Метод поэтапного погружения в языковое пространство (чтение — говорение — письмо — аудирование)

Разделы: Иностранные языки


Уважаемые коллеги!

Вот уже на протяжении 12 лет я работаю по УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English». Замечательный учебник, дающий возможность использовать не только авторские идеи, но и предоставляющий огромное поле деятельности для творческого подхода к преподаванию английского языка. Во многом благодаря этому УМК я смогла разработать собственный метод обучения языку.

Я работаю в маленьком городке Сурске, Пензенской области. Мои ученики в основном дети простых рабочих и служащих, таких городков и школ по всей России тысячи. Именно для них я разработала свой метод, которым и хочу поделиться.

В течение трёх лет я работаю над апробацией метода «Поэтапного погружения в языковое пространство: «ЧТЕНИЕ → ГОВОРЕНИЕ → ПИСЬМО → АУДИРОВАНИЕ».

Считаю свой метод одним из средств эффективного достижения целей обучения иностранному языку. Метод поэтапного погружения в языковое пространство не идет вразрез с общепринятой методикой, но имеет некоторые преимущества в направлении решения ряда дидактических задач, а именно:

  • обучению чтения текстов различных типов ( информационных, художественных, научных, аутентичных).
  • развитию умений и навыков монологической, диалогической речи, а также искусству ведения полилога.
  • развитию умений и навыков письменной речи (личное письмо, сообщение, репортаж, реклама ,статья), посредством переписки с учителем или сверстником из страны изучаемого языка в т.ч. и через Интернет.
  • ознакомлению с культурой, духовным наследием и обычаями англо-говорящих стран через поиск в дополнительных источниках информации, включая и ресурсы сети Интернет, а также через собственные презентации проектов.

В отличии от общепринятого подхода к планированию урока иностранного языка, в котором требуется практически обязательное присутствие всех видов речевой деятельности в одном уроке, в моем методе упор делается лишь на один из них, что, считаю, совершенно оправданным. Учителя-практики поймут меня. Невозможно за 40 минут урока опросить домашнее задание, объяснить новый материал, выполнить упражнения на закрепление, поработать с текстом, составить диалог, а главное, успеть послушать все пары, да к тому же не забыть о здоровьесберегающих технологиях. Что значит недостаток времени на уроке, когда учитель, давая несколько минут для подготовки монологического высказывания или диалога, не успевает опросить каждого ребёнка? Это означает невостребованность. А невостребованность в свою очередь влечет потерю интереса, эту цепочку можно продолжать до бесконечности, и результат будет один- низкий процент качества знаний и успеваемости. Есть ли выход? Каждый учитель решает эту проблему по-своему. Для себя я тоже нашла свой метод.

Итак, в моем методе основной упор делается на один из видов речевой деятельности, как было сказано выше. Учебное время я разбила на недели, каждая неделя имеет своё название и цвет, (цвет понадобился в основном для учащихся, чтобы они могли ориентироваться в каких видах деятельности предстоит работать на той или иной неделе), в неделе три урока, каждый из них имеет также свое название, подразумевающее основную цель урока.

СХЕМАТИЧЕСКИ ЭТО ВЫГЛЯДИТ ТАК:

А теперь более подробно:

Неделя

Первый урок недели

Второй урок недели

Третий урок недели

Первая неделя «оранжевая» (чтение)

«Лексический»

1) ознакомление с новой лексикой по теме (берётся блок)
2) закрепление новой лексики в речи

3) развитие/ совершенствование умения просмотрового чтения

«Практический»

1) чтение текстов разного характера с целью развития/совершенствования умений

а) ознакомительного

б) изучающего чтения

«Контрольный»

1) контроль навыка чтения вслух (техника чтения)

2) проверка усвоения изученной за неделю лексики (лексический тест; индивидуальные карточки (1-й и 2-й
степени сложности)

Вторая неделя «зелёная» (говорение)

«Диалогический»

1) развитие/совершенствование умения диалогической речи

2) создание ситуаций для ведения разных типов диалога:

а) диалога-расспроса

б) диалога- обмена мнениями

в) побудительного характера

г) этикетного характера

«Полилогический»

Обучение искусству ведения полилога на основе изученной темы в форме «круглого стола», конференции с обязательным использованием лексики «оранжевой недели»

«Монологический»

Развитие/совершенствование умения монологической речи

а) по опорным словам и без

б) по плану и без.

