Среди сложных нерешенных проблем музыкального воспитания молодежи, одной из наиболее острых является проблема приобщения к искусству. По данным многочисленных исследований музыка среди других видов искусств занимает у студентов одно из первых мест, а характер взаимоотношений студентов с искусством складывается стихийно и не управляется колледжем. Основная масса студентов сведения о художественной культуре получает в процессе просмотра телепередач, кинофильмов, слушая аудио и видеозаписи, −это, увы, приметы сегодняшнего дня. Именно поэтому задача педагогов-музыкантов представляется особенной.
Сейчас, как никогда, необходимо противостоять бездуховному, техницистскому характеру обучения, который становится все более заметным. Этот крен опасен многими тупиками личностного развития. Нашей молодежи необходимо петь в хоре, владеть музыкальной грамотой, знать произведения мировой классики, ведь личность не клонируема, ее нельзя создать искусственно. Педагоги-искусствоведы считают, что именно искусство должно дополнять современное прагматичное воспитание.
Приобщение студентов к эстетическим ценностям неразрывно связано с вопросами эстетического восприятия и педагогического воздействия. Решение этих проблем заметно повышает роль учителя музыки.
Музыка −предмет и источник духовного общения. Определяющий фактор в музыкальном искусстве − его гуманистическая направленность, присвоение личностью извечных человеческих ценностей − любви, красоты, добра, достоинства и жизнелюбия. Музыкальное образование и воспитание предполагает духовное становление личности студента. Но, к сожалению, на предметы музыкального цикла отводится небольшое количество времени, а внеклассная работа не получила достаточного развития. Между тем в данной ситуации эстетическое воспитание имеет огромное значение для расширения музыкального кругозора студентов. На занятиях хором, вокального ансамбля, музыкального лектория развивается умение слышать и понимать музыкальное произведение. Участие в музыкальных клубах обостряет эмоциональное восприятие, повышает чувство личной и коллективной ответственности.
Наибольшего воспитательного эффекта можно достичь при сочетании познавательных интересов студентов с их активностью и самостоятельностью. Студенческий музыкальный клуб объединяет все формы внеучебной работы в единый комплекс внеклассных мероприятий. Независимо от сложности обсуждаемых в клубе проблем, все присутствующие должны чувствовать себя так, как будто они находятся в кругу близких людей. Музыка способствует общению, но общение бывает разное. Потребность в нем сама по себе еще не делает его легким. А надо, чтобы молодежь стремилась к общению, чтобы она шла в клуб, ожидая встречи с друзьями, музыкой, шла с желанием послушать выступление своих товарищей, и, главное, чтобы каждый чувствовал, что и сам может принять участие в разговоре.
Цель − учебно-просветительская.
Дать представление о композиторе и его творчестве и одновременно обучить приемам и методам организации клубной работы.
Задачи:
- Образовательная −знакомство с творчеством А. Пахмутовой, выявление ее роли в российском музыкальном обществе. Обучение методике организации, подготовки и проведения внеклассного мероприятия.
- Развивающая − развитие у студентов творческой активности и творческого чутья.
- Воспитательная − привитие интереса к музыкальной культуре своей страны и воспитания потребности узнать что-то новое и донести эту информацию до слушателей.
Ход подготовки:
- Выбрать ведущих и определить тематику их выступления.
- Оборудовать помещение, где будет проходить заседание клуба: подготовить звуковоспроизводящую аппаратуру.
- Подготовить сообщение по творчеству А. Пахмутовой.
- Подготовить литературу, освещающую жизнь и творчество композитора.
- Подготовить фотоколлаж по теме.
- Подобрать музыкальный ряд по теме.
Звучит стихотворение Н. Добронравова «Имя твое».
Нежность. Таким словом, пожалуй, наиболее точно можно определить отношение композитора А. Н. Пахмутовой ко всему, что ей дорого в окружающем мире, к ее героям. «Для меня песня,— говорит она,— это всегда признание в любви. Признание в любви нашим героям».
Да, это нежность. Чувство людей сильных и добрых. Нежность творца, мастера, которому есть что сказать людям. Наверное, поэтому так крепки нити, связывающие композитора с жизнью, с ее заботами и радостями, с теми, кто строит и сеет хлеб, учит детей, уходит в ночной дозор и рассчитывает трассы космических полетов.
По-человечески понятно желание сотен и сотен людей как можно больше узнать о человеке, который стал тебе близок. Узнать, словно прикоснуться к истокам творчества композитора, увидеть тот самый родник, в котором находит она свое вдохновение.
