Конспект интегрированного занятия "Лес осенью"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель занятия: обобщить знания детей по темам: “Растительный и животный мир осенью”.

Задачи:

образовательные:

  • уточнить знания детей о видах деревьев, диких животных и птицах;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • сформировать у детей обобщенное представление о лесе и его обитателях.

коррекционные:

  • обогащать словарь детей по темам;
  • закрепить умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
  • активизировать умения и навыки в словообразовании: притяжательных прилагательных, сложных слов путем слияния, существительных с уменьшительно ласкательным значением;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • закрепить умения выделять гласный звук “О” в словах, определять место этого звука в слове;
  • формировать умение строить предложение по данной схеме.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным и птицам;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

развивающие:

  • формировать логическое мышление дошкольника через решение проблемной ситуации;
  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.

Оборудование: разрезная пейзажная картина “Осень”, цветные карандаши, рисунки детей, листья деревьев, предметные картинки диких животных, “чудо-дерево”, “чудо-зверь”, схемы предложений.

Оформление группы: в центре группы – ковер с лежащими осенними листьями, столы для рисования, мольберты с дидактическим материалом.

Части занятия

Действия, методы и приемы логопеда

Ответы детей

1. Вводная часть (Логопед с детьми входит в группу)

Друг за другом заниматься
Мы спокойно все идем.
Встали, подравнялись,
Приготовились, начнем.

(Дети садятся на стулья)

2. Беседа - Сегодня на нашем занятии присутствует много гостей, давайте поздороваемся с ними.

Посмотрите, один стол пуст!

Но здесь лежит конверт. Хотите узнать, от кого он? (Логопед открывает конверт и читает)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь сосен и елочек,
Кто я? …

Дети, видно осень очень занята. На занятие к нам не пришла, только письмо прислала!

- Здравствуйте!

 

 

 

- Осень!

 

 

3. Составление картины - Дети, хотите узнать, что в этом письме? (Логопед открывает конверт и достает разрезанные на части картинки)

- Как вы думаете, что это? (Дети составляют картину из частей)

- Что вы видите на картине?

- Как вы догадались?

- Да, очень хотим!

- Это была картина, но разрезанная! Сейчас мы ее соберем!

- На картине поздняя осень!

- Деревья стоят голые, небо хмурое, серое.

4. Ввод в мотивацию - Осень прислала Вам свою картину в подарок. Она украсит нашу группу. Мы тоже умеем с вами рисовать, на прошлом занятии мы начали рисовать осень, сегодня осталось лишь раскрасить их.

Занимайте свои рабочие места и приступайте к работе. (Дети находят свои рисунки, берут цветные карандаши и обнаруживают, отсутствие карандашей красного, желтого, оранжевого и коричневого цветов)

- Кто бы мог взять их?

- Но цветных карандашей нет и у других ребят, кому, же они понадобились? Лету, зиме?

- Где же мы теперь найдем осень?

- Предлагаю вам отправиться в лес. (Дети встают из-за столов, подходят к ковру, усыпанному осенними листьями)

Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать
И окажемся в лесу, где
Раскрасила листву в цвет
Багряный, золотистый
Осень разноцветной кистью

- Где же наши карандаши?

 

 

- Взяли другие ребята?

 

 

- Нет, наверно осени!

- Наверно на улице, в парке, в лесу.

5. Образование прилагательных от существительных - Вот мы и на полянке леса, посмотрите, сколько листьев лежит на земле, какие они яркие, цветные. Кто же их так раскрасил?

- Значит, вот кому понадобились наши карандаши. Возьмите осенний листок, который вам больше нравиться. (Дети подходят, находят листок, который им понравился)

- Какой ты лист взял?

- А у тебя какой?

- Это осень!

 

- У меня лист кленовый (дубовый, рябиновый, березовый …)

6. Употребление существительных в родительном падеже - А знаете, с каких деревьев упали ваши листочки?

- Может быть с этого? (Дети подходят к мольберту, на котором нарисовано “Чудо-дерево”)

- Назовем ветки, каких деревьев на нем растут. Это ветка клена, на ней кленовый лист.

- На лесной поляне мы увидели следы наших карандашей, но их здесь нет. Пойдемте искать осень дальше…

- Мой лист упал с клена, с дуба, с рябины…

- Нет!

 

- Это ветка дуба…

7. Пальчиковая гимнастика - Раз, два, три повернись, вновь по лесу пройдись. Какие мы видели красивые деревья в лесу! Вспомним о них и покажем пальчиками. (Дети присаживаются на ковер и выполнят пальчиковую гимнастику)

- Ветер по лесу летал, ветер листики считал,

Лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной… (Дети выполняют взмахи кистями рук, затем загибают пальцы правой руки в кулак)

 
8. Развитие фонематического восприятия - Мы посчитали листья многих деревьев в лесу, а теперь послушайте слова и скажите, какой звук в них чаще звучит? Лист, ива, рябина.

