Задачи:
- формирование умений определять род и число имен прилагательных;
- формирование умений определять зависимость имен прилагательных от имен существительных;
- обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи и орфографической зоркости.
Оборудование:
- ромашки /2/;
- бумажное дерево;
- доска, мел, учебник, тетрадь;
- магнитофон /аудиозапись с голосами птиц/;
- папка «Феи Аккуратности»;
- картина /на тему весна/.
План урока:
- Психологический настрой детей на урок.
- Работа в тетради /число, классная работа/.
- Актуализация знаний учащихся по изученным темам.
- Изучение нового материала:
- определение темы урока /учащиеся/;
- ожидаемые результаты урока.;
- работа с учебником.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала:
- изучение новых признаков имен прилагательных /упр.2/;
- работа в парах /упр.3/;
- творческая индивидуальная работа /дифференцированная/.
- Итог урока /рефлексия/.
- Домашнее задание /по выбору/.
Ход урока
1. Психологический настрой детей на урок.
Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Д.: – Нет тетрадей у некоторых детей.
У.: – Как вы думаете, где они могут быть?
Д.: – В папке "Феи Аккуратности"
У.: – Поздравляем детей, что их тетради попали в эту папку. Я надеюсь, что сегодня вы обязательно все постараетесь писать в своих тетрадях грамотно и аккуратно. И тогда ваши тетради тоже возьмёт «Фея Аккуратности».
2. Работа в тетради.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
С чистотою я дружу.
На отлично напишу.
/Открываем тетрадь и приступаем к работе. Записываем число и классная работа. Доска закрыта. Дети самостоятельно производят запись в тетради. Сверьтесь с доской/
3. Актуализация знаний по изученным темам.
/На доске написаны слова: Весна, а, мы, бегут, яркое, пять, но, под, не, быстро/
У.: – Разделите слова на 2 группы.
У.: – По какому признаку вы их разделили?
Д.: – Самостоятельные части речи/ определение/, служебные части речи/определение/
У.: – Назовите слова, которые относятся к самостоятельной части речи.
Д.: – Весна, мы, бегут, яркое, пять, быстро.
У.: – Найдите слово, которое, относится к самостоятельной части речи. Обозначает признак предмета и отвечает на вопрос: Какое?
Д.: – Яркое.
У.: – Составьте, с этим словом словосочетание.
Д.: – Яркое солнышко, и. т. д.
У.: – Определите часть речи слово яркое?
Д.: – Имя прилагательное.
У.: – Что вы знаете об имени прилагательном?
Д.: – Имя прилагательное – часть речи.
– Имя прилагательное отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
– Имя прилагательное обозначает признак, качества предмета.
У.: –Чтобы вы хотели узнать ещё об имени прилагательном? Поставьте для себя цели.
Д.: – Как изменяется имя прилагательное, и. т. д.
У.: –Постарайтесь определить тему урока.
Д.: – Имя прилагательное.
Давайте обратимся к учебнику на странице на странице 68. Прочитаем, а что же нам предлагают узнать авторы учебника, об имени прилагательном?
/дети читают статью в учебнике/
Совпадает ли запись в учебнике с нашими ожиданиями?
Д.: – Да, совпадает, есть и другие задачи при изучении данной темы.
У.: – Вы правы, здесь записаны проблемы, с которыми мы столкнёмся и которые мы должны разрешить.
И так, тема нашего урока имя прилагательное.
В самом названии этой части речи – имя прилагательное – уже содержит намёк на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. К чему же прилагается имя прилагательное? Это наш первый вопрос.
Составьте словосочетания с именами прилагательными по теме: «Весна» /устно/
Д.: – Весенние дни, тёплый ветерок, первые проталинки, перелётные птицы, свежий воздух.
У.: – Молодцы! Кроме ромашек, что вы ещё видите? /ствол дерева/
Правильно. Это дерево не простое. Это дерево – успеха. Как вы, думаете, а чей это может быть успех? /наш/
Правильно. В конце урока мы увидим, какие у нас успехи.
Найдите и прочитайте упражнение №1 на странице 68 /1-й в. – 1 предложение; 2-й в. – 2 предложение; 3-й в. – 3 предложение/
Прочитайте, предложение без имени существительного. Подумайте, какой можно сделать вывод?
Д.: – Предложение без имени существительного теряет смысл.
У.: – Молодцы, правильно! Прочитайте, предложение без имени прилагательного. Подумайте, какой теперь можно сделать вывод?
Д.: – Предложение без имени прилагательного теряет эмоциональную окраску./ т.е. Неяркое, без цветное, невыразительное/
У.: – Молодцы, правильно! Найдите, в предложении словосочетания и запишите их к себе в тетрадь по образцу./1–в.–1 предложение; 2–в.–2 предложение; 3–в.–3 предложение/
1-й в. Боярский двор, девичьего терема/ девичий терем (начальная форма)/.
