Период дошкольного детства – период первичной социализации ребенка, вхождения в современный мир, приобщения его к ценностям. Окружающий мир – понятие чрезвычайно широкое, его составляющими являются социальный мир, мир природы и предметный мир созданный трудом человека. Согласно современным представлениям психологов (Т.В. Антонова, Т.А. Репина и др.) целью социального развития в дошкольном детстве выступает формирование социальной компетентности как базовой характеристики личности ребенка.
Мотивационно-эмоциональный компонент социальной компетентности предполагает отношение к окружающему с позиций гуманистической системы ценностей (доброта, внимание, забота, помощь, милосердие и т.д.)
Когнитивный компонент связан с познанием окружающего, а поведенческий – с выбором ребенком характера взаимодействия, типичными способами поведения в повседневной жизни. Сложность процесса первичной социализации обуславливает необходимость помощи ребенку со стороны взрослого.
В период от трех до семи лет в психической жизни детей происходит множество значительных событий. Все они прямо или косвенно зависят от уровня общения ребенка со взрослыми. Психическое здоровье ребенка в решающей степени зависит от своевременного развития общения малыша со взрослыми.
Психолого-педагогические исследования и практика воспитательной работы показывают: отрицательные привычки складываются довольно рано, уже в дошкольном возрасте возникает необходимость перевоспитывать некоторых детей.
Общеизвестно, что истоки поведения следует искать в семейной обстановке. Ведь семья – это первая и часто почти единственная, общественная опора, первый и долго действующий фактор, формирующий личность. Влияние всех остальных общностей лишь корректирует семейное воспитание. В.А. Сухомлинский подчеркивал: трудным ребенок становится в первые годы, семи-восьми лет, когда главный воспитательный фактор – семья. Он говорил: «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей». Семья оказывает огромное влияние на ребенка. Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация совместного труда и досуга – все это имеет свое определенное значение. В.А. Сухомлинский писал «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
Проблеме семьи и семейного воспитания уделяла большое внимание и Надежда Константиновна Крупская. Она была глубоко убеждена, что огромная роль в воспитании детей зависит от общего уклада семейной жизни, той нравственной атмосферы, в которой растет ребенок. Те отношения, которые существуют в семье, обязательно накладывают свой отпечаток на воспитание ребенка.
Эта мысль всегда звучала в ее статьях. Еще в 1918 году она отмечала: «Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребенка. Но если семья ведет праздную жизнь, занята только погоней за удовольствиями, если ей чужды высокие идеалы, а царит черствый эгоизм, - никакое всестороннее наблюдение над индивидуальностью ребенка не поможет…» (Пед. соч., т. 1, с. 218, Н.К. Крупская).
Значение первоначального семейного воспитания во всем последующем формировании личности определяется тем, что именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное духовное развитие личности, что упущенная возможность в развитии и становлении личности потом практически полностью не компенсируется. Вот почему так важен в психолого-педагогическом отношении этот период в жизни человека.
Н.К. Крупская обращает внимание, что «впечатления раннего детства кладут отпечаток на дальнейшее воспитание и развитие человека», что часто необходимы годы для того, чтобы изжить какое-нибудь неправильное сильное впечатление, полученное в детстве. (Пед. соч., т. 6, с. 243).
Детская душа чрезвычайно впечатлительна, легко ранима, пластична. Последнее ее качество спасительно для ребенка. Однако и при этом условии многие впечатления детства остаются в памяти на всю жизнь. Жадными глазами всматривается ребенок в окружающую жизнь, наблюдает, думает. Отношения между членами семьи, отношения между теми людьми, с которыми соприкасается ребенок, возбуждают в его голове тысячу чувств; он только не умеет их формулировать, выразить понятным для взрослого человека образом. Поэтому родители должны быть психологически зоркими воспитателями, внимательными к своим детям. Безразличие, небрежное отношение к детям, к их духовным запросам – все это, так или иначе, отразится «грязными рубцами» в детской душе. А дошкольное учреждение является проводником и штурманом в просветительской деятельности с семьей.
В ДОУ организован и функционирует попечительский Совет (с октября 2002 года). Актив попечительского Совета организует и проводит собрания ДОУ, благотворительные мероприятия, каникулы, досуги, осуществляет совместно с администрацией контроль над организацией воспитательно-образовательного процесса, ремонтом ДОУ, озеленением участков и цветников и др. Родительские комитеты созданы в каждой группе и работают по индивидуальным планам. Представители от каждого родительского комитета входят в актив Попечительского совета, осуществляя совместное управление. Существующая программа воспитательной работы действенна, о чем свидетельствует активное участие родителей и старшего поколения в творческих выставках, проектах и массовых мероприятиях ДОУ и города. «Мама, папа, я – спортивная семья» (3-е место), «Абакан – спортивный город» (1-е место), «Турнир по шахматам» (3-е место), «Турнир по кикбоксингу» (3-е место).