- В каком из этих слов звук “И” самый первый?

- Ребята, посмотрите какой в лесу порядок! Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?

- Это звук “И”!

- В слове “ИВА”, а в словах рябина, лист звук “И” стоит в середине

- Это, наверное, лесник!

9. Употребеление существительных множественного числа творительного падежа - Лесник заботится о деревьях, об обитателях леса. Подойдите к мольберту, отберите картинки животных, о которых заботится лесник.

- Теперь отберите картинки птиц, живущих в лесу.

- Молодцы! Осенью у животных и птиц много забот. Как вы думаете, чем они заняты?

Не будем мешать животным и птицам. Отойдем и подумаем, нужны ли осени наши цветные карандаши при окрашивании картинок на мольберте? А если нужны, то зачем?

- Лесник заботится о лисах, о кабанах, о медведях, о зайцах.

- Лесник заботится о дятлах, о кукушках, о воробьях…

- Птицы улетают в теплые края, животные делают запасы на зиму.

- Да, нужны! Ведь заяц зимой белеет…

10. Образование однокоренных существительных - Молодцы! Послушайте и ответьте, одним словом. Большой – это лес, а если он маленький, как назвать?

- Тропинка в саду садовая, а тропинка в лесу?

- Как назвать доброго сказочно героя, живущего в лесу?

- А сказочное чудище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились?

- Повторяйте за мной: “лес, лесок, лесник; лесовик, лесная, леший”. Что вы можете сказать об этих словах?

- Верно, слова похожи, в них общая часть – лес. Слова с общей частью называются родственными.

- Лесок!

- Лесная!

- Лесовик!

- Леший!

- Слова похожи.

11. Физминутка - Продолжаем наше путешествие по лесу. Что-то стало прохладно… Предлагаю вам согреться. Слушайте и выполняйте:

Встали дети в ровный круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
А над головой хлопок,
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу.
Сейчас идем по кругу,
Улыбаемся друг другу.

 
12. Образование притяжательных прилагательных - Вот мы и согрелись, только кажется, заблудились. Смотрите, кто это? (Дети подходят к мольберту и видят “чудо-зверя”)

- Это леший наверно с нами шутит, вон какого зверя нарисовал. Как вы думаете, живут в лесу такие животные?

- На каких животных оно похоже?

- Молодцы, мы разгадали загадку лешего, ему не удалось нас испугать. Пойдемте дальше осень искать, карандаши свои выручать. (Дети подходят к столу, на котором лежат два конверта, открывают первый)

- Нет, это сказочное животное.

- Оно похоже на зайца, у этого животного заячьи уши, на волка, у него волчий хвост, на медведя, у него медвежьи лапы.

13. Составление предложений по схеме - Осень просит нас составить предложения по картинкам, чтобы нам легче было. Под картинкой есть схема. Возьму первую картинку, вот такое предложение составила бы осень: “Я раскрасила красками медвежий хвост”.

Возьмите карточки, составьте свои предложения, считайте слова в них, указывайте место каждого слова.

- Молодцы! Что же приготовила осень в последнем конверте? (Открываю последний конверт, читаю задание)

- Я раскрасил красками волчью морду, в этом предложении пять слов, первое слово – я, второе – раскрасил, третье – красками, четвертое – волчью, пятое слово – морду.
14. Образоование существительных суффиксальным способом - Осень просит вас выполнить последнее задание. Возьмите маленькие карточки, расскажите какие тут птицы, чему учит мать своих птенцов? Все ли эти птицы останутся зимовать в лесу?

- Молодцы! Со всеми заданиями осени справились. Пора возвращаться в детский сад. Один, Два, три, четыре, пять повернись, в детском саду очутись. (Дети повторяют слова, кружатся, педагог обращает их внимание на гостей, на пустующем ранее стуле стоит корзина с ягодами, грибами)

Ребята, посмотрите на стуле, где раньше лежало письмо, что-то стоит… (Дети подходят к корзине, достают осенние подарки, там же находят пропавшие цветные карандаши)

- Аистиха учит летать аистят, аисты скоро улетят на юг…
15. Рисование осеннего пейзажа, составление рассказа по нему - Осень возвратила вам карандаши. Мы можем раскрасить ими свои рисунки. (Дети садятся за столы, приступают к раскрашиванию)

- Вот и подходит к концу наше занятие. Свои рисунки поставьте на мольберт к картине осени. Расскажите, что каждый нарисовал. (Дети ставят рисунки, рассказывают по ним)

 
16. Итог занятия - Чем мы занимались на занятии? - Мы путешествовали по лесу, искали осень, выполняли ее задания, составляли предложения, рисовали…