Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государств были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Работу по внедрению проектного метода обучения в практику детского сада мы начали 3 года назад. Толчком для выбора темы ДОУ по реализации проектной деятельности послужил опыт работы педагога высшей квалификационной категории С.А.Соколовой, которым она поделилась с коллегами на совете педагогов. Было принято решение о том, что проектный метод является эффективным средством для реализации задачи нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, над которым работал педагогический коллектив с 2005 года, и воспитательной системы в целом.
Основная цель, которую ставил перед собой педагогический коллектив ДОУ №1 “Солнышко” - создание системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.
Задачи работы:
- Изучение уровня компетентности и информированности педагогов ДОУ по вопросу “Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности”.
- Создание условий для повышения уровня компетентности педагогов по теме “Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности”.
- Разработка методических материалов по теме “Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности”.
- Создание полноценной предметно-развивающей среды;
- Реализация проектов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Основной метод – проектный с использованием интеграции как одного из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.
Этапы работы по внедрению проектного метода обучения
Работа по реализации поставленных задач проходила в три этапа.
I этап. Диагностический
Анализ: затруднений воспитателей; состояния воспитательно-образовательного процесса; противоречия. |
Недостаточная компетентность и
информированность педагогов в данной области. Нет взаимодействия между специалистами, родителями и социумом по данному вопросу. Недостаточное материально-техническое и методическое оснащение. Не разработанность материалов по организации проектной деятельности. |
На 1-м этапе был проведен мониторинг состояния воспитательно-образовательного процесса, а так же выявлены знания педагогов по данному вопросу. На основе анализа полученных данных был составлен план действий по устранению возникших противоречий.
II этап. Теоретико-организационный
Изучение теоретических вопросов
проблемы:
|
Накопление творческого материала |
|
Ресурсное обеспечение |
Вторым этапом стало теоретическое изучение данного вопроса. С этой целью проведен теоретико-практический семинар “Проектный метод как форма организации воспитательно-образовательного процесса и развития творческого познавательного мышления”, организован ряд консультаций и практикумов.
Так же решена проблема оснащения методической литературой и необходимыми дидактическими материалами.
III этап. Практическое исследование проблемы
|
Разработка системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности |
Третий этап работы – это непосредственно практическая деятельность по реализации проектов.
Творческой группой разработана система и установлена последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Система и последовательность работы по
нравственно-патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста
(разработана на основе системы предложенной М.Д.Маханёвой в пособии для реализации Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”) [4]
Семья |
Детский сад |
Родной город |
Родной край |
Родня. Национальные, сословные, профессиональные корни. Трудовые и военные подвиги. Микроклимат в семье. |
Деятельность людей. Развивающая среда. Традиции. |
Деятельность людей (труд, быт,
праздники). Культурный облик города (архитектура, промышленность, улицы, достопримечательности, исторические места, памятники). Символика. |
Мир природы. Деятельность людей. Культура коренных народов севера |
Страна, ее столица, символика |
Другие народы мира |
Права и обязанности |
|
Российская Федерация. Народ. Главный город – Москва. Достижения страны. Другие города России. Русская национальная культура. Герб, флаг, гимн. |
Мир природы. Люди других стран. Деятельность людей (труд, быт, праздники). Национальная культура. |
Конституция РФ Конвенция о правах ребенка |
Наряду с этим, педагогами ДОУ разработано и реализовано 9 групповых проектов, таких как: “Моя семья”, “Богатыри земли русской” и других, которые проводились с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, как на специально организованных занятий, так и во время совместной деятельности детей и взрослых. Педагогам была дана возможность сами определять тематику проектов и их длительность в соответствии с возрастными особенностями детей.
В 2008-2009 учебном году творческой группой разработано 4 общесадовых проекта, таких как: “Мой любимый детский сад”, “Мурман – край российский”, “Культура русского народа”, “Новый год у ворот”. В этом случаи была дана четкая тематика разработки проектов, но, тем не менее, это не ограничивало педагогов в их творчестве.
Вся работа при реализации проектов проходила в несколько этапов.
На первом этапе творческой группой педагогов ДОУ разрабатывался паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Также определялись участники проекта. В ходе реализации групповых проектов участниками были воспитанники данной группы, педагог и родители. При реализации общесадовых проектов к данной деятельности подключались узкие специалисты.