Не раз писали о том, что в биографии А. Н. Пахмутовой нет ничего необычного. Это верно и, пожалуй, не верно. Неверно потому, что порою слово «обычность», когда речь идет о жизни человека, заслоняет в нашем понимании трудности творческой дороги, придает ей неестественную, пустоватую легкость.
Да, биография композитора проста и значительна в каждом своем штрихе. Над нею хочется думать, размышлять. Александра Николаевна родилась в 1929 году в поселке Бекетовка под Сталинградом. Отец ее, Николай Андрианович, был рабочим на электростанции. Мать, Мария Андреевна, вела хозяйство большой семьи. Энтузиастом музыки в семье был отец. Он любил ее самозабвенно, сам научился играть на пианино. Николай Андрианович первым подружил свою дочь с миром звуков, который рождают клавиши инструмента.
Рано, в три с половиной года, Александра стала на фортепиано и сочинять музыку.
В семь лет Аля Пахмутова начала учиться в маленькой поселковой школе, одноэтажной «глинобитке», как все ее называли, тогда в Бекетовке музыкальной школы не было. Но родители понимали, что девочке, которая так тянется к музыке, нужно учиться. И дважды в неделю, поднимаясь на заре, чтобы успеть к началу занятий, мать возила Алю за 18 километров на поезде в город, в музыкальную школу.
22 июня 1941 года ученица 4-го класса музыкальной школы Александра Пахмутова среди других победителей олимпиады играла в городском театре произведения Гайдна и свои собственные сочинения. Концерт был прерван − началась война.
1 ноября 1941 года был первый налет. Бомба угодила в здание музыкальной школы. Погибла первая ее учительница музыки − Мария Лазаревна Троицкая. На месте соседнего детского сада дымились развалины... Бомбежки, эвакуация... Потом она будет вспоминать об этом:
«Наш эшелон миновал переправу и должен был идти дальше. Вдруг мы увидели немецкий бомбардировщик, который стал разворачиваться и заходить на нас. Эшелон, конечно, остановился. Мы закрыли окна и стали ждать. И вот, как чудо, появились два наших истребителя и сбили бомбардировщик. Мы видели, как он горел. Таких эшелонов были, конечно, тысячи, но я никогда не забуду этот день, 8 августа 1942 года, и моих неизвестных спасителей — летчиков».
Летом 1943 года семья Пахмутовых вернулась из эвакуации в разрушенный Сталинград. О каких занятиях музыкой можно было думать в ту пору? Но Аля рвалась в Москву — учиться. И Николай Андрианович отвез дочь в Москву. Осенью 1943 года ее приняли в 6-й класс Центральной детской музыкальной школы при консерватории, отметив исключительную музыкальную одаренность девочки.
Жить в Москве было негде. Девочку приютили земляки-бекетовцы. Инструмента в доме тоже не было, и, чтобы заниматься, юная Аля Пахмутова приходила в класс рано утром, до начала уроков. Наверстать упущенное, догнать сильный класс, в котором учились Игорь Ойстрах, Нина Бейлина, Евгений Малинин, было нелегко, но она справилась. В седьмом классе она была активным участником кружка юных композиторов. Жадно слушала музыку, исполнявшуюся в консерватории. В Москве впервые увидела симфонический оркестр, и тогда фагот показался ей похожим на миномет. …Тяжелый след войны. Там же, в школе, встретилась Александра Пахмутова с композитором и великолепным педагогом Виссарионом Яковлевичем Шебалиным. И по сей день хранит она память об этом человеке, учившем ее не допускать ничего приблизительного, неточного в сочинении музыки, работать профессионально.
В 1948 году в школе был прощальный вечер. Учитель литературы написал Але напутственное письмо. Вот оно, это письмо: «Желаю тебе всегда оставаться такой же по характеру, какой ты была в школе... Я думаю, что мы можем гордиться тобой». Школа была кончена с отличием, и Александра Николаевна стала студенткой композиторского факультета Московской консерватории, где занимается у выдающегося композитора и уникального педагога профессора Виссариона Яковлевича Шебалина.
Летом 1951 года А. Пахмутова, студентка 3-го курса, едет в Поволжье собирать народные песни. Итогом этой поездки впоследствии станут и обработки народных песен («Не заря, ты, зорюшка», «На Иванушке чапан»), миниатюры для струнного квартета и в какой-то мере «Русская сюита». «Русская сюита» стала исполняться по радио, была записана на пластинку. Слушателей привлекала в ней свежесть и ясность мелодии, чистый национальный склад ее, вызывающий в памяти русскую пляску и песню, картины родной природы.
