Программа элективного курса "Основы математического анализа"

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Элективный курс рассчитан на 34 часа в 11-м профильном классе (информационно-технологическом). Основная задача курса: изучение основ математического анализа, заключается в обеспечении прочного сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Цели и задачи изучения элективного курса.

Основной целью изучения элективного курса является:

Систематизация и углубление знаний, закрепление и освоение умений, необходимых для продолжения образования в вузах с повышенными требованиями к математическому образованию выпускников средней школы. В то же время, курс направлен на достижение таких целей:

  • Получения общего представления о математическом анализе и применяемых в нем методах;
  • Развитие логической культуры, составляющий существенный компонент культуры мышления, рассматриваемый в рамках общей культуры;
  • Овладение общими приёмами организации действий:
  • планированием;
  • осуществлением плана;
  • анализом;
  • выражением результата действий.
  • Развитие внутренней мотивации и фактора поисковой активности в предметной деятельности, формирование устойчивого осознанного интереса к ней.

При изучении курса, перед учащимися ставятся следующие конкретные задачи:

  • Получение знаний об основных логических и содержательных типах задач по основам математического анализа, исследование функции, понятие производной, её механический и геометрический смысл, производная сложной функции;
  •  Овладение логическими, аналитическими, графическими методами решения задач по математическому анализу;
  • Освоение методов решения и исследования функций;
  • Получения конкретного представления о высшей математике при решении задач и упражнений по математическому анализу.

Образовательные результаты (планируемые результаты обучения).

  • Проводить элементарное исследование функции, то есть уметь «читать» график функций.
  • Вычислять пределы, применяя теоремы о пределах и знания первого замечательного предела.
  • Находить горизонтальные и вертикальные асимптоты.
  • Строить графики элементарных функций, применяя изученные методы.
  • Применяя определение производной, уметь вычислять производные некоторых элементарных функций;
  • Вычислять производные сложных функций.
  • Решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции.
  • Применяя формулу Ньютона – Лейбница, находить площади, объёмы геометрических фигур и тел, уметь вычислять длину дуги.
  • Решать простейшие дифференциальные уравнения.

Общеинтеллектуальные умения:

  1. Умения анализировать различные задачи и ситуации, выделять главное, достоверное в той или иной информации.
  2. Владения логическим, доказательным стилем мышления, умения логически обосновывать свои суждения.
  3. Умение конструктивно подходить к предлагаемым задачам.
  4. Умение планировать и проектировать свою деятельность, проверять и оценивать её результаты.

Учебно-тематическое планирование материала

Введение в анализ

Тема

Дата

1.

Определение и способы задания функции

 

2.

Элементарные функции, их свойства и их графики

 

3.

Исследование функции. Самостоятельная работа

 

4.

Числовые последовательности. Рекуррентные соотношения

 

5.

Предел числовой последовательности. Вычисление пределов.

 

6.

Предел и непрерывность функции. Основные теоремы о пределах и их применение. Предел функции sinx/x при х стремящемся к нулю.

 

7.

Вычисление пределов.

 

8.

Асимптоты графика функции. Самостоятельная работа.

 

Производная и её применение

1-2.

Приращение функции. Определение производной. Понятие дифференциала. Геометрический и механический смысл производной.

 

3.

Правила дифференцирования функций и производные элементарных функций.

 

4.

Производные сложной и обратной функции.

 

5.

Вычисление производных. Самостоятельная работа.

 

6.

Вторая производная, её механический смысл.

 

7.

Производные высших порядков.

 

8.

Контрольная работа № 1.

 

9.

Приложение производной к исследованию функций. Теорема Лагранжа и её следствия.

 

10.

Исследование функций на возрастание и убывание. Достаточные условия экстремума.

 

11.

Выпуклость. Точки перегиба. Наклонные асимптоты.

 

12.

Построение графиков функций.

 

13.

Построение графиков функций. Самостоятельная работа.

 

14-15.

Наибольшее и наименьшее значение функции. Решение задач.

 

16-17.

Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции.

 

18.

Применение производной к приближённым вычислениям. Самостоятельная работа.

 

Интеграл. Дифференциальные уравнения.

1.

Определение неопределённого интеграла и его свойство

 

2.

Основные методы интегрирования. Интегрирование по частям. Подстановка.

 

3.

Вычисление неопределённых интегралов.

 

4.

Вычисление площади криволинейной трапеции по формуле Ньютона – Лейбница

 

5.

Вычисление объёмов тел. Вычисление длин дуг.

 

6.

Дифференциальные уравнения.

 

7.

Решения дифференциальных уранений.

 

8.

Контрольная работа № 2.

 

Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

Всего часов

Форма контроля

Лекция

Практика

1.

Введение в анализ

8

3

5

Самостоятельная работа

2.

Определение производной. Геометрический механический смысл производной

8

2

6

Контрольная работа

3.

Приложение производной к исследованию функций

10

4

6

Зачёт

4.

Дифференциальные уравнения

8

3

5

Контрольная работа

Литература

  1. Н.Я. Виленкин О.С. Ивашёв – Мусатов, С.И. Шварцбург «Алгебра и математический анализ»,11 кл. – М.: Просвещение, 1996г.
  2. М.Л. Галицкий, М.М. Мошкович, С.И. Шварцбург. «Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа» - М.: Просвещение, 1998г.
  3. Под ред. А.Г. Мордковича. Задачник для общеобразовательных учреждений. «Алгебра и начала анализа 10-11 кл.» - М.: 2002г.