Формирование культуры мышления учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа


С 1997 г. работаю над проблемой адаптации методики ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) для системы начального образования. Предлагаемый опыт работы по теме: “Развитие творческих способностей учащихся начальных классов как целенаправленный управляемый процесс” - представляет собой методическую систему, направленную на формирование культуры мышления учащихся начальных классов.

Основой предлагаемой методической системы, являются:

  • личность и деятельность ученика, определяющие особенность отношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
  • современные педагогические технологии.

Методическая система, используемая в практической деятельности и направленная на развитие учащихся, формирование их учебно-познавательной деятельности, позволяет решать следующие противоречия, имеющие место в начальном образовании между:

  • реальной нагрузкой школьников и организацией учебно-воспитательного процесса, направленного на создание здоровьесберегающей среды;
  • наличием объективных возможностей учебных предметов и недостаточной теоретической разработанностью проблемы формирования культуры мышления, адекватной творческой деятельности.

Теоретической базой опыта являются ведущие дидактические концепции (теории), позволяющие обеспечить организацию высокоэффективного процесса обучения:

  • теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин);
  • теория проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин);
  • теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) (Г.С. Альтшуллер);
  • практическая методология формирования культуры мышления (Л.И. Шрагина, М.И. Меерович);
  • теория развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
  • теория активизации и организации учебной деятельности школьников (Т.И. Шамова, А.К. Марков, П.И. Третьяков, Г.И. Щукина);
  • теория личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская);
  • теория развития творческого мышления (А. Э. Симановский);
  • педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (Г.А. Цукерман, А.Б. Воронцов).

В качестве рабочей гипотезы предлагается следующее, если:

  • использовать разнообразные методы и приемы обучения;
  • опираться на технологии: на основе эффективности управления (Т.И. Шамова, А.К. Марков, П.И. Третьяков), организации учебного процесса (Г.И. Щукина), личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская);
  • систематически и целенаправленно развивать у учащихся воображение, оригинальность мышления и причинное мышление, то на протяжении всего курса обучения уже в начальной школе, можно заложить основы психологических составляющих творческой деятельности ребенка.

На основании изученных методов, применяемых в техническом творчестве (ТРИЗ), методологии, созданной М.И. Мееровичем и Л.И. Шрагиной, анализа методических систем развивающего обучения, теории развития творческого мышления А. Э. Симановского применительно к возрасту младших школьников, выявлены: теоретические и психологические составляющие творческой деятельности, выделены и рассмотрены поэтапно стадии развития творческого мышления (оригинальность мышления и причинное мышление); используются в практической деятельности:

  • курс развития творческого воображения;
  • технологии и методы формирования качеств творческой личности.

Развитие творческого воображения

Значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития, способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Для выполнения этой цели необходимо включить в программу начальной школы курс развития творческого воображения младших школьников (РТВ).

В практической деятельности использую курс РТВ, построенный с учетом приемов теории изобретательских задач (ТРИЗ). Непосредственная цель ТРИЗ - создание эффективной технологии изобретательства. Этой технологией владеют люди, обладающие способностью творчески мыслить.

Воспитать в ребенке психологические составляющие творческой деятельности необычайно трудно. Применительно к возрасту младших школьников их можно сформулировать следующим образом:

  • умение видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения цели;
  • способность работать планомерно;
  • высокая работоспособность;
  • способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи, уметь "держать" удар.

