Цели урока:
- Познакомить учащихся с местоположением и природой Древнего Египта. Показать, как природные условия влияли на основные занятия и жизнь людей.
- Развивать умение работы с настенной и контурной картой; анализировать фрагменты кинофильма.
- Воспитывать интерес к истории.
На доске:
- Тема урока.
- План урока.
- Новые слова: папирус, дельта, оазис, пороги, ил, фараон.
- Задание: Древнегреческий историк Геродот говорил: «Египет – дар Нила». Согласны ли вы с Геродотом?
Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и передняя Азия»; учебный кинофильм «Древний Египет» видеостудии «КВАРТ» г. Москва; учебник: А.А. Вигасян, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». – М., «Просвещение», 2009г., рабочие тетради по истории Древнего мира под редакцией Г.И. Годера, раздаточный материал – карточки с заданиями для каждого ученика, которые они выполняют по мере изучения материала.
Задания для карточек.
Задание 1: Выбрать слова, которые характеризуют природные условия Древнего Египта:
- Тепло.
- Дожди.
- Солнце.
- Река.
- Лес.
- Пустыня.
- Оазисы.
На основе выбранных слов расскажите о природе Древнего Египта.
Задание 2: Знаете ли вы слова и их значение?
- Дельта.
- Папирус.
- Ил.
- Пороги.
- Оазис.
А. Островки зелени в пустыне.
Б. Высокий тростник, который рос по берегам Нила.
В. Огромный треугольник, который образовала река Нил, делясь на рукава при впадении в Средиземное море.
Г. Плодородная земля по берегам Нила.
Д. Каменистые преграды на дне реки, мешавшие судоходству.
Задание 3: Исправь ошибку в тексте (за основу можно взять задание 45 из рабочей тетради по истории Древнего мира, немного приблизив к теме урока).
Один путешественник, побывав в Египте, придумал такую историю:
– Когда я попал в Египет, то решил прогуляться по берегу Нила. Зрелище поразило меня. Река совсем пересохла. Нил не разливался уже несколько лет. Все остальные реки Египта можно было перейти вброд. Но вот радость! Изнуряющая жара сменилась проливным дождём. Мне пришлось укрыться в дубовой роще. Переждав дождь, я попросил корабельщиков отвезти меня в столицу Египта – город Мемфис, который находился рядом с первым порогом.
Подчеркните ошибки и дайте правильный ответ.
План урока.
- От первобытности к цивилизации.
- Страна Египет.
- Разливы Нила.
- Объединение Египта.
Ход урока
1. Учитель объявляет тему урока, знакомит с планом. Дальше идёт работа с первым пунктом плана «От первобытности к цивилизации».
Учитель обращает внимание на слово «цивилизация» - новый этап развития человеческого общества, культура определённой эпохи. Первые цивилизации появились более 5 тысяч лет назад.
Задание. Прочитайте пункт «От первобытности к цивилизации» и ответьте на следующие вопросы:
- Чем отличалась жизнь людей в данный период от жизни людей в первобытности? (Учащиеся отмечают возникновение государств, письменности, городов и новые умения: создавать оросительные каналы, осушать болота, выращивать обильные урожаи).
- Где появились первые государства? (Там, где земледелие было главным занятием, т.е. возле больших рек).
2. Учитель переходит ко второму пункту плана «Страна Египет», говоря, что одно из самых древних государств мира – Древний Египет – тоже возникло на берегах реки Нил.
Сегодня на машине времени мы совершим путешествие в Древний Египет и попытаемся выяснить, прав ли Геродот, который говорил, что Египет – дар Нила. Путешествуя, мы будем не только наблюдать события, но и преодолевать преграды, исправлять ошибки, анализировать увиденное.
Далее учитель обращает внимание на настенную карту «Древний Восток. Египет и передняя Азия» и показывает место их путешествия, беседуя с учениками:
- Какие части света вы знаете? (Дети перечисляют, учитель останавливается на Африке).
- Где на карте север, юг, запад, восток? (Учитель, слушая детей, двигает указку к северо-востоку и показывает реку Нил, по берегам которой находится Египет).
