Урок по литературному чтению. 3-й класс. Тема: "Путешествие в мир звуков и красок"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока. Обобщающий.

Форма урока. Урок-композиция.

Цели:

  • Познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне, расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей.
  • Развить познавательный интерес и эмоциональный интерес к работе с текстом, обучая школьников правильному, выразительному чтению.
  •  Осуществить связь содержания уроков чтения с произведениями, рекомендуемыми для внеклассного чтения, а так же с изобразительным искусством и музыкой.

Учебные задачи:

  • Обогатить читательский опыт знанием разножанровых произведений (стихи, загадки, сказки).
  • Дать представление о Ф. Тютчеве как поэте.
  • Учить выразительному чтению стихов, эпизодов сказок, рассказов.
  • Учить пользоваться справочным материалом о художниках и их картинах.
  • Учить слушать музыку и определять ее характер.

Учебные умения:

  • называть произведения Ф.Тютчева, А Чехова их жанры и темы.
  • приводить примеры разножанровых произведений поэтов.
  • читать наизусть стихи разных авторов.
  • умело передавать красками времена года.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (3 класс). Книги для внеклассного чтения. Тексты Н, Сладкова «Март», «Апрель». Репродукции картины А, Саврасов «Грачи прилетели», записи П.И. Чайковского «Времена года» и С.В. Рахманинова «Концерт для фортепиано с оркестром №2», «Перезвон колоколов» и «Птичьи голоса».

Подготовка класса.

  1. Тексты Н, Сладкова «Март» и «Апрель» на карточках раздаются перед началом урока детям.
  2.  Сообщения о том, откуда произошли значения слов «март», «апрель», «май», заранее готовятся учениками по выбору учителя.
  3. Дети дома выполняют рисунки на темы «Природа в марте», «Природа в апреле», «Природа в мае».

Оформление класса.

На доске выписано заглавие темы - «Все весны дыханием согрето, все кругом и любит, и поет. (А.Толстой)».

Далее доска поделена на 3 части:

  • Март «Март с водой апрель с травой».
  • Апрель «В апреле земля преет».
  • Май «Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый».

Подготовлена выставка книг о весне.

Развешаны рисунки детей о весне.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие учащихся.
  2. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка темы урока.

(Применяется электронное ученическое пособие. Показываются времена года).

Учитель. Отгадайте, чему посвящена тема нашего урока.

Темным облаком пчела опустилась белой птицей,
Превратилась в человека, постояла у крылечка,
Покатилась кувырком и запела ручейком.

- Верно, это времена года.

- А про какое время года мы сегодня будем говорить?

- Правильно, сегодня будем говорить о весне.

III. Актуализация знаний учащихся.

На начало урока звучит музыка С. Рахманинова «Концерт».

Учитель: На уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Пожалуй, весна – самое дорогое и самое красивое время года. Пали морозы. Отзвенела капель, оттаяло и согрелось солнце. Земля скинула с себя белые простыни снега, лес вздрагивает от падения капель… Природа проснулась. А жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла и достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано доброжелательно и красиво.

IV. Вводная беседа.

Вспомните из уроков природоведения, что вы знаете о весне? Каковы ее особенности?

(Таяние снега, ледоход, половодье, становится теплее, бегут ручейки).

Много красивых и замечательных произведений, написано о весне.

V. Подводящий диалог без проблемы.

Дома вы читали рассказ А.П. Чехова «Весна». (Выборочное чтение детей).

Вопрос. O каких признаках весны говорит автор в своем произведении?

Ответы детей: школьники перечисляют: «Пали морозы. Звенит капель. Земля скидывает с себя белые простыни снега и лежит влажная, тяжелая. Сырой и хмурый лес, вздрагивая от падения капель с ветвей, прислушивается неумолимому рокоту талой воды. Природа просыпается».

VI. Побуждающий диалог без проблемы.

Учитель: А сейчас вы познакомитесь еще с одним произведением, где говорится о весне – стихотворением Ф.Тютчева «Весенние воды». Но, прежде чем я прочитаю его, обратите внимание на необычные слова, которые в нем встретятся.

VII. Словарная работа – брег-берег, гласят - глас- голос.

Чтение стихотворения наизусть учителем.

Вопрос. Понравилось стихотворение? Какие картины вы представили перед собой во время его звучания?

(Ответы детей).

VIII. Первичное закрепление знания.

Самостоятельное чтение стихотворения.

Вопрос. Как вы думаете, о начале или конце весны говорится здесь? Почему? Объясните, почему берег назван «сонным»? Почему о весенних ручьях сказано, как они «блещут», «гласят»? Какой частью речи являются слова «блещут» и «гласят»? Прочитайте, что «гласят весенние ручьи. Как они сами себя называют? Почему? Кому поют славу весенние воды? Как вы понимаете выражение:

«И тихих теплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней?».

Какую картину можно нарисовать к этим строкам? Какая пора весны здесь изображена? Какое чувство вызывает чтение последней строфы? Почему?

IX. Самостоятельная работа с самопроверкой.

А сейчас поработаем над интонацией чтения. Расставим карандашом знаки пауз – вертикальные палочки. Если пауза длинная – поставьте две черты, обычная – одну, а слово, на которое падает логическое ударение, подчеркните.

Например:

Еще в полях белеет снег//,
А воды / уж весной шумят.

Проверка самостоятельной работы с доски. И выразительное чтение учащимися.

X. Задание на повторение.

Еще одно произведение о весне написал Н. Гоголь. Прочитайте его рассказ «Весна» самостоятельно. (Чтение детей про себя).

