Цель: формирование знаний учащихся о законах организации экосистем.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Задачи:
- Воспитательные: продолжить воспитание чувства ответственности учащихся за состояние окружающей среды.
- Образовательные:
- Обобщить и углубить знания учащихся об особенностях организации экосистем, о функциональных компонентах экосистем и их взаимосвязи.
- Продолжить формирование целостного представления о мире.
- Развивающие:
- Продолжить развитие познавательного интереса учащихся, образного и логического мышления.
- Развивать умение формулировать выводы.
- Развивать четкость и образность речи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник экологии для 10 класса Н.М. Черновой, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологическая установка на работу.
2. Проверка знаний.
Карточка с заданием (Приложение 1, Приложение 2).
3. Изучение нового материала.
1) Актуализация знаний и постановка проблемы.
Фронтальная беседа по вопросам:
- Что называют биоценозом?
- Приведите примеры биоценозов.
- От чего зависит устойчивость биоценозов?
Учитель: в хозяйстве вырыли котлован и заполнили его водой. Можно ли сразу же поселить в нем рыб и без подкормки ждать роста их численности?
Ответы учащихся.
2) Экологическая система как совокупность организмов и неорганических компонентов. Законы организации экосистем.
Учитель: при данных условиях существования рост численности запущенных рыб не произойдет, так как каждый живой организм представляет собой открытую биологическую систему, т. е. связан с окружающей средой постоянным потоком вещества и энергии, проходящим через их тела. Между организмом и окружающей средой должен постоянно происходить обмен веществ – одно из главных проявлений жизни.
Обратите внимание на эпиграф к уроку:
Текут наши тела, как ручьи,
И материя постоянно обновляется в них,
Как вода в потоке.
Гераклит
Как вы можете объяснить эти слова?
Ответы учащихся.
Учитель: в живые организмы постоянно поступают из окружающей среды потоки вещества – пища, вода, кислород. Пища содержит энергию, необходимую для работы клеток. Растительные организмы напрямую улавливают энергию солнечного света, запасают ее в химических связях органических соединений, а затем она перераспределяется через пищевые отношения в биоценозах. Таким образом, биоценоз является частью еще более сложной системы, в которую, кроме живых организмов, входит и их неживое окружение, содержащее вещество и энергию, необходимые для жизни.
Запись в тетради: биоценоз + физическое окружение = экосистема
Учитель формулирует первый закон организации экосистем, учащиеся записывают его в тетрадь:
Законы организации экосистем.
I Закон. Любая экосистема формируется из биоценоза и его физического окружения.
(Презентация, слайд: 2, 3)
Учитель: а теперь вернемся к нашему вопросу.
- Котлован с выпущенными в него рыбками будет являться экосистемой? Почему?
- Что необходимо для того, чтобы в котловане происходил круговорот вещества?
Ответы учащихся.
Учитель: экосистема может обеспечить круговорот вещества только в том случае, если включает необходимые для этого четыре составные части: запасы биогенных элементов, продуценты, консументы и редуценты.
(Презентация, слайд 4)
На основе имеющихся знаний ребята характеризуют функциональные компоненты экосистемы, учитель комментирует и дополняет ответы учащихся.
(Презентация, слайды: 5-9)
Учитель предлагает ребятам сформулировать второй закон организации экосистем, комментирует ответы учащихся, направляя их на более краткий и логически правильно построенный ответ. Второй закон ребята записывают в тетрадь:
II Закон. В экосистемах возникает и поддерживается биологический круговорот веществ через взаимодействие биогенов, продуцентов, консументов и редуцентов.
Учитель: в результате пищевых отношений между функциональными компонентами экосистемы синтезированные растениями органические вещества разрушаются в конце концов вновь до таких соединений, которые могут быть снова усвоены растениями. Сложная работа клеток и органов при этом сопровождается потерями энергии из организма. Энергия не исчезает бесследно, а превращается из одной формы в другую (учащиеся вспоминают первый закон термодинамики). В клетках живых организмов энергия, обеспечивающая химические реакции, превращается в тепловую, а тепло рассеивается в окружающем пространстве и она уже не может быть использована для работы (учащиеся вспоминают второй закон термодинамики). Поэтому каждый цикл круговорота вещества требует все новых поступлений энергии. (Презентация, слайд 10)
Ребята формулируют и записывают третий закон организации экосистем (учитель при необходимости комментирует и уточняет формулировку):
III Закон. Для поддержания экосистем и круговорота веществ в них необходим поток энергии.
4. Закрепление изученного материала.
Учитель: рассмотрите проблемный вопрос урока. Используя полученные знания, предложите условия организации устойчивой экосистемы.
Ребята предлагают варианты организации устойчивой экосистемы, комментируют ответы друг друга, при необходимости корректируют свои записи в тетради.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание:
§16, вопросы 1, 3-4 (устно).
Творческое задание: вопрос 2 (создайте презентацию).