Итак, дети отправляются в Древний Египет.
Идёт просмотр фрагмента кинофильма «Древний Египет» (3 мин): в данном фрагменте показана река Нил, названы пороги и дельта, пустыня, климатические условия. После просмотра кинофрагмента ребята преодолевают первое препятствие, выполняя задание 1 на карточке.
Можно также спросить о новых словах, которые они услышали в фильме, объяснить и показать их на доске.
3. Путешествие продолжается, и учитель переходит к следующему пункту плана «Разливы Нила».
Заранее можно дать небольшое сообщение одному из учеников, примерно такого содержания: «В июне, когда стоит страшная жара, всё сохнет, земля трескается, вдруг в реке Нил начинает прибывать вода, и он разливается. Египтяне объясняли это так: «Далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».».
Ученики читают хвалебные песни египтян Нилу и Солнцу (учебник стр. 34), отвечают на вопрос: за что хвалили египтяне Нил и Солнце? (Нил орошает землю, оживляет природу, помогает вырастить урожай.)
А теперь посмотрим, так ли было на самом деле.
Просмотр следующего кинофрагмента о разливах Нила (4 мин): кинофрагмент рассказывает о причинах разлива Нила, о животном и растительном мире, о плодородном иле и борьбе людей с болотами и засухой.
Беседа по вопросам:
- Почему разливается Нил? Согласны ли вы с древними египтянами? (В истоках Нила в начале лета идут дожди, и тает снег на вершинах гор. Древние египтяне не знали этого, так как никогда там не были и придумали легенду о боге Хапи.)
- Как вы объясните разную окраску реки во время разливов? (Река несёт частицы различных горных пород.)
- Какие животные живут по берегам Нила? (Крокодилы, бегемоты, пеликаны, львы, гиены, шакалы.)
- Что такое папирус? (Высокий тростник, который рос по берегам Нила)
- Что остаётся на полях после разливов Нила? (Частицы полусгнивших растений – ил.)
- Как египтяне задерживали воду на полях и боролись с болотами? (Египтяне строили земляные насыпи и копали каналы.)
В результате этой беседы ребята подходят к главному ответу на задание «Египет – дар Нила»: плодородный ил давал возможность заниматься земледелием. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить людей. После разливов Нила оживала природа и хозяйственная жизнь человека.
Для закрепления ребята преодолевают ещё одно препятствие, выполняя задание 2 на карточке.
4. Учитель переходит к последнему пункту плана «Объединение Египта».
Просмотр кинофрагмента из части «Образование Древнеегипетского государства» (3 мин): в кинофильме показаны номы – провинции Египта, Нижний и Верхний Египет, объединение и двойная корона фараона, Мемфис, названа дата объединения 3118 год до н. э.).
Беседа по вопросам:
- Назовите столицу Египетского государства. (Мемфис.)
- Как называли повелителя Египта? (Фараон.)
- Посчитайте, сколько лет назад образовалось Египетское государство. (Приблизительно 5127 лет назад образовалось государство в Египте.)
5. Работа с контурной картой – задание 24 в рабочей тетради. (Это может использоваться как закрепление учебного материала и отработка нового умения – работа с контурной картой).
Учитель говорит, что, завершив первое путешествие в Древний Египет, мы можем перенести наши знания на контурную карту. Обращается внимание на требования к заполнению контурной карты. Выполняются задания 1 – 4 к контурной карте. Для наглядности используется «стоп – кадр» из кинофрагмента, настенная карта и карта учебника на стр. 31.
По ходу выполнения работы повторяется материал урока: ещё раз детьми проговаривается река Нил, пороги, моря, омывающие Египет, столица Египта.
6. В заключительной части урока учитель оценивает работу учеников с раздаточным материалом, контурной картой и активность на уроке, поэтому каждый ученик получает оценку за урок.
Работа с кинофильмом продолжается на следующих уроках.
7. Домашнее задание: § 6. Вопросы № 2, 3 стр. 35; выполнить задание 3 на карточке.