Вопрос: Какие краски потребуются, чтобы нарисовать картину к этому рассказу?

Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос прочтите последние строки произведения.

Теперь послушайте загадку из знакомой вам сказки «Старик – годовик», которую мы читали раньше. «Махнул Старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка птиц. Снег стал таять на полях, показались цветы».

Назовите этих волшебных птиц.

Правильно, это март, апрель, май. Наступила весна. Весна пришла и к нам в класс. Вспомним, какие звуки приходят вместе с ней. А для этого исполним песню «Кукушка».

Физминутка:

«Зовет зверей кукушка.
- Довольно соне, спать!
Весна пришла к нам в гости,
Давно пора вставать!
Ку-ку, ку-ку – старается она, -
Ку-ку, ку-ку, давно пришла весна.

XI. Задание на закрепление.

Учитель. Три долга у весны, три завета. Первый – тьму зимнюю одолеть. С этим март, справляется. Второй – снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель ее из ручьев живой водой отпаивает. Третий долг – теплую землю в зелень убрать – достается маю, который лес в зелень одевает, и лето в гости ожидает.

Какой первый месяц весны? Правильно – март. Теперь прочитаем первую запись на доске и объясним ее смысл. (Чтение и объяснение детьми смысла пословиц). А теперь узнаем, откуда произошло название месяца, и что оно означает.

Ученик. В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны, и посвящался он богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц так и назвали.

Учитель. Прочитайте рассказ Н. Сладкова «Март» и ответьте на мои вопросы.

С каким чувством автор рисует картины природы?

Какие краски использует автор, описывая небо? Снега? Льды? Следы?

Весной пробуждается природа. А как весна поднимает настроение! Хочется жить, радоваться и, кажется, что жизнь прекрасна.

Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!
Взлетел петух на самый гребень крыши
Да так поет, что слышит весь район.
Раскрыты окна. Веет теплый ветер.
И легкий пар клубится у реки.
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.

Слушание записи.

Композитор Петр Ильич Чайковский очень любил русскую природу. Сейчас мы послушаем его пьесу про месяц март, которая называется «Песня жаворонка».

Вы услышали легкие трели, напоминающие пение жаворонка, этой первой весенней птички. В прекрасной мелодии передаются различные оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. «Прощай, зима, здравствуй, весна!» - такие чувства, такие мысли вложил композитор Чайковский в свою музыку.

Анализ произведения изобразительного искусства.

Картину родной природы особенно чувствуют художники. Посмотрите на репродукцию картины Саврасов «Грачи прилетели». Художник воспринимает природу, как живое существо. Даже неподвижный камень у него может смеяться от солнечного тепла или страдать от зимней стужи. «Грачи прилетели» - лучшая работа Алексея Кондратьевича. Мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися березками. Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя темные лужи. Сколько звуков в этой картине? Слышите, как перекликаются птицы, и звенит капель. Как шелестит ветер в мокрых ветках, и поскрипывают кривые стволы, как звучит колокол. (Запись звучание колокола). Взгляните на ваши рисунки, – какие краски выбраны для изображения месяца марта?

Ученик. Родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает «теплый», «солнечный».

Учитель. Прочитаем и разберем вторую пословицу, записанную на доске: «В апреле земля преет». Прочитайте рассказ И, Сладкова «Апрель».

Что описано в этом рассказе? Прочитайте, какие запахи бывают зимой? Откуда идут запахи весной? Как автор описывает запахи? На что похожи первые цветы? Как автор называет проталины?

Анализ окраски объекта.

Посмотрите на ваши рисунки. Какие краски использованы для месяца апреля?

Весной деревья просыпаются. Если вы увидите, что дерево повреждено, из него вытекает сок, что надо сделать, как помочь дереву?

Правильно. Рану надо замазать, иначе дерево может засохнуть.

Апрель - время появления подснежников. Свою пьесу Петр Ильич Чайковский так и назвал - «Подснежник». В ее вальсовом движении журчит ручеек, звенит капель.

Ученик. Название пятого месяца года – май. Оно произошло от собственного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.

Учитель. В каких еще произведениях вы читали о наступлении весны? Какие изменения заметили писатели в неживой природе? Какие изменения произошли - в жизни растений, птиц и животных? (Дети читают отрывки из произведений).

Учитель: прочитайте пословицу о мае и поясните ее. Посмотрите на ваши рисунки. Какие вы взяли краски, чтобы нарисовать весну в мае? А теперь послушайте пьесу о мае П.И.Чайковского. Она называется «Белые ночи». Природа в мае уже проснулась, и вы услышите движение волн, набегающих на берег. (Слушание записи).

Может кто-то прочитает стихотворение о весне, которое вы учили сами.

Чтение стихов.

XII. Рефлексия.

Этот этап показывает, что урок достиг своей цели. Ученики показали, что могут выражать чувство восхищения от красоты родной природы в рисунке. С точностью передавать в красках весеннее пробуждение. Очень точно определять характер музыки.

Умело анализировать произведение и находит главное, которое отражало тему урока. Чувствовать свою связь с природой и значимость этой связи с ней.

XIII. Итог урока.

Какие звуки весны вы сегодня услышали? (Шум ручьев капели, пение птиц). Какие у весны запахи? (Оттаивающей земли, молодой травки, зеленых листьев). На этом путешествие в мир природы не заканчивается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски, и вы поймете, о чем щебечут птицы, журчат ручьи, тихо шепчут первые листочки деревьев. Слушайте и наслаждайтесь весной!