Урок "Оружие кавказцев"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с уровнем развития оружейного производства;
  • показать главные тенденции развития оружейного производства;
  • познакомить с видами оружия;
  • обработкой и украшением оружия.
  • развивать творческие способности учащихся;
  • прививать любовь к искусству.

Межпредметные связи.

1. Исторические и археологические сведения, знакомство с профессией археолога.

2. Адыгейский язык: знакомство с адыгскими названиями оружия.

3. Изобразительное искусство: творческая работа по изготовлению орнамента.

Приложение к уроку: “Оружие кавказцев”

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Знакомство с темой урока, ее задачами и целями.

2. Учитель-археолог:

Все находки из земли

Ведь не сами к нам пришли!
С молотком в руках, и с киркой,
И с лопатой, рюкзаком…
Я ищу их для людей
Узнай историю скорей!

- Ребята, а что вам известно о работе археолога? Для чего нам его находки? (Ответы учащихся)

- Да, тяжелая моя работа – археолога. И в дождь и в жару приходится работать под открытым небом. И сегодня я к вам пришла не с пустыми руками. Захватила я на урок “Дневник археолога”, чтобы познакомить вас с уникальными находками нашего края. (Знакомство с археологическими находками Адыгеи и Кубани)

Огромный вклад в историю нашего края внес археолог - Николай Иванович Веселовский – профессор Петербургского университета.

Он исследовал знаменитый курган Адыгеи “Ошад”. Этот “Золотой курган” знают во всем мире. А находки из этого кургана хранятся в Эрмитаже.

3. Беседа с учащимися по ходу просмотра слайдов.

Кавказское оружие и его виды

Оружейное производство – весьма древнее ремесло адыгов. Об этом свидетельствуют многочисленные материалы из археологических раскопок на территории Северо-Западного Кавказа.

В Прикубанских курганах начала II тысячелетия до н.э. найдены кинжальчики и наконечники копий с черенком.

В Семибратных курганах (V и IV вв. до н.э.) обнаружены железные мечи, наконечники копий, бронзовые наконечники стрел, кожаные панцири с нашитыми на них железными и бронзовыми чешуйками. В результате раскопок из Елизаветинских курганов (IV и. до в. э). извлечены чешуйчатые панцири, бронзовый нагрудник от панциря с изображением мифического существа – медузы, мечи, копья, наконечники стрел.

Среди предметов, найденных в Келермесских курганах, имеются ножны меча с золотой обкладкой с изображением зверей, железная секира с золотой обкладкой, бронзовые шлемы. В могильниках первых веков нашей эры встречались такие же типы вооружения, какие были характерны для памятников предшествующего времени: железные мечи, наконечники копий, дротиков и стрел. В них также были обнаружены кольчатые панцири.

В кургане (I–II вв.), расположенном недалеко от аула Кунчукохабль, были найдены железный длинный меч и кольчатый панцирь.

В курганном погребении 1-го пос. Колосовка была найдена сабля с навершием и перекрестьем, оковки ножен, перекрестье, навертке и накладка на рукоять богато украшены орнаментом. В центре расширения перекрестья изображена голова льва в анфас, концы волнистой гривы животного загибаются в кольце. На перекрестье выведены волнистые линии, составляющие ряд колечек и лирообразные рисунки.

В курганном погребении 2-го пос. Колосовки также обнаружена сабля с навершием и перекрестьем. Лицевая сторона навершия орнаментирована. На ней изображен орел с распростертыми крыльями. Навершие и перекрестье изготовлены из бронзы. Обе сабли относятся к Х–ХI векам.

К XIII в. форма клинка, перекрестья и рукоятки адыгской сабли подверглась изменению. У адыгов существовали два типа сабли. Первый имел широкий изогнутый клинок и крестообразное массивное перекрестье. Второй был двух видов: у одного из них клинок был узкий и кривизна его больше, чем у сабли первого типа; у другого ширина клинка больше и кривизна значительнее. Сабли первого вида у адыгов встречались в XIII–XIV вв., сабли второго вида были широко распространены у них в ХV в.

