Программа курса по выбору "Искусство письменной и устной речи"

Разделы: Русский язык


Предпрофильная подготовка направлена на то, чтобы сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению и осуществлять выбор направления своего образования и профиля в старших классах школы. Предполагается, что система обучения обеспечит школьникам возможность попробовать себя в различных направлениях будущей образовательной деятельности. Благодаря произведенным профильным пробам должно состояться самоопределение учащихся и формирование личной ответственности за сделанный выбор.

Актуальность данной работы заключается в том, что она способствует реализации программы элективного курса «Искусство письменной и устной речи», не дублируя содержание государственного стандарта по русскому языку, действующих программ и учебников для 10-11 классов, которые предусматривают знакомство с основными особенностями функциональных стилей речи и их жанрами. Сегодня в российском обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи.

До сих пор школа мало занималась проблемами социализации личности, ее социально-речевой подготовки к жизни вне школьных стен.

Ученики практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, об этике служебных отношений и деловом общении. Между тем такие знания, владение навыками культуры служебных отношений и культуры общения остро необходимы выпускнику, вступающему во взрослую жизнь.

Оканчивая школу, учащиеся зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию какого-либо учебного заведения. Составление такого документа, как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием еще одного сочинения. Каждый человек сталкивается с необходимостью написать характеристику, докладную и объяснительную записку, доверенность, расписку.

Цель данной работы – разработать систему занятий, обеспечивающих реализацию программы элективного курса «Искусство письменной и устной речи».

Основными задачами работы являются: разработка и систематизация необходимых теоретических сведений и практического материала для реализации программы, описание форм занятий и системы оценивания.

Учебно-тематический план


п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма организации учебного занятия

1.

Основные понятия культуры речи

1

Семинар, составление опорного конспекта

2.

Слово – дело великое

2

Практикум, наблюдение над текстом, решение творческих ситуаций.

3.

Стили русского языка

15

 

Анализ текста, составление памяток «Структура деловой беседы», «Структурные элементы деловых переговоров», «Основные элементы композиции разговора по телефону», ролевые игры, моделирование речевых ситуаций, упражнения на замену в тексте одних средств другими, функционально близкими, подстановку стилистически подходящих, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста, работа с текстами-образцами, сопоставление текстов, составление документов, их анализ, редактирование, установление типичных ошибок в составлении деловых бумаг, презентация деловой беседы, деловых переговоров.

4.

Речь как деятельность

6

Работа с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета, монологические и диалогические высказывания, ролевые игры, отрабатывающие навыки соблюдения этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.

5.

Искусство устной и письменной речи. Этикет деловой речи.

12

Построение устного и письменного высказывания, устный рассказ, выступление перед аудиторией, анализ образцов русской письменной речи, обучение правилам письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях, на тематических чатах Интернета.

6.

Работа над материалом для письменного и устного высказывания

5

Анализ речевой ситуации, работа над содержанием речи, анализ литературы по теме, поисковая деятельность с использованием ресурсов Интернет, выделение главной и второстепенной информации, способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.

7.

Основная мысль в письменном и устном высказывании

6

Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление плана. Продумывание композиции высказывания. Работа в группах. Анализ языковых средств, подчеркивающих движение мысли в письменном тексте. Упражнения на использование интонации, мимики и жестов.

8.

Работа над точностью и правильностью речевого высказывания

6

Анализ речевой ситуации. Работа с нормативными словарями современного русского языка. Упражнения на использование языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации, на использование лексических и грамматических синонимов.

9.

Выразительность речи

6

Анализ текстов публицистического стиля. Упражнения по использованию в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя. Работа в группах. Упражнения на использование интонации, мимики и жестов.

10

Учимся защищать реферат

7

Работа в группах. Анализ речевых ситуаций. Составление таблицы критериев оценки выступления на защите реферата.

11

Резервные занятия

2

 

Требования к умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • строить собственное речевое (монологическое и диалогическое) высказывание в соответствии с целями, содержанием и адресатом;
  • грамотно отбирать языковые средства, варьировать их с учетом речевой ситуации;
  • вступать в диалог с собеседником, учитывая условия диалогического общения;
  • создавать тексты различных стилей и жанров;
  • владеть различными видами монолога;
  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и в письменной форме;
  • соблюдать нормы построения текста;
  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
  • уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; - осуществлять речевой самоконтроль;
  • оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;
  • совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны владеть навыками: определения коммуникативной стратегии и тактики речевого поведения; соблюдения этикетных норм и правил в процессе речевого общения.

Занятие 2-3

Тема: Слово-дело великое (2 часа)

Цели: на основе актуализации знаний о культуре речи сформировать понятие о нормах русского литературного языка.

