Цели:
- воспитательная: воспитывать самоорганизацию, дисциплинированность, коллективизм; культуру безопасного поведения на улицах и дорогах;
- обучающая: формировать навыки выполнения основных правил поведения у младших школьников на улице и дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
- развивающая: развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту в эстафетах.
- оздоровительная: формировать потребность к физическим занятиям.
Оборудование и ТСО:
- музыкальный центр, музыкальные фонограммы, фотоаппарат, микрофоны;
- макеты светофоров, плакаты по ПДД, дорожные знаки, мячи, стойки, мозаика грузового автомобиля, аптечка (бинт, вата, йод, пачка таблеток, термометр, зелёнка);
- грамоты для награждения победителей конкурса, оценочные листы для жюри, жетоны, призы.
Оформление зала:
- вывеска названия мероприятия: «Знай правила движения, как таблицу умножения», шары;
- выставка рисунков воспитанников 1–4-х классов «Красный, жёлтый, зелёный».
Предварительная организационная работа:
- Подбор музыкальных фонограмм для музыкального сопровождения мероприятия.
- Подбор материала к мероприятию и написание сценария.
- Установка аппаратуры и оформление места проведения мероприятия (спортивный зал).
- Проведение конкурса рисунков «Красный, жёлтый, зелёный».
- Заготовка эмблем команд.
- Разучивание названия и девиза команды.
- Репетиция монтажа с воспитанниками.
- Организация работы команды болельщиков: объяснение правил поведения на спортивно-массовых мероприятиях, разучивание речёвок и изготовление атрибутики для поддержки команды.
Ход внеклассного мероприятия
Звучат фанфары, оповещающие о начале праздника. Выходят ведущие.
Ведущий 1: Добрый день уважаемые дети, учителя, воспитатели и гости!
Ведущий 2: Начинается новый день. Встаёт солнышко, рассеиваются облака, просыпается от ночного сна вся живая природа. Звонят будильники в домах. И с каждой минутой становится всё оживлённее дорога. Но как, известно, она полна неожиданностей, может принести много нового, может открыть что-то неизведанное…
Ведущий 3: Но порой мы забываем, что дорога может стать местом неприятного происшествия, где с лихачом, проказником и просто с невнимательным человеком может случиться беда.
Ведущий 2: Чтобы этого не произошло, заступают на дежурство на улицах и перекрёстках люди в форме Госавтоинспекции. Вместе с ними соблюдать порядок на дорогах помогают светофоры, зебры пешеходных переходов, сотни знаков дорожного движения…
Ведущий 1: Все они служат тому, чтобы дорога дарила нам добро! Пусть она будет светлой и справедливой! Это возможно! Если все участники движения будут соблюдать правила безопасности!
Воспитанник 1:
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она азбука над мостовой.
Знаки развешаны над мостовой.
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда
Чтоб не случилась с тобою беда.
Ведущий 2: Ребята, а вы знаете правила дорожного движения?
Ну, сейчас проверим. И игру для вас затеем. Зададим мы вам вопросы, отвечать на них попросим.
Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если нет – молчите.
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?
(Это я, это я, это все мои друзья!)Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора? (Молчат.)Знает кто, что красный свет –
Это значит хода нет?
(Это я, это я, это все мои друзья!)Кто слушаться старших никак не хотел
И на грузовик налетел?
(Молчат.)Знает кто, что свет зелёный
Означает: «Путь открыт»?
(Это я, это я, это все мои друзья!)
Молодцы! Пришло время представить команды, которые будут участвовать в спортивно-конкурсной программе «Знай правила движения, как таблицу умножения». Встречаем бурными аплодисментами.
Команды выходят под музыку и выстраиваются в колонну.
Команда «Знайки» для проведения спортивного праздника готова.
Наш девиз:
Мы – команда «Знайки».
Мы на встречу к вам пришли
И смекалку и уменье
Мы с собою принесли.
Команда «Умники» для проведения спортивного праздника готова.
Наш девиз:
Мы умники, друзья,
Нам проиграть нельзя.
С вами мы сразимся,
Так просто не сдадимся!
Ведущий 2: Прошу команды занять свои места в зрительном зале. Все вы знаете, что в любом конкурсе главный судья – жюри. Я хочу вам представить.
