Обучение сжатому изложению с использованием ИКТ в 9-м классе

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • научить учащихся работать с текстом для сжатого изложения, повторить понятия «тема» и «микротема»;
  • развивать творческое воображение учащихся;
  • проконтролировать знания и умения учащихся при работе с текстовым редактором: редактирование текста, форматирование текста, сохранение файла;
  • воспитывать любовь у ребят к творчеству А. С. Пушкина, к родной земле;
  • стимулировать познавательный интерес учащихся к информационным технологиям.

Задачи урока:

  • формировать умения находить главную информацию, направленную на раскрытие микротемы;
  • развивать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение), творческую познавательную деятельность, общетрудовые политехнические умения (умение анализировать и делать выводы).
  • воспитывать навыки самостоятельной работы, уверенность в собственных силах.

Оборудование и материалы к уроку:

  • Интерактивная доска.
  • Компьютерный класс.
  • Карточки с заданиями для учащихся.

1 урок

Ход урока

I. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем учиться работать с текстом для написания сжатого изложения. Вам понадобятся не только знания русского языка, литературы, но и практические навыки, полученные на уроках информатики.

II. Развитие воображения учащихся. Работа со слайдами, комментарий учителя к слайдам, чтение стихов учащимися.

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитые усадьбы – Михайловское, Петровское и белокаменный Святогорский монастырь.

Земля псковская неотделима от биографии А. С. Пушкина, неразрывно связана с его творчеством. Поэт называл её «теплицей юных лет».

1 слайд. В имение Михайловское Пушкина привозили ребёнком, приезжал он юношей после окончания лицея, позже он провёл «изгнанником два года незаметных».

(Ученица читает стихотворение «И. И. Пущину»)

Михайловское. Дом-музей А. С. Пушкина. Кабинет поэта. Уголок зальца.

2 слайд.

Михайловское. Светёлка в доме Арины Родионовны. Домик няни.

Через всю жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения «Прощайте, верные дубравы!» и кончая стихотворением «Вновь я посетил», написанным незадолго до гибели, Пушкин пронёс в своей душе немеркнущую любовь к родным сердцу местам.

(Ученица читает стихотворение «Няне»).

3 слайд.

Михайловское. Просторы.

Любовь к родным просторам чувствуется в каждой строке стихотворений, написанных здесь, в Михайловском.

(Ученик читает стихотворение «Деревня»).

4 слайд.

Тригорское. Дом П. А. Осиповой-Вульф. Гостиная.

От Михайловского двухкилометровая дорога ведёт в Тригорское. Здесь, у своих друзей Осиповых-Вуоьфов, Пушкин бывал в годы ссылки ежедневно. Здесь он встретил А. П. Керн, ощутив «чудное мгновенье».

(Ученица читает стихотворение «К***»)

5 слайд.

Тригорское. «Скамья Онегина». «Дуб уединённый».

У самого ската Тригорского холма над Соротью есть площадка, осенённая вековыми липами и дубами. Один из них причудливо склонился над обрывом. Белая скамья, стоящая под дубом, связывалась обитателями Тригорского со сценой объяснения Онегина с Татьяной Лариной в саду Лариных.

(Ученик читает стихотворение «Гляжу ль на дуб уединённый»).

6 слайд.

Петровское. Закат на озере Кучане. Аллея карликовых лип Петровского парка.

Петровское – ещё одно место, связанное с Пушкиным. Петровский парк – любимое место для прогулок поэта.

(Ученик читает стихотворение «Орлову»).

7 слайд.

Святогорский монастырь-музей.

В пяти километрах от Михайловского, на восточной окраине посёлка Пушкинские горы находится Святогорский монастырь. Пушкин бывал здесь, слушал живую речь прихожан, здесь он нашёл богатый материал для многих сцен «Бориса Годунова». Здесь а южном пределе собора в ночь с 5 на 6 февраля 1837 года стоял гроб с телом Пушкина.

(Ученик читает стихотворение «Ещё одно, последнее сказанье…»).

8 слайд.

Пушкинские Горы. Памятник А. С. Пушкину. У могилы Александра Сергеевича Пушкина.

Сюда, в заповедные места, в старинные парки и пушкинские музеи, «в гости к Пушкину», теперь ежегодно приходят более 500 тысяч туристов и экскурсантов.

(Ученица читает стихотворение «И долго буду тем любезен я народу…»).

II. Работа с текстом.

1. Чтение текста учителем.

2. Выполнение заданий:

  • определить стиль и тип речи;
  • вставить буквы на месте пропуска и объяснить данные орфограммы;
  • в предложения с10-го по 19-е расставить знаки препинания и объяснить их постановку.

(1) Есть на земле места, которые в памят.. народной священны. (2) Они окружены особым вниманием и любов..ю. (3) Среди них – особо дорогие места, связанные с жизн..ю и творчеством Пушкина на Псковщин..: Михайловское, Тригорское, Пушкинские Горы. (4) Ещё в 1899 году они стали нац..ональным государственным имением.

(5) Сегодня Пушкинский заповедник – своеобразная л..тературная Мекка.

(6) Сюда идут люди со всех концов земли, чтобы встретит..ся с Пушкиным.

