Цели и задачи:
- Обучающие: Вспомнить табличное умножение и деление, формировать навык арифметического счета, отрабатывать вычислительные навыки, закрепить умение решать задачи.
- Развивающие: Развивать произвольное внимание, развивать логическое мышление, память, развивать познавательный интерес к предмету математика.
- Воспитывающие: Воспитывать дисциплинированность, точность выполнения заданий, аккуратность.
Оборудование: карточки в виде билетов с примерами; плакат с изображением Солнечной системы; космический корабль с отдельными тремя ступенями; картинка с монитором, на котором изображены геометрические фигуры; парашюты с примерами.
Учитель: Ребята, сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Соберите свой багаж: учебник, пенал и тетрадь и выходите к доске. Вы готовы?
Учитель: Вам нужно сначала подойти ко мне и купить билет на наш космический корабль, однако расплачиваться вы будете не деньгами, а знаниями. Кроме того, на билете у вас будет выражение, отыскав значение которого вы узнаете номер места, на котором вам нужно будет сесть.
(Ученики получают билеты с примерами. Решая пример, например 18:6, ученик узнает, где его место).
Примеры:
1 * 1 |
|
|
2 * 1 |
|
|
3 * 1 |
|
|
2 * 2 |
20 : 4 |
|
|
3 * 3 |
|
|
14 : 2 |
|
|
16 : 2 |
3 * 3 |
|
|
20 : 2 |
|
|
6 + 5 |
|
|
2 * 6 |
7 + 5 |
|
|
7 * 2 |
|
|
9 + 6 |
|
|
4 * 4 |
9 + 8 |
|
|
9 * 2 |
|
|
10 * 2 |
|
|
12 + 9 |
30 – 8 |
|
|
15 + 8 |
|
|
6 * 4 |
|
|
5 * 5 |
Учитель: Ну вот, все на своих местах. Наша ракета не сможет взлететь, пока не отойдут все три ступени. Посмотрите, на первой ступени у нас такая задача:
Возле лужицы отряд
Длинноногих лягушат.
Очень стройная шеренга,
По пять ровно – каждый ряд.
По два, по три, по четыре –
Как ни ставил командир,
Неизменно оставался
Лишним кто-нибудь один.
А сейчас в одной пятерке
Все довольны, все в восторге!
Ну а сколько лягушат
Не в ряду, а в целом?
Свой расчет произведи
С правильным прицелом!
Учитель: Здесь есть еще подсказка: в лягушачьей шеренге меньше чем десять рядов. Так сколько всего лягушат?
Ученики: ответ: 25
Учитель: На второй ступеньке у нас следующее задание. Откройте тетради и решите уравнения.
х – 24 = 58 |
|
|
34 + х = 86 |
|
|
94 – х = 53 |
х = 58 + 24 |
|
|
х = 86 – 34 |
|
|
х = 94 – 53 |
х = 82 |
|
|
х = 52 |
|
|
х = 41 |
82 – 24 = 58 |
|
|
34 + 52 = 86 |
|
|
94 – 41 = 53 |
58 = 58 |
|
|
86 = 86 |
|
|
53 = 53 |
Учитель: Давайте проверим, какие ответы у вас получились.
Ученики: 82, 52, 41
Учитель: Осталась последняя ступень. Решите неравенства:
3 + 3 + 3 + 3 (<) 5 * 3
23 + 23 (<) 23 * 4
Учитель: Мы с вами благополучно преодолели земное притяжение и вышли в открытый космос. Посмотрите, у нас на пути загадочная планета Венера. Тихо, слышите, с Венеры нам подают какие-то сигналы. Это инопланетяне просят нас помочь им решить проблему.
Учитель: Давайте поможем составить инопланетянам верные равенства.
6 6 6 6 = 1 ((6 + 6 – 6) : 6 = 1)
1 2 3 4 5 6 = 1 (1 + 2 + 3 – 4 + 5 – 6 = 1)
6 6 6 6 = 3 ((6 + 6 + 6) : 6 = 3)
Учитель: И с этим заданием мы справились успешно. Летим дальше. Посмотрите, что выдают наши космические компьютеры (показывается плакат с монитором). В них какая-то неисправность. Чтобы починить технику, необходимо удалить лишнюю геометрическую фигуру.
Ученики: Это квадрат.