Оборудование: карточки с заданиями для групповой работы, карточки-информаторы (виды речевых ошибок), видеозапись фильма Л.Гайдая «Двенадцать стульев».

Форма: практикум.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня наше занятие называется «Слово-дело великое». Давайте поразмышляем над этими словами и составим небольшое рассуждение на данную тему.

Творческое задание - составить рассуждение на тему: «Слово-дело великое». Сравниваем с высказыванием Л.Н. Толстого: «Слово-дело великое. Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».

2. О слове, о языке размышляют с древних времен, пытаясь определить его роль в жизни человека.

Перенесемся в Древнюю Грецию и послушаем разговор рабовладельца Ксанфа и его раба-первого баснописца Эзопа.

- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь. Где она?

- Вот, мой господин. Это-язык!

- Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?

- Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык-это первые слова ребенка: «мама», «солнце», «цветок». Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык-это целый мир.

- Ну хорошо! Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире.

- Вот она, мой господин!

- Снова язык?!

- Да. Язык-это самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.

Согласны ли вы с Эзопом?

А можно ли научиться пользоваться грамотно русским языком?

Вспомните, что значит высокая культура речи?

(Это понятие включает в себя два уровня: первый - речь правильная, соответствующая нормам литературного языка. Второй-речь хорошая, искусная, богатая.)

Какой уровень, на ваш взгляд, важнее? Давайте проведем эксперимент и сделаем вывод.

3. Анализирия речь подростка в 13-14 лет, лингвисты выявили причины неточной и неправильной речи:

1) путаем слова, схожие по звучанию (паронимы):

  • эскалатор - экскаватор
  • дружный - дружеский
  • эффектный - эффективный

2) неправильное сочетание слов: Моя автобиография;
3) засорение языка нелитературной лексикой;
4) нарушение стилистических норм языка (уместность и неуместность речи).

4. А теперь поработаем группами. Каждая группа получит карточки, с предложениями, в которых нарушены определенные языковые нормы. Ваша задача,- используя карточки-информаторы, определить, какие нормы нарушены и записать предложение в соответствии с нормами литературного языка.

1 группа (стилистические нормы)

  1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры.
  2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину на рассмотрение.
  3. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.
  4. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости.
  5. Мать-медведица следила, чтобы дети не получили травмы.
  6. К пристани подъехала карета, и из нее вылезла прекрасная девушка.
  7. Каждый чиновник корчил из себя человека

2 группа (морфологические нормы)

  1. Светлана рассказала небольшое стихотворение про мыша.
  2. Книги Марк Твена пользуются большой популярностью в нашей стране.
  3. Моя соседка купила сегодня очень красивую тюль на окна.
  4. В ихнем доме всегда было чисто и прибрано.
  5. Ему удалили сухой мозоль.
  6. Вы думаете, что воздух пахнул хлебом?
  7. Почему ты все время надсмехаешься надо мной?
  8. Позвольте, я вам зацитирую пришедшее к нам письмо.
  9. Петя не с нами, он идет взади.

3 группа (синтаксические нормы)

  1. Я с братом ходили на рынок.
  2. За Ирину Александровну я ничего не могу сказать плохого.
  3. Катаясь на моторных лодках и создавая шум в воде, рыбы не всегда откладывают икру.
  4. Поезд прибыл согласно расписания.
  5. Вы не стали описывать о внедрении.
  6. Я скучаю за ним.
  7. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали его жизнь и честь.

4 группа (лексические нормы)

  1. К службе Чацкий относился честно и добровольно.
  2. На небе появилась дождливая туча.
  3. Предлагаю наиболее эффектный способ решения данной проблемы.
  4. Сегодня у меня на редкость удачливый день.
  5. Он оказался круглым невежей в технике.
  6. Лиза была домработницей в доме Чацкого.
  7. На репродукции художник изобразил букет цветов.

Проверка заданий, оценивание работ.

5. Продолжим наш эксперимент. Прежде, чем ответить на вопрос, насколько важен второй уровень речи, давайте посмотрим фрагмент фильма по роману Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

(Эпизод О. Бендер и Э.Щукина)

Задание: прокомментируйте речевое поведение персонажей. Кто из персонажей обладает достаточно богатым словарным запасом, умеет понять собеседника, добиваться поставленной цели? Важный ли уровень-богатство речи? Какой уровень важнее?

6. Давайте посмотрим, насколько мы владеем речью. Разверните тексты сказок за счет введения средств словесной выразительности и дополнительных деталей сюжета. Завершите их.

1 группа

Источник молодости

Жил старик со старухой. Старику было девяносто лет, старухе-восемьдесят. Пошел однажды старик за дровами в горы. Долго он шел до горы Ай-Петри. Когда он нарубил дров, стал спускаться вниз. Было очень жарко, он спускался медленно.

