Конспект фронтального логопедического занятия — КВН в 3-м классе. Тема: "Словоизменение имен существительных"

Разделы: Логопедия


Цели.

  1. Закрепить умение пользоваться падежными вопросами.
  2. Узнавать формы падежей в текстах.
  3. Использовать нужные предлоги с различными падежами.
  4. Развивать смекалку, сообразительность.

Словарная работа: падежи, пословицы, поговорки, серебряное копытце, сияя в злате, престол, палаты, крещёный мир, наткала, венец.

Оборудование: эмблемы, карточки с заданиями, картины: «Ранняя весна», «Поздняя весна», музыка весеннего леса, место для жюри, плакат – приветствие, воздушные шары, призы.

Ход занятия

Команды выходят под музыку.

I. Приветствие команд.

- Вас приветствует команда «Словечко»!

- Вас приветствует команда «Буковка»!

II. Домашнее задание (чтение стихов).

Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познаёт!

- Того,- сказал Родительный,-
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть моё пальто!

- Тому,- ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам!

- Того,- сказал Винительный,-
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

- С тем,- заявил Творительный,-
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду!

- О том,- сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас!

III. Разминка команд.

1. Подобрать вопросы к падежам.

а) Команда «Словечко»- вопросы про одушевлённые предметы.

б) Команда «Буковка»- вопросы про неодушевлённые предметы.

Кто быстрее? (по одному).

Напечатанные вопросы на отдельных листочках лежат на столе.

2. а) - Найди слово в Творительном падеже!

Тут вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить.

б) – Найди слово в Родительном падеже!

Рано утром проснулась Дюймовочка и вдруг увидела, что она на листе кувшинки.

3. - Существительное в каком падеже встречается 8 раз?

а) Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

б) Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате,
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.

4. Закончи стихотворение и назови падеж последнего слова.

а) «Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир
Приготовила б я … (пир)!

(Винит. падеж)

б) «Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала б я … (полотна)!

(Родит. падеж)

IV. Работа в команде.

1. Вставь окончание, определи падеж существительного.

2. Рассмотри картинки и найди лишнюю, название которой имеет другое окончание в Род. п. мн. ч.

Много чего?

а) корова

 

 

б) голубь

конь

 

 

утка

собака

 

 

курица

коза

 

 

синица

3. Вставь предлог, объясни смысл:

а) Делать … (ИЗ) мухи слона.

Выйти сухим … (ИЗ) воды.

Дорога ложка … (К) обеду.

б) Своя рубашка ближе … (К) телу.

Глаза … (НА) лоб полезли.

Как снег … (НА) голову.

4. Составь деформированное предложение:

а) двор, по, ходил, петух;

б) быстрый, волк, убежал, от, заяц.

V. Конкурс капитанов.

1. При помощи какого падежа описывает природу Р.Рождественский?

О русской природе, о милой природе,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблонях в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берёз,
О гроздьях рябины, о шорохах бора,
О ландышах ранней весной.

2. Кто быстрее ответит на вопрос?

- Чего в лесу больше: деревьев или осин?

- Муравьёв или насекомых?

3. Описание картин.

а) «Ранняя весна»;

б) «Поздняя весна».

Итог жюри.

Подведение итогов, выступление жюри, награждение.