По выбору учащихся

а) пересказ любого понравившегося текста раздела

б) собственное сообщение по изученной теме

Третья неделя «синяя» (письмо)

«Грамматический»

1) ознакомление с новым грамматическим материалом

2) закрепление

3) повторение грам. материала прошлой «синей недели»

«Практический»

1) развитие/совершенствование умения письменной речи (заполнение анкет, таблиц, поздравления, личное письмо, краткое сообщение, эссе, реклама, выписки из текста).

2) активизация грам. материала 1-го урока «синей недели».

«Контрольный»

1) контроль умения письменной речи и орфографии (диктанты, индивидуальные карточки-задания)

2) контроль усвоения грам. материала недели (грамматический тест, индивидуальные карточки).

Четвертая неделя «фиолетовая» (аудирование)

«Фонетический»

1) работа над коррекцией /совершенствованием произносительных навыков; интонацией; ритмом

2) звуко-буквенный анализ; транскрипция

3) чтение по интонационным схемам

«Аудитивный»

1) развитие/совершенствование умения аудирования

2) контроль навыка аудирования (на основе двух текстов разной степени сложности)

«Творческий»

1) ознакомление с фольклором, играми,поэзией англо-говорящих стран.

2) работа с песней

3) защита проектов; мини-концерт

Как видно из таблицы, в течении трёх уроков идёт усиленная работа только над одним видом речевой деятельности, это я и называю «погружением». Практически каждый учащийся успевает проявить свои знания и в чтении, и в говорении, и в письме, и в аудировании. Каждый учащийся сам понимает и чувствует свои «слабые стороны» в том или ином виде деятельности и направляет свои усилия на ликвидацию недостатков в языке, стараясь более тщательно подготовиться к той неделе, где его результат желает быть лучшим. В свою очередь и я понимаю трудности каждого ребенка, возникающие в процессе обучения и намечаю план помощи.

Несомненным преимуществом своего метода считаю лёгкость в выставлении оценок, т.к. в нашей методике нет поурочных оценок, оценки ставятся за определенный вид речевой деятельности, это очень хорошо вписывается в мою систему, да и каждый учащийся сам понимает, за что ему предстоит получить оценку: урок диалогический - готовься к диалогу, «оранжевый контрольный» - выучи слова и потренируй чтение, фонетический - поработай над ритмом, интонацией и произношением и т. д. А в общем, «оранжевая неделя» - оценки по чтению, «зеленая» - по говорению, «синяя» - по письму, «фиолетовая» - по аудированию.

Кстати, цвета недели были выбраны самими ребятами, когда я выясняла с каким цветом они ассоциируют тот или иной вид речевой деятельности.

И всё-таки как это всё работает?

Лексика, изученная на первой «оранжевой неделе», продолжает отрабатываться в течении второй «зелёной недели», но уже в структуре диалогов, полилогов (дискуссий), монологических высказываниях; в свою очередь, новый грамматический материал третьей «синей недели» подразумевает также использование новой изученной лексики (и ранее изученной тоже) в новых грамматических структурах. На четвёртой «фиолетовой неделе» аудитивные тексты (двух уровней сложности) содержат большой процент нового материала как лексического, так и грамматического наполнения, и соответствуют изучаемой теме. Это могут быть и тексты для аудирования из учебника, либо тексты из дополнительных источников, содержащие некоторый процент незнакомых слов, который не препятствует пониманию содержания.

Перед началом планирования учебного месяца, состоящего из четырёх недель, следующих в строгом порядке, а именно ЧТЕНИЕ → ГОВОРЕНИЕ → ПИСЬМО → АУДИРОВАНИЕ («ЦВЕТНЫЕ НЕДЕЛИ», как их называют мои ученики), я тщательно прорабатываю тот объём материала учебника, который должен быть усвоен учащимися, и, как бы «сортирую», или «раскладываю его по полочкам», благо учебник М.З. Биболетовой позволяет это сделать довольно быстро, в нем имеются упражнения на все виды речевой деятельности . Для «оранжевой недели» (чтение) — лексические упражнения и тексты различного характера, для «зеленой недели» (говорение) — упражнения для работы в парах, группах, содержащие речевой этикет, а также подразумевающие развитие умения монологической речи, для «синей недели» (письмо) - упражнения по грамматике, для развития орфографических навыков, подборка лексики для словарных диктантов. Для «фиолетовой недели» (аудирование) — упражнения на аудирование, фонетического характера, стихи, песни, встречающиеся в разделе плюс из дополнительных источников.