Каменные статуи воинов, встречающиеся в верховьях Кубани, на реках Кяфар и Бежгон, служат источником для изучения одежды и вооружения адыгов в определенный период. Предполагают, что часть этих статуй является адыгской, и относят ее к XIV–XV в. Воины одеты в шлемы, панцири, саблю носят на левом боку, кинжал на поясе справа или слева, секиру – за поясом.

В кабардино-черкесских подкурганных погребениях найдены предметы вооружения X–XI вв.: сабли, дротики, стрелы. Сабли без перекрестья или с крестовидным перекрестьем, длинные, слегка изогнуты, режущий край выгнут. Ножны для них делали деревянные. Кинжал делали с деревянной или костяной рукояткой, которую украшали кружковым орнаментом, и с навершием в виде круглой шапочки. По данным В. Сизова, в могильниках найдены шлемы полукруглой формы, сделанные из четырех железных полос и кольчуги 2. Кольчугу носили обязательно вместе с саблей. Адыги считали кольчугу “почетным и священным вооружением”.

В XVI–XVII вв. адыгские мастера изготовляли луки, стрелы, колчаны, ножи, кинжалы, копья, сабли, шлемы, панцири, наручники, щит (мэlу). Изделия эти были высокого качества. Адыгское оружие хорошо было известно на Востоке и в России. В 60-х годах XVII в. и Москву были приглашены самые лучшие адыгские мастера для изготовления булатных сабель, а также панцирей. В Астрахань были посланы такие же мастера для обучения русских мастеров этому искусству. Русские военачальники приглашали кабардинских оружейников для ремонта и правки оружия. Адыгские панцири славились в Персии. В 1595 г. персидский шах говорил русскому послу: “А пансыри добрые выходят к нам из черкас”.

В XVI в. в русско-адыгских торговых связях наблюдается заметное оживление. Адыги везли свои товары для продажи в Москву и Астрахань, а из Москвы привозили на родину наряду с другими товарами закупленное ими вооружение – панцири, железные шапки, наручи, наколенники.

Оружейное производство у адыгов получило наиболее высокое развитие в XVIII – первой половине XIX в. В этот период оно имело у них самое широкое распространение. Об этом свидетельствуют многие авторы. С. Броневский отмечал, что “главное щегольство состоит в оружие.

4. Учитель адыгейского языка (рассказ).

Бларамберг пишет, что "в глазах черкеса богато олицетворяют только оружие и лошади. Черкес, который едва имеет во что одеться и крышу жалкой лачуги над головой, может быть обладателем ружья в несколько сот рублей и соответствующих сабель, кинжалов и ножей. Выходя из дома, он украшает себя этим оружием, там же прикреплены, кроме того тесак-отвертка, кожаный кошель, где хранится трут и ружейный кремень, нож в ножнах, или бахчисарайский "печак", кисет с табаком и, наконец, прекрасно выполненная из черного серебра маленькая коробочка с салом, которым натираются пули для того, чтобы они лучше скользили в стволе. В руке черкес держит маленькую подставку из двух деревянных реек, на эту подставку кладется ствол ружья при стрельбе". "Можно было бы подумать, делает замечание тот же автор, - увидев воина, столь перегруженного оружием, что он должен быть стеснен в движениях и неуклюж, однако черкес на коне со всем этим оружием являет собой пример подвижности, ловкости и прекрасных качеств всадника".

В XIX в. огнестрельное оружие вытесняет лук и стрелы. Джемс Белл, побывавший в Черкессии в 1837–1839 гг., пишет, что "лук - значительно менее действенное и к тому же более дорогое оружие, чем ружье и пистолет. Сейчас каждый пастушок обладает или ружьем, или пистолетом, а иногда и тем и другим".