В 1953 году она оканчивает консерваторию, а в 1956 году − аспирантуру с диссертацией на тему «Партитура оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила"».
Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Это и произведения для симфонического оркестра: «Русская сюита», Концерт для трубы с оркестром, увертюра «Юность», концерт для оркестра, «Ода на зажжение огня», музыка для ансамбля колоколов и оркестра «AveVita». Это сочинения кантатно-ораториального жанра: «Василий Теркин», «Прекрасная, как молодость, страна», кантаты для детского хора и симфонического оркестра «Красные следопыты», «Отрядные песни».
На музыку А. Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре и в Одесском государственном театре оперы и балета был поставлен балет «Озаренность».
Александрой Пахмутовой написана музыка к кинофильмам: «Семья Ульяновых», «Девчата», «Жили-были старик со старухой», «Три тополя на Плющихе», «Закрытие сезона», «Моя любовь на третьем курсе», «Полынь-трава горькая», «Баллада о спорте», «О спорт, ты − мир!» (официальная картина, созданная по заказу Международного олимпийского комитета, посвященная Олимпиаде-80 в Москве), а также к фильмам «Битва за Москву», «Сын за отца».
Особое, можно сказать исключительное, значение имеет творчество Александры Пахмутовой в жанре песни. Поднимая высокие гуманистические темы, композитор воплощает их в лирическом плане. У Пахмутовой своя индивидуальная интонация, обладающая большой силой воздействия на слушателей. В песнях композитора есть та мелодическая «изюминка», которая, как заметил Евгений Светланов, «сразу ложится на сердце, надолго остается в сознании». Все партитуры своих песен она всегда пишет сама − будь то симфонический оркестр или эстрадный, оркестр народных инструментов или современный компьютер. Пахмутова писала: «Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего. Это жестокий закон, но − закон. Но талант еще не гарант. Как будет воплощен замысел песни, как будет развиваться ее тематическое зерно, как будет сделана партитура, как будет осуществлена запись в студии − всё это не последние вопросы и из всего этого тоже складывается образ».
На конкурсе, посвященном Советской Армии, прозвучала песня А. Н. Пахмутовой «Походная кавалерийская» (стихи Ю. Друниной), получившая первую премию. В сопровождении ее слышатся и отзвуки недавнего боя, и цокот копыт — это краснозвездные, всадники летят на конях в синюю даль, куда-то к линии горизонта и уносят с собой песню... Затихая, звучит красивая мелодия.
Уже став аспиранткой консерватории, Александра Николаевна пишет «Концерт для трубы» − искреннее, яркое произведение, которое и теперь часто исполняется по радио и в концертах.
А. Пахмутова написала симфонические увертюры «Юность» и «Тюрингия», музыку к радиопостановкам «Противная сторона», «У самого синего моря», «Не проходите мимо». Ей принадлежит музыкальное оформление фильма «Семья Ульяновых».
Александра Николаевна пишет в эту пору немало песен − песен, разных по строю и по теме. Они все чаще звучат по радио, исполняются с эстрады.
Но вот на экраны выходит фильм «По ту сторону» — по одноименному роману Виктора Кина. Страна празднует 40-летие комсомола. Песня «О тревожной молодости», написанная А. Пахмутовой и поэтом Львом Ошаниным, песни о комсомольцах гражданской войны, становится одной из самых любимых и популярных. Она звучит, строго, как клятва, искренне, как исповедь, признание...
Наверное, эта песня начала новый отсчет времени в творчестве композитора. Ее биографией стали песни.
Не потому ли, что в них выражается самое активное отношение к жизни? Вот что говорит об этом композитор: «Я люблю песенный жанр не только за присущий ему тесный контакт сочинителя со .слушателем, но и за быструю «отдачу» в творческом процессе. Я люблю песню за ее удивительную судьбу. Я люблю песню за то, что она приходит к людям в момент их наивысшего духовного подъема».
Звучит стихотворение Н. Добронравова «Сон».
…«Надо мечтать», «Геологи», «Хорошие девчата», «Старый клен» (из кинофильма «Девчата»), «Машинист», «Песня о друге», «Камчатка», «На Смоленщине», «Хорошо, когда снежинки падают», «Снегурочка», «На маленькой станции», «Я тебя люблю»... У этих песен уже «солидный возраст», но они выдержали самую трудную проверку, проверку временем.
Мы поем эти песни, нас привлекает в них ощущение светлой юности, лукавства, задора...