Как данный метод укладывается во время учебных четвертей? Довольно просто!

Первая четверть длится 9 недель. Получается, что за это время я успеваю провести в общем , в порядке очерёдности 2 «оранжевых», 2 «зеленых», 2 «синих», 2 «фиолетовых», плюс одна оставшаяся неделя (последняя в четверти), для обобщающего повторения, сдачи учащимися «задолженностей» с прошлых недель.

У каждого ученика имеется собственная «карточка успеха», в которой отмечены все его текущие оценки в каждой неделе, если он желает улучшить свой результат в какой-либо из них, я предоставляю ему шанс это осуществить. Допустим, учащийся получил низкий балл во время «синей недели», но хочет получить более высокий, я, со своей стороны, только приветствую это. Ученик получает дополнительные задания в форме грамматического теста, индивидуальных грамматических карточек, ему дается возможность повторно написать сочинение, сообщение, т. е. действительно «заработать» желанную оценку по письменной неделе. «Зеленая неделя» содержит такие задания для коррекции оценок как: пересказ текста (по опоре или без опоры, в зависимости от уровня подготовки учащегося), устное сообщение по пройденной теме и т. д. Приведу в пример карту успеха одной из моих учениц:

Карта успеха ученицы 7-б класса Гордеевой Елены

Название недели

Название урока

ОКТ.

НОЯ

ДЕК.

ЯНВ

ФЕВ

МАР

АПР

МАЙ

1

«оранжевая»

 

лексический

4

4

4

5

5

5

5

5

2

практический

4

5

5

4

5

5

5

5

3

контрольный

5

4

4

5

4

5

4

5

1

«зелёная»

 

диалогический

5

5

5

5

4

5

5

 5

2

полилогический

н

4

4

н

4

5

4

н

3

монологический

4

5

5

4

5

 

5

5

1

«синяя»

грамматический

 

4

4

 

5

5

 

4

2

практический

5

 

 

5

4

4

5

5

3

контрольный

4

5

5

4

5

5

4

5

1

«фиолетовая»

фонетический

 

4

4

5

4

5

 

5

2

аудитивный

4

4

4

4

5

4

5

н

3

творческий

5

5

5

5

 

5

5

5

Вторая четверть продолжительностью в 7 недель. За это время у нас проходит 2 «оранжевых», 2 «зеленых», 2 «синих» и 1 «фиолетовая неделя». Четверть заканчивается «синей неделей», контрольным уроком за 1 полугодие.

По аналогии можно просчитать количество цветных недель 3-й и 4-й четверти.

Учебный месяц заканчивается «фиолетовой неделей», следующая неделя - «оранжевая», и т.д. Учебный год заканчивается творческим уроком.

Следует заметить, что данный метод применяется мной начиная с 5-го класса, когда у учащихся уже сформированы определенные умения и навыки. На каждом уроке мною используются индивидуальные разно уровневые карточки, способствующие более эффективному использованию учебного времени урока, и предоставляющие мне возможность контролировать уровень усвоения материала.

Апробировав свой метод в течение 3 лет, я могу заявить, что он имеет право на существование. Считаю положительным результатом рост мотивации к изучению английского языка у учащихся, их стремление улучшить свои результаты в каждом виде речевой деятельности, укрепление веры в собственные силы и способности. Это, в свою очередь, дало рост количества участников конкурсов, олимпиад, ученических конференций. Проведя диагностику качества знаний, я выяснила, что доля учащихся, успевающих на «4» и «5» по итогам учебного года (начиная с 2005-2006 ) постоянно растёт. За 3 последних года процент качества знаний возрос на 9,5 %, т.е. в среднем на 3,2% в год. Да, это , может быть и немного, но этот результат говорит об эффективности моего метода.