Военный уклад общества вызвал необходимость массового производства оружия, смекалки и творчества оружейников. Черкесы сами добывали руду, из которой изготовляли оружие. Отличались в искусстве изготовления оружия абадзехи, одна из наиболее многочисленных народностей, проживавшая в Майкопской долине и западном предгорье Северного Кавказа. Располагаясь вдоль 16 горных рек, таких, как Пшиш, Псекупс, Цыца, Пшсха, Курджипс, Шхагуащ (Белая) и др., абадзехские аулы далеко уходили в горы. Их быт формировался в условиях гор и лесов. У них не было князей, управлялись выборными лицами, из числа наиболее умных, мужественных и всем известных. В среде абадзехского общества широко было развито кузнечное и оружейное дело. "На территории абадзехов, - пишег Бларамберг, - у подножия горы Ногокосого имеется самородное железо в форме крупного песка, абадзехи собирают его и без особого труда выплавляют в виде слитков, пригодных для использования в различных целях. В недрах земли черкесов имеется также медь, свинец и серебро, но в малых количествах"

Черкесские мастера-оружейники изготовляли оружие не только для себя, но поставляли оружие для продажи кубанским и терским казакам. И русские офицеры любили носить черкесское оружие. Оружие изготовлялось почти в каждом ауле. Брант Зачарий называет таких лучших оружейников-абадзехов XIX в., как Исмел Иченаш. Хауд Дзыбов, Чужиг Брант, Шыучас Ашхамаф. Мышеост Батимст. Адыгские мастера выделывали кремневые пистолеты (кьзлат, шхонч кТэкl), револьверы (кТэрахъу). Хранили их в кобурах (шхонч кЬкЫлъ, кlэрэхъуаль), которые прикрепляли к поясу. Делались они из сафьяна. К рукоятке пистолета и револьвера был привязан красиво сплетенный шнур (тхончк1э-к1ыпс, кНрэхъопс), который носили на шее для щегольства. Шпуры эти изготовляли женщины, большей частью девушки. Девушки дарили их как подарок молодым мужчинам. Пистолет был любимым оружием адыгов. Он имел такую же длину, как и кавалерийский пистолет. Устройство его было таково, что из него легче было стрелять левой рукой, чем правой. Рукоятку пистолета богато украшали.

5. Учитель ИЗО.

Адыгские мастера довели изготовление оружия до высокого мастерства. Их изделия отличались тонкостью вкуса, изяществом и красивой отделкой. Подтверждение этого имеется у многочисленных авторов. И. Головин писал, что “из всех кавказских народов адыгейцы были самыми искусными оружейниками. Имена адыгских оружейников сохранились в памяти народа. Многие из них упоминаются в народных песнях и былях.

Оружейники изготовляли свои прекрасные изделия с помощью простых, часто примитивных орудий. Отдельные мастера не располагали необходимыми инструментами и ездили работать к князьям.

Адыги богато украшали орнаментом кинжалы, сабли мечи и ружья. Изделия эти покрывались серебряной и золотой насечкою с чернью, резьбой.

Слайды

Приклад ружья украшали золотом, серебром и слоновой костью. Делается он и с костяным наконечником. С. Броневский указывал, что адыгские мастера украшали оружие едва ли с меньшим искусством, чем в Великом Устюге. Д'Асколи тоже писал о богатом украшении адыгского оружия серебром. Хан-Гирей, говоря о достоинствах адыгского оружия, отмечал: “В Персии и Турции и в других местах Азии вы найдете оружие более богатое, нежели в Черкесии, но с таким прекрасным вкусом обработанных там не увидите... Серебряные изделия достойны удивления по прочности и чистоте отделки. Чернь в позолоте с величайшим искусством на них наводимые, превосходны в полном смысле этого слова и, что важнее всего, эта чернь и эта позолота почти никогда не сходят”. Т. Лапинский писал, что золотые и серебряные украшения адыгского оружия – “предмет удивления европейского любителя оружия”.

Таким образом, адыги производили оружие не только для внутренних потребностей, но и для продажи. По данным В.К. Гарданова, на внешний рынок шла значительная его часть. Адыгское оружие, отличавшееся прекрасными боевыми качествами и красивой отделкой, пользовалось большой славой далеко за пределами Черкесии. Его с охотой покупали народы Кавказа. На внешнем рынке на адыгское оружие также был большой спрос. Высоко ценили его и в России. По данным Г.И. Филипсона, во время Кавказской войны все русские офицеры носили черкесское оружие. П.П. Короленко писал, что кубанские казаки приобретали оружие, у “добрых соседей” – адыгов.