Решил старик отдохнуть: положил дрова на землю, подошел к источнику и стал пить воду. Ему захотелось спать, он лег на землю около источника и заснул. Когда он проснулся, взял дрова и начал спускаться с горы. Удивился старик: шел он быстро, но не уставал, и дрова как будто стали легче.

Дома его ждала старуха. Было уже поздно, и она решила пойти встречать старика. Недалеко от дома она увидела молодого человека с дровами. Она спросила:

- Не встречал ли ты в лесу старика.

- Не узнаешь меня? - ответил муж.

- Не смейся надо мной, - сказала старуха, -и ты через семьдесят лет будешь таким, как мой муж.

И понял тогда старик, что он выпил воды из источника молодости. Старик рассказал обо всем старухе. Она тоже захотела выпить этой воды и пошла искать источник. ‹…›

2 группа

Как старик корову продавал

У одного старика была корова. Она была очень старая и худая. Молока она почти совсем не давала. Вот старик решил эту корову продать. Привел он ее на базар. Подходит к нему покупатель и спрашивает:

- Дорого ты хочешь продать свою корову.

- Нет, не дорого, - отвечает старик.

- А почему она такая худая?

- Болеет, поэтому я и хочу продать ее.

- А сколько молока дает эта корова?

- Молока я даже и не видел, - отвечает старик.

И никто не хотел покупать такую плохую корову.

Один человек пожалел старика и говорит ему:

- Давай я продам твою корову, а ты стой рядом и слушай, что я буду говорить.

Подходит новый покупатель и спрашивает:

- Эта корова продается?

- Да, вы можете купить ее, если у вас хватит денег.

- Но она очень худая, - сказал покупатель.

- Это оттого, что она ест мало, а молока дает много. У хозяйки руки болят, потому что она целый день доит корову. Поэтому мы и продаем ее.

Проверка работ групп, оценивание.

7. Итак, мы говорим, чтобы нас поняли. Для достижения этой цели важны такие понятия, как смысловая интонация и логическое ударение.

Прочитайте вопрос так, чтобы получились разные ответы: Вы вчера весь день провели на даче?

Оставшуюся часть занятия мы посвятим работе над четкостью и выразительностью речи.

Задание для первой группы. Прочитайте скороговорки, четко и ясно проговаривая все звуки. Выберите любую скороговорку и произнесите ее, выражая голосом попеременно восторг, насмешку, ужас, удивление, недоумение, злорадство.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. На горе Арарат растет крупный виноград. Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Задание для второй группы. Выразительно прочитайте стихотворение Саши Черного. (Приложение № 1) Поработайте над интонацией повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений, над интонацией перечисления. Попробуйте найти интонацию, соответствующую такому знаку, как многоточие.

Задание для 3 группы. Прочитайте сказочные зачины. Старайтесь избежать монотонности речи. Для этого учитесь плавно повышать и понижать голос, делать его то громким, то тихим. Следите за темпом своей речи, учтите, что оратор говорит 100-120 слов в минуту. Поучитесь с помощью пауз делать различные смысловые акценты.

Не белые лебеди по небу вереницей летят, а русские люди сказку говорят. Сказка-быль не быль, да и не вранье, а бывальщина старых годов. Верьте ей не верьте, а слушайте до конца: конец – всему делу венец. А ведь пословица не мимо молвится: не любо - не слушай, а врать не мешай. Да то еще не сказка, а присказка, сказка-то впереди будет.

Начинается наша сказка от правды, растет на выдумке, жнут ее вымыслом, молотят шутками, провевают прибаутками, продают за ласковое слово сказочнику.

Просим теперь, честные господа, пожалуйте сюда нашей сказки послушать! Нашли мы ее в свитках старинных, на столбах длинных, разбирали по складам три дня с подденком. Чего не разобрали -не осудите: свитки были ветхие, а скоропись на них нечеткая.

8. Подводятся итоги, оценивается работа групп.

Мы решили, что научиться правильно говорить можно. А у кого мы можем учиться строить правильную, выразительную речь? (У писателей)

А словари? Важна ли их роль?

В каком словаре лучше всего найти ответ на вопрос?

  1. Каково лексическое значение слова?
  2. Где в слове надо поставить ударение?
  3. Как правильно написать слово?
  4. Каким словом можно заменить слово?

Мы сегодня говорили о том, какую речь мы называем правильной и хорошей. На следующем занятии побеседуем о функциональных разновидностях русского языка. Вспомните, пожалуйста, признаки стилей речи.

Приложение 1 Вы можете получить у автора статьи.