический эксперимент на компьютере
Каждая группа получает 1 товар. Задача группы определить и записать в тетрадь код страны изготовителя и содержащиеся вещества Е. Затем, сев за компьютеры, определить страну производитель, а также определить являются ли запрещенными к использованию в питании записанные вещества и какой вред они могут нанести.
Задание: определить страну производителя товара и наличия в продуктах веществ, наносящих вред здоровью - Е. Для этого использовать программу Штрих-код и поиск в Интернет (е).
Практическая работа в Paint.
Используя документ Приложение5.bmp, раскодировать и определить, что за изображение было закодировано (использование инструмента Заливка). Работы сохранить в свою папку.
Решение заданий на повторение темы.
Подведение итогов.
Учащиеся называют, что они изучили на уроке. Какие способы и методы кодирования они узнали. Достигли ли цели урока.
Домашнее задание (слайд 25).
Литература.
- Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса./ Л.Л. Босова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.