В оружейном производстве существовал институт ученичества. Большие мастера имели несколько учеников. Срок обучения длился от 1 до 3 лет. Одни мастера обучали учеников бесплатно, другие – за определенную плату. Платили натурой или деньгами. Ученик, который не вносил платы за обучение, возмещал ее работой у мастера. По истечении 3–4 месяцев он начинал выполнять несложные работы. Со временем мастер давал ему более сложные задания. Работа ученика не оплачивалась. Мастер был строг к ученику и наказывал его за ослушание: отсылал домой или долго не разрешал работать самостоятельно.

Большое внимание черкесы уделяли украшению оружия. Серебряных дел мастера украшают оружие, рожки для пороха. Пояса и т.п., - пишет Тебу де Мариньи, - трудно представить теперь совершенства этой работы, красоту и правильность этих рисунков, наносимых на металле чернью с помощью кислоты, обычно турки поставляют черкесам туда ружей, и пистолетов, и лезвия сабель, которые черкесы сами налаживают на свой манер.

Они никогда не продают свое лучшее оружие, и оно обычно переходит по наследству от отца к сыну. Когда им достаются европейские сабли, они их снова закаливают и затачивают таким образом, что они теряют свою гибкость.

У адыгов существовало несколько способов украшения металла орнаментом: гравировка, чернь, чеканка, ковка, литье, филигрань, насечка, зернь, эмаль, тиснение (басма). В ювелирном искусстве адыгов исключительно большое распространение имела техника чернения серебра. Мастер гравировки вырезал разнообразные узоры на серебре при помощи резца и молотка. Затем полученные углубленные линии заполняли чернью, которую приготовляли из разбавленной водой смеси порошка черни и специального вещества. Чернь широко применяли при украшении таких изделий, как кинжалы, металлические принадлежности - седла, мужские и женские пояса, нагрудники, кольца, серьги, пуговицы, браслеты. Надписи на ювелирных изделиях делались также чернью.

Приемы орнаментации серебра чернью – тонкая и сложная работа. Адыгские ювелиры достигли в этой технике художественного творчества совершенства. Вообще искусство чернения на Кавказе получило исключительно большое развитие.

Адыгские златокузнецы довольно широко использовали в своих работах насечку. Инкрустация производилась по металлу, а также по кости и рогу. В качестве материала для насечки служило золото, а иногда серебро и медь. Украшали предмет насечкой следующим образом. Мастер вырезал молотком и резцом на изготовляемой вещи узоры, а затем вбивал в них молоточком золото или серебро. Мастера украшали золотой насечкой кинжалы, шашки, ружья, декоративные предметы седельной сбруи. При изготовлении многих ювелирных изделий адыгские мастера применяли филигрань. Ювелир изготовлял из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки звездочки, спирали, шарики, петельки, завитки, а затем из них делал узоры. Из тонкой скрученной, сплюснутой проволоки ювелиры создавали различные ажурные вещи. Адыгским мастерам, как и дагестанским, были известны два вида филигранной техники: накладная и сквозная.

Адыгские ювелиры изготовляли изящные изделия с эмалью, проявляя при этом большое мастерство. Эмаль накладывалась обычно на узоры, вырезанные на металле. Ею покрывалась и накладная филигрань. Эмалью нередко украшали кинжалы и шашки. В Белореченских курганах (XIV в.), относящихся к адыгским памятникам, обнаружены металлические вещи, украшенные чернью и цветной эмалью.

В.П. Левашова утверждает, что у адыгов “орнамент вышивания совпадает с орнаментом ювелирных изделий”. Орнамент на ювелирных изделиях отличался разнообразием, строгостью, четкостью и изяществом линий. Характерная черта рисунков – широта замысла и богатство творческой фантазии. Адыги не любили украшательств. Н.Дубровин писал, что разборчивый вкус адыга не терпел ничего тяжелого и неуклюжего.

6. Практическая работа.

Изображение орнамента на трафареты кинжала.

7. Подведение итогов урока.

Выставка работ.

Выставление оценок.