Под совместным руководством обеспечиваются условия реализации выстроенной системы: психологические – создание благоприятного эмоционального климата для творчества и самовыражения детей, родителей и педагогов. Организационно-педагогические – освоение музейной педагогики, интегрированного подхода, технологии проектирования, проблемного и исследовательского методов обучения. Социально-культурные – расширение связей с учреждениями, работающими в нравственно-патриотическом направлении, учреждениями культуры и спорта города. Осуществляется и взаимодействие участников педагогического процесса: организация партнёрской совместной деятельности педагога и ребёнка в течение дня, личностно-ориентированный подход к детям, контроль над использованием педагогики сотрудничества, активизация родителей в педагогическом процессе детского сада. А именно, участия семьи в планировании воспитательно-образовательного процесса. Результаты взаимодействия педагогов, родителей, детей и социокультурной среды города представляются в выпусках газеты детского сада «СВЕТЛЯЧОК» – имеется уже 6, готовится 7-й, выпущен буклет и информационные листовки.
Эффективное средство для развития творческих способностей детей – система дополнительного образования через организацию кружковой работы: «Здоровишка», «Художественно - творческая деятельность», «Хореография», «Английский язык», «Хакасский язык», «Вокал», «Театральный» и шахматы. Наполняемость кружков зависит от детских предпочтений и направления работы от 20 человек до 70.
Основные направления работы с родителями: справочно-информационное, консультационное, организационно-педагогическое, педагогическо - просветительское, досуговое, финансово-управленческое, здоровьеформирующее. Разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями способствуют более тесному общению с семьями воспитанников. Анализ протоколов и посещаемости родительских собраний, клуба показывает заинтересованность семей воспитанников и востребованность данной формы и квалифицируется как оптимальный. См. таблицу.
Таблица
Общие собрания по параллели |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Младший возраст (по адаптации 2-3 г.) |
54 чел. |
62 чел. |
60 чел. |
Младший возраст (3-4 г.) |
22 чел. |
32 чел. |
24 чел. |
Средний возраст (4-5 л.) |
29 чел. |
29 чел. |
35 чел. |
Старший возраст (5-6 л.) |
33 чел. |
32 чел. |
39 чел. |
Подготовительная к школе группа (6-7 л.) |
43 чел. |
44 чел. |
51 чел. |
Посещаемость клуба |
15-17 чел |
23-25 чел. |
44-47 чел |
Показателем эффективности данной системы считаю доверие семей в воспитании второго ребенка – 16 семей в течение 7 лет.
Формы работы с семьей, используемые в ДОУ:
- семейные клубы по интересам;
- день добрых дел;
- день здоровья;
- день открытых дверей;
- творческий марафон;
- аукцион идей;
- ярмарка;
- межсемейные проекты;
- КВН, спектакли, праздники, викторины;
- журналы настроения;
- написание сценариев, совместных утренников;
- подготовка подарков и угощения детям;
- встречи с интересными людьми;
- игротеки;
- летописи групп;
- организация совместных выставок, экспозиций;
- ведение групповых альбомов;
- творческие группы родителей;
- лекотеки;
- гостиные;
- домашний музей.
Формы общения педагога с родителями используются традиционные, например, коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. И нетрадиционные: познавательные, досуговые, информационно-аналитические, практическо-деятельностные.
Коллектив детского сада «Светлячок» определил необходимость включения всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в действующую среду, предоставление возможности свободно и самостоятельно действовать в ней педагогам, детям и родителям. Системность выражается совокупностью нравственно-патриотических условий и ценностной ориентацией (среды направлена на развитие нравственно-патриотических качеств). Осуществляется принцип интегративности всех педагогических процессов – обучение и воспитание, развитие и саморазвитие индивидуального и совместного пространства деятельности ребенка. А соблюдение принципа открытости – взаимодействие и связь с природой, введение элементов своей страны и города предоставляет возможность родителям принимать участие в организации среды, планировании мероприятий. Соблюдение принципа творчества и сотворчества – поддержание визуальной связи «взрослый-ребенок»; сотворчество детей, родителей и педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива: дети – родители – сотрудники ДОУ путем проведения «Хуртаях» – день пожилого человека, «Очы Пайрам» – праздник сбора урожая (по-хакасски), парада шляп – в сентябре месяце. Тесный союз и взаимопонимание взрослых, окружающих ребенка – залог успешного формирования социально-нравственного и психического здоровья дошкольника.