Руководителем общесадовых проектов являлся заместитель заведующей по ВМР, если же проект групповой, то руководителем являлся воспитатель данной группы и уже он определяет участников проекта.
На втором этапе определялось содержание проекта, разрабатывалось перспективное планирование по работе с детьми, составлялся план взаимодействия с родителями, с педагогами и узкими специалистами. Воспитатели данную работу планировали самостоятельно, с учетом возрастных особенностей воспитанников и согласно содержания, разработанного творческой группой. То есть они разрабатывают как бы мини проекты в нутрии большого общесадового проекта, самостоятельно определяя методы и приемы работы.
Третий этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами и работа с родителями, которая включала в себя проведение ряда консультаций для педагогов и узких специалистов, а так же родительских собраний по теме проекта.
Понимая, что чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением мы решили, что необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями наших воспитанников. Для этого было организовано и проведено общесадовое родительское собрание, целью которого было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Реализация проектов с детьми начиналась с введения их в проектную деятельность. Хочется отметить, что самые большие трудности воспитатели будут испытывать именно при организации работы с детьми по вхождению в проектную деятельность, ведь мы не можем сказать детям, что реализуем проект и начинать насаждать их информацией, как зачастую это происходит при организации тематических дней и недель. Необходимо что бы педагоги четко понимали, что в ходе работы дети самостоятельно или совместно со взрослыми добывают информацию, а для этого нужно создать игровую, поисковую или проблемную ситуацию.
Четвертый этап – презентация проекта, которая проходила в форе праздников (“Права маленького гражданина”, “Мой любимый Снежногорск” и т.д.); творческих выставок фотоматериалов, рисунков, коллажей по теме проекта; конкурсов и т.д. Презентация групповых проектов проходит на уровне группы, общесадовых проектов на уровне ДОУ.
В результате систематической работы в течение времени реализации проекта дети не только получали сумму знаний, но и могли выразить свои чувства в продуктивной деятельности, в составлении творческих рассказов.
Данная работа способствовала созданию творческой атмосферы не только в детском коллективе и в каждой семье, но и в общем коллективе родителей и педагогов. Слияние групповых проектов в единый общесадовый проект позволило обеспечить возрастную преемственность и проследить усложнение содержания от группы к группе.
Работа по реализации проектов органично вписалась в педагогический процесс детского сада. В последствии использование метода проектной деятельности так захватил педагогов, что они стали применять его и при решении других задач не связанных с нравственно-патриотическим воспитанием дошкольников. Воспитателями 2-й младшей группы был реализован исследовательско-творческий проект “Разноцветная сказка”; игровой проект “Любимые игрушки”; воспитателями средней группы информационный проект “Витаминный калейдоскоп”; воспитателями старшей группы творческий проект “Удивительный мир книги” и исследовательский, проект “Волшебница вода” и т.д. Как мы видим тематика и содержание проектов самая разнообразная.
Сейчас, в наше время, когда родители заняты зарабатыванием денег, они фактически самоустранились от процесса воспитания своих любых чад. Дети же чаще общаются не со своими друзьями и родными, а с героями компьютерных игр. И всё-таки необходимо, чтобы наши компьютеризированные дети помнили о своих корнях – своих предках, своих семейных традициях, чтобы не канула в Лету та тонкая ниточка, что связывает прошлое с настоящим, а настоящее с будущим.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Необходимо помнить, что ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В это смысле проектный метод – наиболее целесообразная форма для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ведь его дидактический смысл заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью.
Метод проектов актуален и очень эффективен.
Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.
Во-вторых, проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, ДОУ и других учреждений города, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство и обеспечить качество образования в ДОУ.
В-третьих, проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостному виденью картины окружающего мира.
В-четвертых, проектная деятельность позволяет задействовать различные виды детской деятельности.
Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в то, что проект не “привязан” к программе и не имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При реализации проекта возникают новые идеи, рождается новый проект.
В заключении необходимо сказать, что использование проектного метода обучения в практике работы ДОУ один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.
Литература
- Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
- Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
- Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Журнал “Завуч”, 2000, № 3.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы”. 2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2005 г.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Журнал “Завуч”, 2003, № 6.
- Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4.