На решение этих задач и направлены занятия по развитию творческого воображения. Привожу примерное содержание курса РТВ в 1-м классе:

  1. Вводное занятие "В стране Вообразилии".
  2. В гостях у дедушки Контура. Отгадывание задуманных фигур по фрагментам контура. Игра "Хорошо - плохо".
  3. Составление фигур, придумывание новых фигур по фрагментам контура. Игра "Хорошо - плохо".
  4. Загадывание загадок, используя фрагменты контура знакомых предметов быта. Игра "Наоборот".
  5. "Тучкины штучки" - выход в природу, контуры облаков. На что они похожи? Игра "Данетка". Рисуем причудливые облака.
  6. Составление сказки для дедушки Контура. Понятие сказочного героя.
  7. Контуры осенних листьев. На что они похожи? Понятие реального героя. Составление сказки.
  8. Пиктограммы. Составление сказки с помощью пиктограмм. Игра "Данетка".
  9. Виды волшебства, приемы волшебства. Игра "Наоборот".
  10. Волшебный треугольник. Сочинение сказки с помощью волшебного треугольника. Игра "Данетка".
  11. Противоречия. Поиск противоречий в сказке "Колобок".
  12. Разрешение противоречий. Способы разрешения противоречий. Сочинение новой сказки "Колобок".
  13. Путешествие в мир Сказок. Сочинение сказки с помощью волшебного треугольника.
  14. Путешествие в Загадкино. Понятие загадки. Составление загадок с помощью пиктограмм.
  15. Противоречие в загадках. Разрешение противоречий. Игры "Хорошо – плохо", "Наоборот".
  16. В царстве Снежной королевы. Вырезание снежинок. Сочинение сказки.
  17. Поиск противоречий в сказке Волкова "Волшебник Изумрудного города". Разрешение противоречий.

В основу занятий заложена ориентация на интересы и способности учащихся.

Занятия по РТВ проводятся во втором полугодии после введения на уроках обучения грамоте таких понятий как “речь”, “виды речи”, “текст”; во время группы продленного дня, после прогулки, 1 раз в неделю. В процессе занятий дети попадают в ситуации, требующие активного и ответственного выбора, а это приводит их к поиску, способствует развитию у учащихся оригинальности мышления.

Технологии и методы формирования качеств творческой личности

Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, условных и т.д.

Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их выявить, нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрении ее в более широком теоретическом контексте.

"...Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления" - указывает М. Н. Шардаков [4].

С целью выявления технологий и методов формирования качеств творческой личности необходимо проанализировать различные методические модели, на основе которых строится развивающее обучение.

М.А.Холодная [3] приводит следующие методические модели: свободная, личностная, развивающая, активизирующая, формирующая, обогащающая, информационно-развивающая. Анализ практики показывает, что на уровне конкретных методических приемов эти модели в той или иной мере взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Анализ различных методических моделей [1] развивающего обучения показывает, что формирующая модель основана на теории поэтапного усвоения материала; развивающая модель опирается на структуру учебной деятельности в системе развивающего обучения; активизирующая модель строится на включении в учебный процесс проблемных ситуаций; личностная модель ориентирована на развитие познавательных, эмоционально-волевых, нравственно-эстетических сторон личности; свободная модель направлена на "свободу индивидуального выбора"; обогащающая - на приобретение индивидуального ментального опыта и позволяет определить направление совершенствования начального образования - приоритет развивающей функции обучения, причем необходимым условием развития выступает активность самого обучаемого в учебно-познавательной деятельности, активность внутренняя, делающая его субъектом деятельности.

Как отмечает И.С. Якиманская "организация развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении учебных задач, могут рационально строить свою деятельность по усвоению знаний [5].

Приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение и др.) выполняют в процессе развивающего обучения различные функции, они являются способами:

  • организации учебной деятельности школьников;
  • познания ребенка, которые становятся достоянием субъекта, характеризуя его интеллектуальный потенциал и познавательные способности;
  • включения в процесс познания различных психических функций: эмоций, чувства, воли, внимания.

Далингер В.А., Борисова Л.П. [1] рекомендуют придерживаться следующей последовательности формирования приемов учебной деятельности.