Представление жюри.
Ведущий 1:
Делу время, час – забаве,
Команда первая – направо!
Тут – вторая становись!
Состязанья начались.
Ведущий 3:
Много есть различных знаков –
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать.
Выходят пятеро воспитанников и держат в руках дорожные знаки: предписывающие, информационно-указательные, предупреждающие, запрещающие.
Ведущий 2: Вы, наверное, обращали внимание на то, что дорожные знаки бывают и треугольными, и прямоугольными, и круглыми, что они различаются по цвету. В зависимости от формы, окраски знака меняется и его значение.
Ведущий 1: Дорожные знаки подразделяются на группы: предупреждающие, запрещающие, указательные и предписывающие.
В это время воспитанники поднимают знаки.
Ведущий 3: Все эти знаки обеспечивают нам безопасность на дорогах. Запрещающие знаки нарисованы в красных кружках.
Воспитанник 2:
Красный круг обозначает
Обязательно запрет.
Он гласит: «Нельзя так ехать»
Или «Тут дороги нет».
Ведущий 1: Предупреждающие знаки предупреждают об опасности и размещаются в красных треугольниках.
Воспитанник 3:
Я сойду с велосипеда,
Если знак увижу этот.
Я пойду, как пешеход,
Вместе с ним на переход.
(Воспитанник показывает знак.)
Ведущий 2: Указательные знаки располагаются в синем квадрате или прямоугольнике. Они укажут нам, где больница, остановка или стоянка такси (воспитанник показывает знак).
Воспитанник 4:
А ещё бывают знаки –
Взяты в синенький квадрат.
Как и где проехать можно,
Эти знаки говорят.
Воспитанник 5:
Синенький прямоугольник
Вам покажет, где найти
Остановку и заправку –
Всё, что нужно вам в пути.
Ведущий 3: Предписывающие знаки расположены в синем кружочке и указывают безопасные места движения (воспитанник показывает знак).
Ведущий 2: Первая эстафета называется «Дорожные знаки». Прошу команды занять исходные точки.
Ведущий 4: Эстафета «Дорожные знаки».
Команды строятся в колонну по одному. На стойке на расстоянии 15-20 метров закреплены дорожные знаки. По команде учителя направляющие бегут к стойке и выбирают знаки (одной команде - запрещающие, другой - предупреждающие). Затем игроки возвращаются обратно и передают эстафету очередным игрокам. Побеждает команда, первой выполнявшая задание.
Ведущий 3:
Там где транспорт и дорога,
Знать порядок все должны:
На проезжей части строго игры все запрещены!
Чтоб мостовую перейти,
Взгляни налево,
Нет машин,
Тогда шагай до середины,
Потом направо погляди,
Машины нет – переходи.
Ведущий 2: Улицу можно переходить только на зелёный сигнал светофора по пешеходному переходу. Он обычно обозначается на дороге чёрно-белыми полосками. Этот переход наземный или называют его ещё зеброй.
Ведущий 3: Переход, находящийся под землёй, называется подземным.
Ведущий 1: Переход, находящийся над землей, называется надземным.
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, надземный
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт.
Ведущий 2: Следующая эстафета «Внимательный пешеход».
Ведущий 4: Эстафета «Внимательный пешеход».
Команды строятся в колонну по одному. По сигналу учителя первые игроки каждой команды прыгают на мяче до середины зала, берут мяч в руки проходят по пешеходной дорожке до стойки и бегом возвращаются назад. Передают эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, раньше всех закончившая эстафету.
Ведущий 1: Следующий конкурс «Светофор – наш верный помощник».
Ведущий 2: Первый уличный светофор появился более 130 лет назад. Первые светофоры имели всего лишь два цвета: красный и зелёный, которые в ручную менял стоявший рядом специальный человек. Но обходиться двумя цветами было не удобно, и спустя 50 лет на светофоре появился ещё и третий цвет – жёлтый.
Воспитанник 2:
Светофор – большой помощник,
Лучший друг для всех в пути.
Он всегда предупреждает
Цветом, можно ли идти.
Воспитанник 3:
Красный свет – опасность рядом,
Стой, не двигайся и жди,
Никогда под красным взглядом
На дорогу не иди!