Уровень обученности учащихся и рост процента качества знаний подтверждаю следующей таблицей.

Уровень обученности учащихся за три года

Учебный год

Кол-во учащихся

Количество отметок

% качества

«5»

«4»

«3»

 2005- 2006

203

59

68

76

62, 5

 2006- 2007

173

65

50

58

66, 4

 2007-2008

172

70

54

48

72

Итого в среднем

66,9

Что касается более подробного планирования каждого урока, то у каждого учителя есть собственный арсенал методических приёмов, который он использует на уроке. У каждого есть свои наработки в работе с текстом, введении новой лексики, организации работы в парах, группах, ознакомлении с новым грамматическим материалом. К примеру, на «диалогическом» уроке я предлагаю ребятам карточки-ситуации с распределением ролей, соответствующие изучаемой теме. В помощь предлагаю фразы этикета, речевые клише, опорные словосочетания (в зависимости от уровня подготовки пары), в процессе подготовки диалога стараюсь в чем-то помочь, советую как правильнее выразить мысль, не нарушая право каждого на свое собственное мнение, и, конечно же выслушиваю каждую пару, благо время целого урока в моем распоряжении есть. Ведь для подготовки хорошего, содержательного диалога требуется время, а в обычном уроке, по общей системе его так мало!

На «полилогическом» (дискуссионном) уроке, я стараюсь вызвать интерес к каждой обсуждаемой теме или проблеме, путем полного погружения в нее, предлагая нестандартные уроки, учу ребят сопоставлять и сравнивать их жизненный опыт с аналогичным опытом и видением жизни их сверстников из зарубежных стран, пытаюсь вызвать желание углубленно заниматься языком и формировать потребность к самосовершенствованию и расширению кругозора, обеспечивая социализацию и персонализацию учебного процесса. Проблемы, предлагаемые мной для обсуждения на «полилогическом» уроке настолько обширны и комплексны, что каждому учащемуся всегда есть что добавить или противопоставить мнению одноклассников. В ходе дискуссий учащиеся, конечно, могут использовать различные заготовленные фразы, мысли, но практически всегда возникает необходимость что-то менять в них, реагировать на изменение ситуации в течении общения . В ходе совместной работы над темой в форме полилога возникает новое, более углубленное понимание темы, её связи с ранее изученным и еще не изученным материалом. На уроке по обучению искусства ведения полилога я также предлагаю некое распределение ролей но строго по желанию ребят занять ту или иную позицию в обсуждении темы; иногда это «экспертная группа», глубоко и всесторонне изучившая данную проблему, иногда это пресс-конференция с «представителями» СМИ, а иногда и просто 2 группы учащихся, имеющих прямо-противоположное мнение по проблеме. По учебнику М.З. Биболетовой самые «горячо» обсуждаемые темы это: «Исследование космоса или земные проблемы?» (8 кл.), «Школа- «за» и «против»» (5 кл.), «Экология и научно-технический прогресс» (8 кл.), «Кто важнее - семья или друзья?» (9 кл.), «Будущее моей планеты» (7 кл.), «Проблемы живой природы» (6 кл.) и некоторые другие. Как я оцениваю речевое поведение ученика на уроке? Способом подсчета «фишек». Одна фишка дается за одно полное, правильно составленное грамматически и стилистически выражение с уместно употребленными фразами этикета, вводными предложениями, речевыми клише; чем больше количество фишек, тем выше оценка ученика. По окончании дискуссии мы совместно выявляем «лидера». Дух соперничества и соревнования делают своё дело! Иногда желающих высказаться настолько много, что мне приходится накладывать «табу» на выступления ребят, которые уже набрали много фишек, для того, чтобы другие ученики, с менее «пылким» темпераментом смогли тоже выразить свои мысли.

Добиться взаимосвязи практических и общеобразовательных целей обучения возможно только, если у учащихся будет осознанная мотивация к изучению иностранного языка, принятие задачи «для себя». Во многом рост процента качества знаний связан с тем, что в среднем звене многие ребята уже определяются с выбором будущей профессии, и многие из них понимают, что знание языка является неотъемлемой частью их успешной деятельности в будущем, и одной из составляющих карьерного роста любого хорошего специалиста. Школьные уроки - это первая ступень к достижению этой цели.