Звучит песня «Старый клен» на слова Н. Гребенникова и Н. Добронравова.
Александра Николаевна Пахмутова обращается в своих песнях к темам героическим, исполненным большой общественной значимости. «Коммунист», «Надо мечтать», «Слава впередсмотрящему», «Заря космического века» (стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова), «Марш юности» (стихи А. Достали), «Марш молодых строителей» (стихи Ю. Визбора и М. Кусургашева)... Песенная публицистика А. Н. Пахмутовой самым естественным образом сочетает эпическую глубину, продиктованную темой обобщенность образов с искренностью, человечностью интонаций. В этих песнях — раздумья молодого человека нашего времени о жизни, о Родине. Это его голос, гордый голос поколения, слышали мы в песне:
Мечтать!
Надо мечтать.
Детям орлиного племени.
Есть воля и смелость у нас, чтобы стать
Героями нашего времени!
Герои нашего времени... Кто они? Какими дорогами идут по жизни, что их радует и печалит? Композитору по-человечески важно ответить на этот вопрос. И ответ на него становится главной темой творчества Пахмутовой. Она много ездит по стране, ее встречают на стройках и в воинских частях, на целине и в школе...
Александра Николаевна много пишет и для детей. И они очень любят эти песни — о красных следопытах, о Гайдаре, шагающем впереди пионерских отрядов, о храбром Мальчише-Кибальчише, о замечательном вожатом... Пионерские запевалы подхватили новые песни А. Пахмутовой, звонкий марш «Орлята учатся летать» и ласковый, задумчивый «Звездопад».
Звучит стихотворение Н. Добронравова «Я в глазах», песня «Звездопад».
...Песни о строителях, о геологах, о рыбаках... Песни о воинах — моряках и летчиках. О ком бы ни писала А. Н. Пахмутова — это песни не о профессиях, это песни о людях. Всех их роднит человечность, гуманизм в самом высоком понимании этого слова. Она видит своего героя простым, умным, сердечным человеком, который хорошо знает, зачем он живет на земле. Такую глубину взгляда может дать композитору только его сердце. И люди отвечают композитору любовью и признательностью.
Осень 1967 года. Переполненный зал городского театра в Сочи. Заканчивается международный фестиваль современной молодежной песни. Председатель жюри объявляет, что первое место присуждается произведению советского композитора Александры Николаевны Пахмутовой — песне «Нежность».
...Аплодирует зал, и вместе с теми, кто заполняет его в эти минуты, тысячи и тысячи людей у телевизоров и радиоприемников переживают большую радость. В Сочи летят приветственные телеграммы, письма. В них — слова благодарности авторам песни, слова взволнованные и искренние.
«Неж-ность», «Неж-ность!» — скандируют участники фестиваля. Песню приходится повторять снова... Снова летит мелодия, сама словно набирая высоту, и совершает виток за витком, и она все выше, выше... Любовь и верность. Простое и вечное. Огромное, как земля и небо...
А ты... ты летишь,
и тебе
дарят звезды
свою нежность...
«Нежность». С той недавней поры, когда эта песня Александры Пахмутовой только-только начинала звучать в эфире, мы затихали у радиоприемников, услышав, ее мелодию, еще не зная всех слов, напевали вполголоса в минуты раздумья...
Звучит стихотворение Н. Добронравова «Не любил тебя».
Песня оказалась нужной всем, потому что заставила звучать в душе чистые, дорогие, понятные каждому чувства.
Звучит песня «Нежность» на слова Н. Гребенникова и Н. Добронравова.
В числе первых лауреатов премии Ленинского комсомола названо ее имя. Правительство наградило Александру Николаевну орденом Трудового Красного Знамени.
С нею дружат строители, космонавты, летчики, студенты, колхозники, пионеры, учителя. Дома у Александры Николаевны можно увидеть подаренные ей модели самолетов, кораблей, разноцветные куски породы, отбитые молотками геологов, шлем танкиста, пионерский горн... И письма, письма − бесконечные сотни писем, по адресам которых можно изучать географию.
Песни Пахмутовой перешагнули границу своего Отечества. Их поют в разных странах. «Песня о тревожной молодости» звучит в Японии в исполнении многотысячного хора «Поющие голоса»; молодая певица из Франции разучивает по-русски «Нежность»; студент из Африки, вернувшись на родину из Москвы, вспоминает «Старый клен»... У песен своя судьба, своя жизнь.
