Цели:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
1. Организационный момент 2. Создание 2“ситуации успеха” 3. Ситуация “разрыва” 4. Фиксация проблемы в виде модели 5. Этап решения частных задач 6. Рефлексия |
- Доброе утро, ребята! Сегодня на
уроке нам предстоит очень важная и интересная
работа. Мы с вами вместе сделаем открытие, будем
исследователями. - Ребята, вы неплохо справились с письменной контрольной работой по теме: “Повторение изученного в 1 классе”. Значит, вы уже любой звук можете обозначать буквой? - Тогда мы это сейчас проверим. Запишите под диктовку слова: Парта, стол, Маша, школа, игра. - Молодцы, действительно умеете! - А теперь запишите два высказывания: Коты любят рыбу. А наш кот любит бананы. - Ребята, в ваших работах все записано одинаково, кроме слова коты. Именно это слово я попросила записать на доске нескольких ребят. Убедились, что слово записано по-разному? А если у вас записаны слова по-разному, значит, кто-то ошибся. Кто же? - Давайте попробуем объяснить написание первой гласной буквы в слове. - А теперь откройте учебники и прочитайте заголовок следующего параграфа № 2. - Как вы думаете, о каких звуках – гласных или согласных – говорит Алеша? - Почему Алеша поставил знак вопроса в слове к?ты? чего он не знает? - А вы смогли бы ответить Алеше? Вы знаете точный ответ на этот вопрос? - Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня на уроке будем искать ответ? - А теперь поработаем в группах. Ваша задача – зафиксировать этот вопрос в виде схемы. - Когда вы узнаете, могут ли в русском языке разные гласные звуки обозначаться одной гласной буквой, тогда поймете, чей вариант записи слова коты правильный. - А сейчас – физминутка. Если я называю изменения одного и того же слова, вы хлопаете, а если разные слова – приседаете: Лес – леса, лес – лесник, город – городской, тетрадь – тетради, стол – стул, двор – дворик, трава – травы, красивый – красивая, книга – книжка, мороз – морозный, мама – маме. - Ребята, а как вы думаете, кот и коты – это изменения одного слова, или разные слова? - А шест – шесты? Слон – слоны? Лещ – лещи? - Давайте выпишем первые гласные звуки в этих словах и укажем знаками = или , одинаковы ли эти звуки в изменениях одного и того же слова. - Что же вы, ребята, обнаружили? - Как вы думаете, почему в этих изменениях слов разные звуки? От чего это зависит? Может быть, от соседей этих звуков? - Может быть, это случайность, и в других словах мы встретим звук [о] без ударения? - А от чего зависит, какой гласный звук мы слышим? - А если это зависит от позиции, значит, как мы можем назвать такое чередование звуков? - Правильно. Звуки чередуются по очереди, потому о них говорят: звуки позиционно чередуются. - Сможем ли мы теперь ответить на вопрос, который был вынесен в заголовок параграфа: Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки? - Ребята, можем ли мы сказать, что на уроке сделали открытие? Какое? - А сможем мы сказать, какая буква пишется в слове коты? - Как вы думаете, чему нам предстоит учиться на следующих уроках? - Оцените свою работу на уроке по шкале “трудно – легко”. Спасибо за урок! |
- Да, любой. Дети записывают слова под диктовку. Дети записывают высказывания. Дети, записавшие слова у доски, пробуют объяснить написание гласной буквы в слове: Каты – т.к. звук [а] обозначается буквой а Коты – т.к. кот и коты – это изменения одного и того же слова, во-вторых, видели написание этого слова в книге. К?ты – дети затрудняются обозначить звук буквой. - “Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?” - О гласных. - Он не знает, можно ли для двух разных гласных звуков выбрать одну гласную букву. - Нет. - Мы попытаемся ответить на вопрос: “Можно ли обозначить два разных гласных звука одной буквой?” Дети работают в группах, затем выходят к доске и показывают схемы. Наиболее удачную схему оставляем на доске для того, чтобы дети могли помнить, на какой вопрос предстоит ответить на уроке. - Это изменения одного слова, т.к. называют один и тот же предмет. - Тоже изменения. Дети, выходя к доске и комментируя свою точку зрения, записывают. - Мы обнаружили, что в изменениях одного и того же слова разные гласные звуки. И при этом слово не разрушается, не становится каким – то другим. Только непонятно, почему звукам понадобилось меняться, а значит, об этом следует подумать специально. - Нет, соседи – соседние звуки – в обоих изменениях остались такими же. Здесь один из звуков находится в ударном положении, а другой – в безударном. Пытаясь привести примеры таких слов (не нужно жалеть времени на поиски этих слов), ученики обнаружат закономерность: безударного звука [о] в русском языке не бывает! Аналогичный вывод дети сделают и о звуке [э] . - От положения, позиции звука в слове – ударной или безударной. - Позиционное. - Да, может. - Мы сделали открытие о том, что звуки в изменениях одного слова могут заменять друг друга, т.е. чередоваться и зависит это от позиции звука в слове, т.е. позиционно чередоваться. - Нет, с уверенностью сказать не можем. - Мы должны будем узнать, какую букву нужно писать в безударной позиции. Дети в рефлексивных дневниках оценивают свою работу на уроке. |
Учитель ходит по классу, выбирая те работы, которые должны быть представлены на доске, (критерий выбора – различное написание слова “коты”), просит нескольких ребят написать на доске только слово “коты”. Таким образом, дети приходят выводу, что гласные звуки могут приходить на “взаимовыручку”: если нельзя звуку [о] работать без ударения, ему на помощь приходит звук [а] ( [кот - каты], [слон - сланы]), звуку [э] приходят звуки [и, ы] : ([шэст – шысты, л'эщ' - л'ищ'и]). |