Воспитанник 4:
Жёлтый – светит к переменам,
Говорит: «Постой, сейчас
Загорится очень скоро
Светофора новый глаз».
Воспитанник 5:
Перейти дорогу можно
Лишь когда зелёный свет
Загорится, объясняя:
«Всё, иди! Машин тут нет!».
Ведущий 4: Эстафета «Светофор – наш лучший помощник».
Команды строятся в колонну по одному. Перед каждой командой закреплён макет светофора. У каждого игрока в руках кружки определённого цвета (красный, жёлтый, зеленый). По команде учителя дети быстро и правильно должны выложить модель светофора. Выигрывает команда, раньше всех закончившая эстафету.
Ведущий 2: Перед тем как провести следующую конкурс. Я хотела узнать, а знаете ли вы, из каких частей состоит автомобиль? (колёса, кузов, кабина)
Давайте посмотрим, какие из вас вырастут водители. Вы должны собрать из разных частей грузовой автомобиль. Эстафета называется «Собери автомобиль».
Ведущий 1: В процессе движения по улицам и дорогам возможны травмы и повреждения. Травмы часто возникают в результате нарушений правил техники безопасности, а также неосторожности, небрежности самих пострадавших.
Ведущий 2: Любые травмы требуют немедленной медицинской помощи. Для этого в каждом автомобиле должна быть аптечка, содержащая всё, что нужно для оказания первой медицинской помощи. Последняя эстафета, в которой будут принимать участие команды, называется «Дорожная аптечка».
Ведущий 4: Эстафета «Дорожная аптечка».
Команды строятся в колонну по одному. На средней линии против каждой команды лежат предметы для оказания первой медицинской помощи. На лицевой линии находится аптечка. По сигналу учителя первый бежит до средней линии и берёт один предмет (бинт), добегает до аптечки и оставляет его. Назад возвращается бегом и передаёт эстафету следующему игроку. Игра заканчивается, когда аптечка будет собрана.
Ведущий 2: Просим команды занять свои места в зрительном зале.
Ведущий 3: Пока жюри подводит общий итог, для вас, дорогие ребята, воспитанница средней общеобразовательной школы № 2 Фокина Алёна покажет гимнастический номер.
Ведущий 2: А теперь мы проведём игру-викторину «Знаток правил дорожного движения». За правильный ответ вы получаете жетон в виде светофора, только при условии, если отвечаете хором, то жетон не получаете. Кто больше наберёт жетонов, получает приз.
- Какая часть улицы предназначена для пешеходов? (Тротуар.)
- Какой сигнал светофора запрещает движение? (Красный.)
- Какие геометрические формы имеют дорожные знаки? (Треугольник, круг, квадрат, прямоугольник.)
- Как называется знак, который устанавливают около школ и детских садов? (Дети.)
- Наши верные друзья и помощники на улицах города? (Дорожные знаки.)
- Самый строгий трёхцветный регулировщик движения? (Светофор.)
- Как правильно переходить дорогу? (По пешеходному переходу, на зелёный сигнал светофора.)
- Что должно находиться в автомобиле для оказания первой медицинской помощи? (Аптечка.)
Подведение итога игры-викторины, награждение победителей.
Ведущий 2: Сегодня, вы узнали много нового и интересного. Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ученик. Если не нарушать эти правила, то меньше будет несчастных случаев на дорогах, а вы вырастите здоровыми и крепкими.
Ведущий 1:
Много правил у азбуки дорожной,
Подружиться с ними каждому легко.
Соблюдать их для тебя совсем не сложно
А шагать ты с ними можешь далеко.
Ведущий 3:
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.
Ведущий 2: Команды, просим вас выйти для награждения.
Под музыку выходят и строятся команды.
Ведущий 2: Жюри подвело итоги. Давайте послушаем результаты.
Председатель жюри оглашает итоги предыдущих конкурсов и общий итог, проводит награждение команд.
Ведущий 2: На этом спортивно-конкурсная программа завершёна.
Ведущие 1 и 3: До новых встреч!
(хором)
Ведущий 4: Команды налево, на выход шагом марш!
Под марш команды выходят из зала.