  • Первый шаг - научить учащихся выделять в предметах свойства (признаки). Обычно дети выделяют в предмете всего 2-3 свойства. Подбирая различные предметы, последовательно сопоставляя с ними исходный предмет, можно научить детей выделять множество свойств, которые раньше для них были скрыты.
  • Второй шаг - научить учащихся (с точки зрения определенного понятия) выделять в предметах существенные (главные) свойства в отличие от свойств несущественных (неважных, второстепенных). Подбирать задания надо так, чтобы можно было показать, что любое существенное свойство является общим для предметов данного вида, но не все общие свойства в предметах являются существенными для них.
  • Третий шаг - научить выделять основания для сравнения предметов - это следующий этап на пути формирования такого приема, как сравнение. В содержание сравнения входят все ранее сформированные действия составляющие основу приемов выделения сначала любых свойств предметов, а затем существенных, определение основания для сравнения (одного из существенных признаков) и сопоставления предметов по данному (установленному) основанию. Сравнение будет коррективным только тогда, когда оно осуществляется по существенным признакам и при сопоставлении однородных предметов и явлений действительности.
  • Четвертый шаг - сформировать аналогию. Основой ее является хорошо сформированный прием сравнения.
  • Пятый шаг - обучить приему классификации.
  • Шестой шаг - научить учащихся различать необходимые и достаточные признаки предметов. При этом учителю следует учитывать всю трудность решения проблемы различения этих признаков и быть готовым к достаточно длительному процессу их формирования.
  • Седьмой шаг - сформировать прием подведения под понятие. Отнесение объекта к тому или иному понятию предполагает установление наличия у объекта необходимых признаков данного понятия, либо необходимых и одновременно достаточных признаков.
  • Восьмой шаг - сформировать отношения между родовыми понятиями и видовыми отличиями с непременным осознанием того факта, что видовые понятия обязательны.

В качестве основного средства организации учебной деятельности выступают учебные задания. В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся выделяют такие учебные задания: репродуктивные, тренировочные, частично-поисковые, творческие. От того, как будет выстроена последовательность этих типов заданий, будет отдан приоритет либо обучающей, либо развивающей функции учебно-воспитательного процесса на уроках.

Социальный заказ общества школе, в том числе и начальной, требует целенаправленного совершенствования процесса обучения, изменения его содержания, методов и, прежде всего, определяется теми целями, которые поставлены перед системой образования.

Современному обществу необходима Творческая педагогика, формирующая у личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Продукт творческой педагогики - личность готовая к постоянным изменениям, получающая моральное удовлетворение от решения возникающих интеллектуальных задач.

И, в заключение, приведу советы А.Н. Лука [2], которые он дает учителям по развитию творческого мышления у учащихся.

  1. Не соглашайся с ответом ученика, если ответ просто затвержен и принят на веру. Требуй доказательств.
  2. Никогда не разрешай спор учащихся самым легким способом, то есть попросту сообщив им правильный ответ или способ решения.
  3. Внимательно слушай своих учеников, лови каждую высказанную им мысль, чтобы не упустить случая раскрыть для них что-то новое.
  4. Постоянно помни – обучение должно опираться на интересы, мотивы и чаяния школьников.
  5. Расписание уроков и школьные звонки не должны быть определяющим фактором школьного процесса.
  6. Уважай свои собственные “сумасшедшие идеи” и прививай другим вкус к нестандартному мышлению.
  7. Никогда не говори своему ученику: “Нам некогда обсуждать твою идею”.
  8. Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбке, дружеское поощрение.
  9. В процессе обучения не может быть постоянной методики и раз и навсегда установленной программы.
  10. Повторяй эти заповеди каждый вечер, пока они не станут частью тебя самого.

Список литературы

  1. Далингер В.А., Борисова Л.П. Методические системы развивающего обучения математике в начальной школе: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004.
  2. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат, 1976.
  3. М.А.Холодная. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. – Томск: Изд. Томского университета. Москва: Изд-во “Барс”, 1997.
  4. М. Н. Шардаков. Очерки психологии школьника. – М., 1995.
  5. И.С. Якиманская. Знание и мышление школьника. – М.: Знание, 1985.