Цели урока:
образовательные:
- обобщить и систематизировать знания по теме;
- проверить уровень усвоения темы;
- подготовить учащихся к контрольной работе.
развивающие:
- развивать самостоятельность учащихся, умение действовать в нестандартной ситуации;
- развивать коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
- развивать у учащихся умение преодолевать трудности в учении.
воспитательные:
- воспитывать стремление достигать поставленной цели;
- формировать умение работать в команде.
ХОД УРОКА
(На интерактивной доске демонстрируется Слайд 1, см. Приложение 1)
Учитель: Мы сегодня проведём не обычный урок, а “урок-путешествие. В ходу урока вы сможете (цели для учащихся):
оценить, насколько хорошо вы научились выполнять действия с многозначными числам и именованными величинам; вспомнить, как решаются уравнения и задачи;
в ходе путешествия вам придется преодолеть много трудностей;
вам поможет смекалка и сообразительность, умение слушать товарищей, оценивать их решения, работать в дружной команде.
Итак, вы разбились на 2 команды, выбрали капитанов, и мы отправляемся в путешествие по волшебной стране многозначных чисел.
Помните, впереди вас ждут различные испытания, и успех каждой команды зависит от слаженности вашей работы, внимания, умения выслушать товарища.
Команды готовы? Путешествие начинается!
В далекой стране, за высокими горами колдовала в пещере злая волшебница Гингема. Сварив зелье, она вынесла котел на улицу, опустила в него свое помело и стала разбрызгивать варево. Ураган невиданной силы пронесся над землей, подхватил учеников 5-го класса школы “Творчество” и перенес в волшебную страну.
Чтобы вернуться домой, вам придется выполнить различные задания.
Задание первое
1 команда:
Злая волшебница Гингема начала колдовать в 3 часа, 15 мин., а закончила в 9 часов 25 минут. Сколько времени продолжалось колдовство? (6 ч. 10 мин.)
2 команда:
Ураган поднял домик Элли в 8 часов 20 минут, и опустил через 5 часов 15 минут в Волшебной стране. Сколько времени показывали часы в момент приземления? (13 ч. 35 мин.)
Молодцы!
Вместе с вами отправятся в путешествие герои сказки, которым очень нужна ваша помощь.
Добрая волшебница Виллина прочитала в Волшебной книге, что вам нужно попасть в Изумрудный город. А для этого ответить на следующий вопрос:
Для постройки дороги из желтого кирпича использовались кирпичи одинакового размера, которые укладывались поперек дороги.
1 команда.
Сколько кирпичей ушло на дорогу до Изумрудного города, если ее ширина 10 кирпичей, а длина 24 км. Ширина кирпича 48 см? (Ответ: 500 000 кирпичей).
2 команда.
Сколько кирпичей ушло на дорогу до замка Людоеда, если ширина дороги 10 кирпичей, длина - 12 км. Ширина кирпича 24 см? (Ответ: 500 000 кирпичей.)
Молодцы! Путешествие продолжается.
И вот вы на краю поля, который охраняет Страшила. Чтобы пройти дальше вам нужно решить задачу:
1 команда.
Поле, которое охранял Страшила, имеет прямоугольную форму. Его площадь равна 2667 кв. м. Длина участка 127 м. Чему равна ширина участка? (21 м)
2 команда.
Длина изгороди поля прямоугольной формы, охраняемого Страшилой, 172 м, а ширина – 86 м. Найдите площадь этого поля. (14792 кв. м.)
Команды продолжают свое движение и встречают Железного Дровосека. Он попал под ливень и заржавел. Чтобы помочь железному Дровосеку вы должны ответить на следующий вопрос:
1 команда:
Железный Дровосек простоял в лесу 6 недель и 3 суток. Сколько минут простоял Железный Дровосек без движения? (64800 мин.)
2 команда:
Железный Дровосек простоял в лесу без движения 67680 мин. Сколько недель и суток простоял без движения железный дровосек? ( 6 недель и 5 суток)
Молодцы! И вы можете продолжить путешествие.
Но вот новое препятствие – наших путешественников захватил Людоед и поместил в своем замке. Чтобы выбраться из замка, необходимо открыть окно.
Задание “Откройте окошко”
1 команда:
а) 179 + ___ = 200
б) ____ + 322 = 700
в) ____ - 579 = 654
2 команда:
а) 257 + ____ = 400
б) ____ + 385 = 500
в) ____ - 217 = 326
Команды выбрались из замка, но впереди новое препятствие – ров, заполненный водой.
Необходимо решить очередные задачи:
1 команда.
Ров перед замком Людоеда содержит 118720 л воды. 7 одинаковых насосов выкачали эту воду за 8 часов. Сколько воды выкачивал 1 насос за час? (2120 л)
2 команда.
Чтобы выкачать воду изо рва установили 5 насосов. Каждый насос выкачивал за 1 час 4537 л воды. Через 6 часов вся вода была выкачана. Сколько воды было во рву у Людоеда? (136110 л)
Ров преодолен, путешественники подошли к бурной реке, и, во время переправы, поток уносит плот с путешественниками, а Страшила повис на шесте. Спасать его может только чудо и капитаны команд.
Капитаны выходят к доске и устно отвечают на вопросы:
1 команда:
Плот движется по реке со скоростью 12 км/ч. Какое расстояние проплывет плот за 4 часа? (48 км)
2 команда:
Путешествуя на плоту, друзья, за 12 часов проплыли 60 км. С какой скоростью несет плот река? (5 км/ч)
Путешествие продолжается. Впереди необозримое маковое поле. Элли засыпает. Чтобы не заснуть и продолжить путь команды должны решить примеры и записать решение на доске.
1 команда:
а) 346547 + 3509427;
б) 34549 – 28901;
в) 543 * 306;
г) 15813 : 63.
2 команда:
а) 2546807 + 88994;
б) 307615 – 285128;
в) 348 *39;
г) 14496 : 24.
Ответ:
1. а) 3855974, б) 5648, в) 166158, г) 251
2. а) 3855974, б) 5648, в) 166158, г) 251
Храбрый Лев заснул посреди макового поля. Королева мышей Рамина, вместе со своими подданными, обещают спасти Храброго Льва, если команды решат задачу:
За зиму 358 подданных королевы Рамины съедают по 508 колосков каждый. Сколько колосков нужно запасти на зиму, если королева Рамина съедает 612 колосков? (Ответ: 182 476 колосков)
1 команда:
Решить задачу и составить обратную, в которой требуется найти количество колосков, которое съедает каждый подданный королевы?
2 команда:
Решить задачу и составить обратную, в которой требуется найти количество подданных королевы?
Пока королева Рамина решает ваши задачи, Страшила и Дровосек привязали к повозке со спящим Львом ее подданных и выбрались за пределы макового поля.
И вот вас встречает хранитель ключа и страж ворот – Фарамант. Чтобы получить ключ от ворот, команды должны распутать волшебный клубок.
(Учитель раздает каждой команде лист с заданием: Приложение 2)
Молодцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями, и завершили свое путешествие. (Подводятся итоги, объявляется команда – победитель, выставляются оценки за участие в игре). Ребята делятся впечатлениями об уроке, записывают домашнее задание.