Учитель: А сейчас мы немного отдохнем и проведем космическую физкультминутку. Представьте, что мы находимся в условиях невесомости. Когда ты находишься в космическом корабле, то можешь делать зарядку, однако очень трудно в таком состоянии подпрыгнуть. Именно поэтому вы должны повторять все движения за мной, кроме прыжков на месте.
(Учитель показывает все движения, а дети повторяют за ним, кроме прыжков на месте).
Учитель: Ребята, мы снова с вами получили сообщение. Инопланетяне сообщили нам, что в системе их звезды есть три планеты – А, Б, В, что они живут на самой близкой планете к солнцу, но не на А. Еще мы успели узнать, что планета В находится дальше всех планет. Как располагаются планеты в этой солнечной системе и на какой планете живут инопланетяне?
Ученики: Инопланетяне живут на планете Б, затем следует планета А, потом В.
Учитель: Ребята, марсиане вызывают нас на космический арифметический футбол. Каждый правильный ответ приносит нам баллы.
23 + 40 = (63) |
|
|
90 – 34 = (56) |
75 – 42 = (33) |
|
|
100 – 87 = (13) |
46 + 48 = (94) |
|
|
12 + 20 = (32) |
53 – 36 = (17) |
|
|
91 – 45 = (46) |
19 + 13 = (32) |
|
|
25 + 25 = (50) |
Учитель: Ребята, мы выиграли этот матч.
Учитель: Ребята, у нас снова на корабле неполадки. На охлаждение двигателя у нас осталось всего 60 л воды, для всевозможных экспериментов на 13 л меньше. Питьевой воды осталось на 22 л меньше, чем воды, предназначенной для экспериментов. Хватит ли нам питьевой воды до конца полета, если у нас в экипаже 25 человек и каждому достаточно 1 л?
Учитель: О чем эта задача?
Ученики: О запасах воды на корабле.
Учитель: Сколько воды осталось для охлаждения двигателя?
Ученики: 60 л.
Учитель: Что мы знаем о воде, предназначенной для экспериментов?
Ученики: Ее на 13 л меньше, чем для двигателя.
Учитель: Сколько осталось питьевой воды?
Ученики: На 22 л меньше, чем для экспериментов.
Учитель: Что нам нужно узнать?
Ученики: Сколько питьевой воды осталось и хватит ли ее на 25 человек?
Учитель: Запишем условие:
Учитель: Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Ученики: Нет.
Учитель: Как будем решать задачу?
- 60 – 13 = 47 (л) – для экспериментов
- 47 – 22 = 25 (л) – питьевая
Учитель: Хватит ли воды экипажу из 25 человек?
Ученики: Да.
Учитель: Ребята, наша путешествие подходит к концу. Осталось только правильно приземлиться на землю. Сейчас каждый получит парашют. Но вы должны приземлиться каждый на свою поляну. Посмотрите, на доске поляна с числами. По моему сигналу вы все выйдете к доске и прикрепите свой парашют на нужную поляну. Затем вам нужно вернуться на свое место.
Примеры записаны на парашютах, а ответы на полянах.
2 * 2 = 4 |
|
|
2 * 3 = 6 |
|
|
3 * 3 = 9 |
3 * 5 = 15 |
|
|
3 * 4 = 12 |
|
|
3 * 6 = 18 |
3 * 7 = 21 |
|
|
3 * 8 = 24 |
|
|
3 * 9 = 27 |
4 * 2 = 8 |
|
|
4 * 5 = 20 |
|
|
4 * 4 = 16 |
4 * 7 = 42 |
|
|
4 * 8 = 32 |
|
|
4 * 9 = 36 |
5 * 2 = 10 |
|
|
5 * 5 = 25 |
|
|
5 * 6 = 30 |
Учитель: Ну вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие?
Учитель: Чем мы занимались на уроке?
Учитель: Какое задание вам понравилось больше всего?
Учитель: Вы сегодня очень хорошо поработали. Инопланетяне передали мне сообщение, в котором они благодарят вас за помощь и за интересное путешествие. А еще они вам поставили оценки.
Учитель: Инопланетяне улетели, но оставили вам задание, которое вы должны решить дома.
1. Задача: «Жили-были пять собак: Барбос, Винтик, Пальма, Рекс и Тобик. Винтик больше Рекса, но меньше Барбоса, Пальма больше Рекса, Винтика и Барбоса, но не самая большая. Назовите всех по росту».
2. Повторить таблицу умножения.