2-й в. Средний брат, красного крыльца/красное крыльцо (начальная форма)/, купеческой дочери /купеческая дочь (начальная форма)/.
3-й в. Младший брат, грязное болото.
У.: – Проверка. Ребята пока вы работали, я тоже составила словосочетания и записала их на доске. Какой можно сделать вывод? Рубрика «Давай подумаем» ключ к разгадке на странице 70 /вывод- первое предложение/. Объясните, что вы поняли из прочитанного?
Д.: – имя прилагательное зависит от существительного.
У.: – Докажите. Определите у имени существительного число, род./ дети определяют/. Какой можно сделать вывод?
Д.: – Имя прилагательное того же рода и числа, что и имя существительное.
У.: – Прочитайте полностью вывод на странице 70. Что мы ещё не сказали об имени прилагательном?/ дети высказывают свои мысли/.
4. Физ. минутка.
Хомка, хомка,
Хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка, раненько
Встаёт.
Щечки моет, шейку трёт,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5 – Хомка хочет
Сильным стать.
У.: – Назовите, какие имена прилагательные вы услышали в этой физ. минутке?
Д.: – Полосатенький.
5. Закрепление изученного материала.
У.: – Что обозначает имя прилагательное?
Д.: – Имя прилагательное обозначает признаки или качества предмета.
У.: – Какие признаки имён прилагательного вы знаете?
Д.: – Вкус, цвет, размер, и. т. д.
У.: – Хорошо, молодцы! Мы ещё больше узнаем, какие качества имеет имя прилагательное. Выполним упражнение №2 на странице 70.
1-й в. Цвет. 2-й в. Размер. 3-й в. Материал. 4-й в. Время. 5-й в. Принадлежит к чему или к кому либо. 6-й в. Цвет. Прочитайте задание, выполнять упражнение будем по вариантам/
1, 6-й в. белый, желтый; 2-й в. большой, длинный, узкий; 3-й в. хрустальный, каменный, кожаный; 4-й в. осенний, майский, утренний; 5-й в. бабушкин, мамин, заячий.
У.: – Поверяем, вашу работу в тетради/ за правильный ответ хлопаем в ладоши/.
Какие вы ещё признаки имени прилагательного узнали?
Д.: – Материал, время, принадлежность к чему, к кому.
У.: – Устно выполним вторую часть к упражнению. Какой при этом можно сделать вывод?
Д.: – Имена прилагательного образуются от имени существительного.
У.: – Молодцы, хорошо! Предлагаю работу в парах. Внимательно читайте упражнение №3. /дети читают свои ответы/
Какой признак обозначает эти прилагательные?
Д.: – Признак имени прилагательного: форма.
6. Творческая работа /индивидуальная, дифференцированная/. Работа на карточках.
У.: – Выбери для себя задание. /1 – отметка «5»; 2 – отметка «4»; 3 – отметка «3»/
1-е задание. Впиши имена прилагательные, обозначающие цвет и плотность предмета /отметка «5»/
Заметает пурга
__________ путь,
Хочет в _________ снегах
Потонуть.
2-е задание. Запиши имена прилагательные по смыслу, чтобы получилась загадка про берёзу /отметка «4»/
__________ почки,
__________ листочки,
__________ кора,
__________ бахрома.
3- задание. Подчеркни имена прилагательные, определи у них число, род /отметка «3»/
В школе тихо и светло
В этот ранний час.
Сквозь оконное стекло
Ветви смотрят в класс.
Дети зачитывают своё творчество.
У.: – Молодцы, ребята! /Пока ребята выполняли задания, дерево зазеленело/.
Что произошло с деревом?
Д.: – Дерево зазеленело.
У.: – Как вы думаете, что находится в кроне нашего дерева «Успеха»?
Д.: – Это же наши знания, которые у нас были и которые мы получили на этом уроке!
У.: – Ребята, скажите. Какое это дерево?
Д.: – большое, красивое, зелёное, и. т. д. / Успешное/
7. Итог урока.
У.: – Какой можно подвести итог нашего урока?
Д.: – Итог нашего урока можно проследить на дереве «Успеха».
У.: – Удалось ли нам решить поставленные задачи в начале урока?
Д.: – Да, удалось. /дети высказывают свои мысли/
У.: – Всем, участникам нашего урока ребята приготовили сюрприз./сценка про имя прилагательное и существительное/
8. Домашнее задание /дифференцированное/
У.: – Выполните упражнение №4 /отметка «5»/, упражнение №5 /отметка «4»/.