(7) Приходя под сень знаменитых Михайловских рощ.., они вступают в мир образов поэта, прон..каются строем его мыслей и чу..ств. (8) Почти вся жизнь великого поэта была неразрывно связана с псковской землёй. (9) Здесь в постоянном общени.. с простым русским народом, добрыми деревенскими друз..ями, с родной пр..родой формировалось п..этическое мирово..рение Пушкина, окреп и засиял его творческий гений.

(10) В разные годы он пишет «в глуши лесов сосновых» свой Михайловский цикл. (11) Здесь явились миру «Борис Годунов» деревенские главы «Евгения Онегина» «Граф Нулин». (12) Здесь были задуманы «Маленькие трагедии», «Русалка», «Сцена из рыцарских времён», «Арап Петра Великого»… (13) Свыше ста лирических стихотворений были написаны поэтом только во время его «Михайловского сидения» - ссылки 1824 – 1826 годов.

(14) Мир пушкинских образов безграничен и бесконечен. (15) Он – неиссякаемый родник радости. (16) Когда вы сегодня идёте по аллеям парков Михайловского и Тригорского любуетесь лугами озёрами и рощами вы невольно вспоминаете отдельные строчки пушкинских стихотворений. (17) Многие из них звучат как страница лирического дневника Пушкина.

(18) Удивительное состояние испытывает человек когда читает эти стихотворения на месте их рождения. (19) Время для него как бы смещается и он слышит голос живого поэта.

3. Работа с тестовыми заданиями.

Задания к тексту.

1. Какая тема не затрагивается в тексте?

  • Места, которые в памяти народной священны.
  • Развёрнутые биографические сведения из жизни А. С. Пушкина.
  • Мир пушкинских образов.
  • Формирование поэтического мировоззрения А. С. Пушкина.

2. Какое высказывание отражает основную мысль прочитанного текста?

  • Стихи Пушкина необыкновенно богаты и разнообразны по содержанию.
  • Есть на русской земле заповедные, священные места.
  • «Удивительное состояние испытывает человек, когда читает стихи Пушкина на месте их рождения».
  • Пушкинские усадьбы, парки и рощи помогают встретиться с великим поэтом.

3. Какое утверждение отражает позицию автора текста?

  • «Михайловский цикл» включает самые задушевные произведения А. С. Пушкина.
  • Псковская земля помогает читателю лучше понять Пушкина.
  • Пушкинские места всемирно известны.
  • Пушкинские места – национальное государственное достояние.

4. Какое утверждение ошибочно?

  • Есть на земле места, которые в памяти народной священны.
  • Жизнь великого поэта нельзя столь тесно связать с псковской землёй.
  • Мир пушкинских образов безграничен и бесконечен.
  • На псковской земле человек как бы слышит голос живого поэта.

5. Какие слова и словосочетания являются ключевыми для понимания основной мысли прочитанного текста?

  • Дорогие места, национальное государственное имение, псковская земля.
  • Русский народ, деревенские друзья, родная природа.
  • Удивительное состояние, место рождения, время смещается, луга, озёра, рощи.
  • Священная память, Пушкинский заповедник, мир образов поэта, поэтическое мировоззрение, творческий гений, безграничен, бесконечен, неиссякаемый родник радости.

6. Какие средства выразительности не использованы в предложении № 9?

а) эпитет;

б) метафора;

в) градация;

г) гипербола.

7. В каком предложении использован фразеологизм?

а) 6

б) 11

в) 13

г) 16

IV. Работа над «сжатием» текста.

  • Определите тему данного текста.
  • Сколько микротем содержится в данном тексте?
  • В каждом абзаце найдите главную информацию, которая направлена на раскрытие микротемы.(Подчёркиваем текстовый материал)
  • Выделяем лишний материал. (Заштриховываем)

Учитель: Таким образом «сжимаем» текст. Как правило, количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

Учащиеся по очереди работают на интерактивной доске.

V. Работа со «сжатым» текстом.

  • Чтение полученного текста;
  • анализ средств связи в полученном тексте.

VI. Работа учащихся над «сжатием» текста на компьютерах.

VII. Анализ полученных текстов.

  • Сравнительный анализ «сжатых» текстов учащихся и текста-образца, отображённого на интерактивной доске.

Есть на земле места, которые в памяти народной священны. Среди них – особо дорогие места, связанные с жизнью и творчеством Пушкина на Псковщине.

Сегодня Пушкинский заповедник – своеобразная литературная Мекка.

Сюда идут люди со всех концов земли.  

Почти вся жизнь великого поэта была неразрывно связана с псковской землёй. Здесь формировалось поэтическое мировоззрение Пушкина, окреп и засиял его творческий гений.

В разные годы он пишет «в глуши лесов сосновых» свой Михайловский цикл.

Мир пушкинских образов безграничен и бесконечен. Он – неиссякаемый родник радости. Когда вы сегодня идёте по аллеям парков Михайловского и Тригорского, любуетесь лугами, озёрами и рощами, вы невольно вспоминаете отдельные строчки пушкинских стихотворений.

Удивительное состояние испытывает человек, когда читает эти стихотворения на месте их рождения.

Учащиеся читают свои «сжатые» тексты, сравнивают с образцом, представленным на доске, делают выводы. Учитель напоминает, что основная мысль текста: стихи Пушкина необыкновенно богаты и разнообразны по содержанию.

  • Анализ средств связи в тексте. (В тексте средства связи подчёркнуты)

VIII. Итог 1-го урока.

2 урок

IX. Учащиеся пишут сжатое изложение по памяти в тетрадях по развитию речи.