Цель занятия: обобщить знания детей по темам: “Растительный и животный мир осенью”.
Задачи:
образовательные:
- уточнить знания детей о видах деревьев, диких животных и птицах;
- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
- сформировать у детей обобщенное представление о лесе и его обитателях.
коррекционные:
- обогащать словарь детей по темам;
- закрепить умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- активизировать умения и навыки в словообразовании: притяжательных прилагательных, сложных слов путем слияния, существительных с уменьшительно ласкательным значением;
- развивать мелкую моторику рук;
- закрепить умения выделять гласный звук “О” в словах, определять место этого звука в слове;
- формировать умение строить предложение по данной схеме.
воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
- способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным и птицам;
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
развивающие:
- формировать логическое мышление дошкольника через решение проблемной ситуации;
- развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.
Оборудование: разрезная пейзажная картина “Осень”, цветные карандаши, рисунки детей, листья деревьев, предметные картинки диких животных, “чудо-дерево”, “чудо-зверь”, схемы предложений.
Оформление группы: в центре группы – ковер с лежащими осенними листьями, столы для рисования, мольберты с дидактическим материалом.
Части занятия | Действия, методы и приемы логопеда |
Ответы детей |
1. Вводная часть | (Логопед с детьми входит в
группу) Друг за другом заниматься |
(Дети садятся на стулья) |
2. Беседа | - Сегодня на нашем занятии
присутствует много гостей, давайте
поздороваемся с ними. Посмотрите, один стол пуст! Но здесь лежит конверт. Хотите узнать, от кого он? (Логопед открывает конверт и читает) Несу я урожаи, Дети, видно осень очень занята. На занятие к нам не пришла, только письмо прислала! |
- Здравствуйте!
- Осень!
|
3. Составление картины | - Дети, хотите узнать, что в этом
письме? (Логопед открывает конверт и достает
разрезанные на части картинки) - Как вы думаете, что это? (Дети составляют картину из частей) - Что вы видите на картине? - Как вы догадались? |
- Да, очень хотим! - Это была картина, но разрезанная! Сейчас мы ее соберем! - На картине поздняя осень! - Деревья стоят голые, небо хмурое, серое. |
4. Ввод в мотивацию | - Осень прислала Вам свою картину
в подарок. Она украсит нашу группу. Мы тоже умеем
с вами рисовать, на прошлом занятии мы начали
рисовать осень, сегодня осталось лишь раскрасить
их. Занимайте свои рабочие места и приступайте к работе. (Дети находят свои рисунки, берут цветные карандаши и обнаруживают, отсутствие карандашей красного, желтого, оранжевого и коричневого цветов) - Кто бы мог взять их? - Но цветных карандашей нет и у других ребят, кому, же они понадобились? Лету, зиме? - Где же мы теперь найдем осень? - Предлагаю вам отправиться в лес. (Дети встают из-за столов, подходят к ковру, усыпанному осенними листьями) Раз, два, три, четыре, пять |
- Где же наши карандаши?
- Взяли другие ребята?
- Нет, наверно осени! - Наверно на улице, в парке, в лесу. |
5. Образование прилагательных от существительных | - Вот мы и на полянке леса,
посмотрите, сколько листьев лежит на земле, какие
они яркие, цветные. Кто же их так раскрасил? - Значит, вот кому понадобились наши карандаши. Возьмите осенний листок, который вам больше нравиться. (Дети подходят, находят листок, который им понравился) - Какой ты лист взял? - А у тебя какой? |
- Это осень!
- У меня лист кленовый (дубовый, рябиновый, березовый …) |
6. Употребление существительных в родительном падеже | - А знаете, с каких деревьев упали
ваши листочки? - Может быть с этого? (Дети подходят к мольберту, на котором нарисовано “Чудо-дерево”) - Назовем ветки, каких деревьев на нем растут. Это ветка клена, на ней кленовый лист. - На лесной поляне мы увидели следы наших карандашей, но их здесь нет. Пойдемте искать осень дальше… |
- Мой лист упал с клена, с дуба, с
рябины… - Нет!