А перед композитором − по-прежнему — открытая крышка рояля, листы нотной бумаги с набросками новой музыки... Песни ли это, музыка к фильму, или композитор продолжает работу над симфонией...
Среди авторов стихов песен Александры Пахмутовой выдающиеся поэты: Л. Ошанин, М. Матусовский, Е. Долматовский, М. Львов, Р. Рождественский, С. Гребенников, Р. Казакова, И. Гофф. Но наиболее плодотворным и постоянным является творческий союз А. Пахмутовой с поэтом Н. Добронравовым, давший песенному жанру многие яркие, творчески самобытные песни.
Песни Пахмутовой исполняли и исполняют такие талантливые и очень разнохарактерные певцы, как Л. Зыкина, С. Лемешев, Г. Отс, М. Магомаев, Ю. Гуляев, И. Кобзон, Л. Лещенко, Э. Хиль, М. Кристалинская, Э. Пьеха, В. Толкунова, А. Градский, Т. Гвердцители, Юлиан, Н. Мордюкова, Сенчина, П. Дементьев.
Звучит стихотворение Н. Добронравова «Я − сын».
Звучит песня «Орлята учатся летать».
Ее песни исполняли и исполняют прославленные коллективы: Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, Государственный русский народный хор имени Пятницкого, Детский хор Гостелерадио под руководством В. Попова, а также ансамбли «Песняры», «Самоцветы», «Надежда», «Верасы», «Сябры», группа Стаса Намина, группа «Living Sound» (Англия) и многие другие.
Выпущено несколько десятков авторских грампластинок композитора. Среди них: «Созвездие Гагарина», «Обнимая небо», «Таежные звезды», «Любовь моя − спорт», «Птица счастья»- «Шанс» а также пластинки с записями музыки к кинофильмам. А. Пахмутова − обладатель «золотого диска» фирмы «Мелодия» за грампластинку «Песни Александры Пахмутовой» В 1995 году вышел компакт-диск с записью симфонических произведений в исполнении Государственного академического симфонического оркестра под управлением Евгения Светланова (фирма «Мелодия»). В том же году выпущен компакт-диск с песнями Пахмутовой «Как молоды мы были», а в 1996 году − компакт-диск «Зарево любви». В 2001 году вышел сборник песен для детей и юношества «Звездопад» (М.: Кифара, 2001), а также сборник песен для детского хора на стихи Сергея Есенина «Земля моя златая». В 2005 году к 60-летию Победы была написана музыка к документальному сериалу «Великая Победа» (режиссер В. Лисакович).
Не только песни, но и симфонические произведения композитора с успехом исполняются за рубежом. Наиболее часто зарубежные симфонические оркестры включают в свой репертуар Концерт для трубы с оркестром и Русскую сюиту.
Активная творческая деятельность А. Пахмутовой всегда успешно сочеталась с общественной − в течение многих лет она являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более 20 лет (с 1958г.) возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика». С 1968 по 1991 год была секретарем правления Союза композиторов СССР, с 1973 по 1995 год − секретарем правления Союза композиторов России. С 1969 по 1973 год была депутатом Моссовета, с 1980 по 1990 год − депутатом Верховного Совета РСФСР, избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР. Общественная деятельность А. Пахмутовой − это не только работа в руководящих органах Союза композиторов и Верховного Совета, это и никем не зарегистрированные, никем не подсчитанные сотни, а может быть, тысячи шефских выступлений и встреч с рабочими, воинами, студенческой и спортивной молодежью.
А.Н. Пахмутова − народная артистка СССР (1984), Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Государственных премий СССР (1975,1982), премии Ленинского комсомола (1967), премии «Овация» (2001), премии «Российский Национальный Олимп» в номинации «Выдающийся деятель культуры» (2004). Лауреат премии Союзного государства России и Белоруссии в области литературы и искусства (2004). Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999), белорусским орденом Франциска Скорины (2000).
Александра Николаевна Пахмутова − почетный гражданин города Москвы. Ее именем названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в городе Цинциннати (США) малая планета № 1889.
Живет и работает в Москве.
Звучит стихотворение Н. Добронравова «Не утешит меня».
…Когда видишь Александру Николаевну Пахмутову у раскрытого рояля, хочется весь окружающий мир населить тишиной. Пусть нотными знаками ложится на бумагу ее новая музыка. Встреча с ней всегда несет людям радость и нежность, душевную силу и мужество.
А.Н. Пахмутова служит своему призванию достойно − так, как герои ее песен.
Звучит песня «Надежда» на слова Н. Добронравова.