1. Работа по составлению банка данных на детей микрорайона школы с целью выявления детей:
- проживающих в микрорайоне школы и не обучающихся;
- часто пропускающих учебные занятия;
- инвалидов, проживающих в микрорайоне школы и не подлежащих обучению;
- не посещающих занятия;
- получивших основное образование, не продолжающих дальнейшее обучение и нигде не работающих;
- получивших среднее образование, не работающих и не обучающихся.
2. Составление социального паспорта учащихся МОУ (заполняется на неблагополучные семьи, семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также на новые семьи, прибывшие из других регионов), (приложение 1).
3. Формирование правовой культуры детей и молодежи:
- ежегодное проведение мероприятий в рамках месячника правовой культуры;
- проведение цикла часов общения в течение года: «Чтобы не случилось беды», «Подросток и закон», «Если ты попал в милицию», «Я живу среди людей», «Я кто? Я какой? Я с кем?» (по определению сфер влияния на подростка в социуме), «Экология души», «Мой дом - моя крепость», «Школа - мой дом, я хозяин в нем»,«Я и закон», «Молодежь против наркотиков, «Я – юный гражданин России»;
- проведение цикла единых классных часов:«Спасибо, нет!», «Здоровье, потерянное в табачном дыму», «Наркотики - мифы и реальность», «Знаешь ли ты свои права»;
- викторины, конкурсы.
4. Комплекс реабилитационных мероприятий в отношении подростков «группы риска»:
- выявление и постановка на внутришкольный учет детей «группы риска»;
- привлечение подростков к участию в творческих, спортивных, прикладных конкурсах и мероприятиях;
- привлечение в кружки, секции, клубы по интересам (занятость во внеурочное время - 85 %);
- организация летнего отдыха;
- вовлечение в работу трудовых бригад в течение года.
5. Комплекс мер, направленных на коррекцию поведения несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления:
- психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение;
- всесторонняя диагностика личностных качеств подростка;
- личностно ориентированный подход в обучении и воспитании;
- работа педагогического консилиума по выработке единых норм, требований, подходов к подростку;
- система контроля успеваемости и посещаемости учащихся, относящихся к «группе риска»;
- социально-психологические тренинги, направленные на коррекцию поведения несовершеннолетних.
6. Работа школы по обеспечению обязательного среднего общего образования.
- Работа по формированию и обновлению банка данных на различные категории детей;
- работа по формированию классов разного уровня направленности (общеобразовательных, профильных, углубленного изучения отдельных предметов, КРО, классов компенсирующего обучения);
- работа по расширению форм и видов образовательных услуг;
- работа по набору детей в 1 и 10 классы;
- работа с неуспевающими и слабоуспевающими;
- работа с учащимися, часто пропускающими учебные занятия;
- работа с больными детьми на дому;
- совместная работа с правоохранительными органами, органами здравоохранения, социальной защиты;
- информационно-консультативная работа с родителями.
7. Комплекс мер, направленных на коррекцию поведения несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия в школе
- психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение;
- всесторонняя диагностика личностных качеств подростка;
- личностно ориентированный подход в обучении;
- работа педагогического консилиума по выработке единых норм, требований, подходов к подростку;
- система контроля успеваемости и посещаемости учащихся, пропускающих учебные занятия;
- социально-психологические тренинги, направленные на выработку положительной мотивации к учению;
- консультирование родителей;
- заседания советов профилактики;
- организация дополнительных занятий с учащимися по предметам.
8. Профилактическая работа с семьями.
Система мер социальной поддержки семьи и детей:
- патронаж социальным педагогом;
- индивидуальная работа классного руководителя, администрации школы, учителей-предметников;
- ежегодное проведение круглых столов «Школа-подросток-семья» (с привлечением специалистов КДН, ГИБДД);
- проведение родительских собраний;
- профилактические рейды совместно с инспекторами;
- вовлечение родителей и подростков «группы риска» в коллективные дела школы;
- заседания советов профилактики;
- совместная работа с инспекторами ИДН, участковым милиционером, с КДН;
- социально-психологические тренинги «Коррекция детско-родительских отношений»;
- система мер социальной поддержки семьи и детей;
- консультирование родителей;
- бесплатное питание льготным категориям;
- летний отдых в школьном лагере.
9. Внедрение инновационных программ, изучение и использование передового опыта работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
10. Популяризация института семьи, приоритетного воспитания ребёнка в семье.