- Это ветка дуба… |
7. Пальчиковая гимнастика | - Раз, два, три повернись, вновь по
лесу пройдись. Какие мы видели красивые деревья в
лесу! Вспомним о них и покажем пальчиками. (Дети
присаживаются на ковер и выполнят пальчиковую
гимнастику) - Ветер по лесу летал, ветер листики считал, Лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной… (Дети выполняют взмахи кистями рук, затем загибают пальцы правой руки в кулак) |
|
8. Развитие фонематического восприятия | - Мы посчитали листья многих
деревьев в лесу, а теперь послушайте слова и
скажите, какой звук в них чаще звучит? Лист, ива,
рябина. - В каком из этих слов звук “И” самый первый? - Ребята, посмотрите какой в лесу порядок! Кто же ухаживает за лесом? И как его называют? |
- Это звук “И”! - В слове “ИВА”, а в словах рябина, лист звук “И” стоит в середине - Это, наверное, лесник! |
9. Употребеление существительных множественного числа творительного падежа | - Лесник заботится о деревьях, об
обитателях леса. Подойдите к мольберту, отберите
картинки животных, о которых заботится лесник. - Теперь отберите картинки птиц, живущих в лесу. - Молодцы! Осенью у животных и птиц много забот. Как вы думаете, чем они заняты? Не будем мешать животным и птицам. Отойдем и подумаем, нужны ли осени наши цветные карандаши при окрашивании картинок на мольберте? А если нужны, то зачем? |
- Лесник заботится о лисах, о
кабанах, о медведях, о зайцах. - Лесник заботится о дятлах, о кукушках, о воробьях… - Птицы улетают в теплые края, животные делают запасы на зиму. - Да, нужны! Ведь заяц зимой белеет… |
10. Образование однокоренных существительных | - Молодцы! Послушайте и ответьте,
одним словом. Большой – это лес, а если он
маленький, как назвать? - Тропинка в саду садовая, а тропинка в лесу? - Как назвать доброго сказочно героя, живущего в лесу? - А сказочное чудище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились? - Повторяйте за мной: “лес, лесок, лесник; лесовик, лесная, леший”. Что вы можете сказать об этих словах? - Верно, слова похожи, в них общая часть – лес. Слова с общей частью называются родственными. |
- Лесок! - Лесная! - Лесовик! - Леший! - Слова похожи. |
11. Физминутка | - Продолжаем наше путешествие по
лесу. Что-то стало прохладно… Предлагаю вам
согреться. Слушайте и выполняйте: Встали дети в
ровный круг, |
|
12. Образование притяжательных прилагательных | - Вот мы и согрелись, только
кажется, заблудились. Смотрите, кто это? (Дети
подходят к мольберту и видят “чудо-зверя”) - Это леший наверно с нами шутит, вон какого зверя нарисовал. Как вы думаете, живут в лесу такие животные? - На каких животных оно похоже? - Молодцы, мы разгадали загадку лешего, ему не удалось нас испугать. Пойдемте дальше осень искать, карандаши свои выручать. (Дети подходят к столу, на котором лежат два конверта, открывают первый) |
- Нет, это сказочное животное. - Оно похоже на зайца, у этого животного заячьи уши, на волка, у него волчий хвост, на медведя, у него медвежьи лапы. |
13. Составление предложений по схеме | - Осень просит нас составить
предложения по картинкам, чтобы нам легче было.
Под картинкой есть схема. Возьму первую картинку,
вот такое предложение составила бы осень: “Я
раскрасила красками медвежий хвост”. Возьмите карточки, составьте свои предложения, считайте слова в них, указывайте место каждого слова. - Молодцы! Что же приготовила осень в последнем конверте? (Открываю последний конверт, читаю задание) |
- Я раскрасил красками волчью морду, в этом предложении пять слов, первое слово – я, второе – раскрасил, третье – красками, четвертое – волчью, пятое слово – морду. |
14. Образоование существительных суффиксальным способом | - Осень просит вас выполнить
последнее задание. Возьмите маленькие карточки,
расскажите какие тут птицы, чему учит мать своих
птенцов? Все ли эти птицы останутся зимовать в
лесу? - Молодцы! Со всеми заданиями осени справились. Пора возвращаться в детский сад. Один, Два, три, четыре, пять повернись, в детском саду очутись. (Дети повторяют слова, кружатся, педагог обращает их внимание на гостей, на пустующем ранее стуле стоит корзина с ягодами, грибами) Ребята, посмотрите на стуле, где раньше лежало письмо, что-то стоит… (Дети подходят к корзине, достают осенние подарки, там же находят пропавшие цветные карандаши) |
- Аистиха учит летать аистят, аисты скоро улетят на юг… |
15. Рисование осеннего пейзажа, составление рассказа по нему | - Осень возвратила вам карандаши.
Мы можем раскрасить ими свои рисунки. (Дети
садятся за столы, приступают к раскрашиванию) - Вот и подходит к концу наше занятие. Свои рисунки поставьте на мольберт к картине осени. Расскажите, что каждый нарисовал. (Дети ставят рисунки, рассказывают по ним) |
|
16. Итог занятия | - Чем мы занимались на занятии? | - Мы путешествовали по лесу, искали осень, выполняли ее задания, составляли предложения, рисовали… |