Цель: обучать способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Задачи:
1. Развивать умение видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, выражать это в связной речи.
2. Учить концентрировать свое внимание на 1 – 2 предметах (сравнение, рассказ о происходящем явлении).
3. Воспитывать нравственные чувства у дошкольников путем приобщения к природе.
Ход занятия
В. Давайте встанем в круг и вспомним игру (дети встают в круг, берутся за руки), “В этот день и в этот час все получиться у нас”.
Интересная игра будет сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Собирайся детвора,
Путешествовать пора.
В. Вам интересно, куда же мы сегодня отправимся в путешествие? Мне тоже. А для того, что бы узнать маршрут нужно выполнить задание.
Среди букв находятся два нужных слова, отыщите их.
А Ф М У З Е Й Б У С
Ы И Т О Д Э Ф С Щ У
Й В Р Д Ц М Х Ж Г Э
П Р И Р О Д Ы О Е Р
М Т П А Ф Э Л Р О Т
В. Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?
Д. В музей природы.
В. Совершенно верно, а вы согласны?
О том в какой именно зал мы отправимся, вам помогут догадаться загадки. Сообразите, о чем идет речь.
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес………(мороз).
В. Объясни, почему ты так думаешь?
В белом бархате деревья -
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет………(иней).
В. Почему ты считаешь, что это иней?
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту ………..(снег).
В. Объясни, почему это снег?
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром,
Поспешила к нам сама
Белоснежная……….(зима).
Молодцы! Конечно, наш путь лежит в Зимний зал музея природы.
(Дети проходят и садятся на стулья, на экране слайд с зимнем пейзажем).
В. Ребята, тише! Иначе вы не сможете услышать прекрасные звуки зимы. (звучит музыка – фортепианная миниатюра “Утро” С. Прокофьева).
В. Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?
Д. Ветер дует, деревья скрипят, трещат от мороза, птички щебечут, голоса животных, скрип снега.
В. Какими словами можно охарактеризовать зимний воздух?
Д. Холодный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.
В. Как вы думаете, о чем ведут разговор зимой птицы?
Д. Холодно, скорей бы весна, нужно выводить птенцов, очень ветрено.
В. Какой бывает зимний ветер?
Д. Сильный, студеный, тихий, жесткий, колючий.
Физминутка.
- Сейчас мы превратимся с вами в ветер. Все встанем и подуем так , как дует сильный студеный ветер (дети надувают щеки и дуют изо всех сил).
- Покажите, как делают люди, когда на них дует такой ветер (дети поеживаются, постукивают ногами).
- А как дует слабый зимний ветерок? На севере нашей страны такой ветерок называют ласковым словом “Сиверко” (дети показывают, как дует такой ветерок).
В. А сейчас сядем на свои места. Скажите, а как у нас называется сильный ветер со снегом?
Д. Вьюга, метель, пурга.
В. А что является самым главным признаком зимы?
Д. Снег.
В. От куда же берется снег?
Д. Он подает из тучи, снег это замерший дождь.
В. А вот кто из вас знает, почему снег хрустит под ногами? (ответы детей).
В. Он хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.
- Сейчас я вас приглашаю в лабораторию музея (Дети проходят к столам, встают вокруг. На экране слайд со снежинками.)
Опыт “Замерзание жидкости”.
В. Давайте вспомним какой опыт мы делали сегодня утром?
Д. Сегодня утром мы заморозили воду, соленую воду и растительное масло.
В. Да, мы с вами замораживали жидкости. Давайте сейчас посмотрим, что у нас получилось (дети рассматривают емкости с замороженными жидкостями).
- Вода замерзла. Соленая вода замерзла, но не совсем. Растительное масло не замёрзло, а лишь загустело.
Вывод: значит простая вода замерзает быстрее, чем соленая, а для замораживания растительного масла потребуется еще больше времени.
- У меня есть 3 схемы, они рассказывают нам о том, как заморозить воду, соленую воду и растительное масло. Сейчас посмотрите внимательно, подумайте какая схема подходит к какому виду жидкости (дети читают схемы).
(Новый слайд – зимний пейзаж ).
В. Посмотрите на картину, изображающую зиму. Как преобразилась земля!
А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина…
Зверюшек и пичужечек –
Всех спрятала зима.
В. Подумайте и скажите, кого и куда спрятала зима в лесу?
Д. Насекомых в кору деревьев, змей, мышей в норы, медведь в берлоге, зайцы и белки поменяли шубки.
В. Очень постаралась зима. Только вот птицам и животным, не уснувшим под песню ветра, трудно и голодно в эти месяцы.
- Почему?
Д. Очень холодно, много снега, нахватает корма, образуется наст.
В. Вывод: значит зимой всем животным очень трудно жить.
Сюрпризный момент (звуковое письмо, на экране птица).
В. Посмотрите ребята! У меня для вас письмо. Прочтем? (воспитатель открывает конверт с изображением птицы и достает от туда аудиокассету).
- Что это, послушаем?
“Дорогие ребята! Я прилетела к вам из леса за помощью. Вы же поможете птицам?”
В. Ребята, как можно помочь птицам зимой?
Д. Повесить кормушки, каждый день кормить птиц, синицам давать сало, снегирям ягоды рябины.
“Спасибо вам за знания и заботу о нас и я вас приглашаю на птичий танец”.
Звучит музыка.
Я пройдусь по лесам,
Много птичек есть там,
Все порхают, поют,
Гнезда теплые вьют.
Дети танцуют, по окончанию танца садятся на стулья.
В. Ребята вам интересно в музее природы? А что нового и интересного вы сегодня узнали? Каждый ли может удивиться богатству этого музея?
Д. Нет, это могут сделать только внимательные, чуткие ребята.
В. Сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные (задание на внимание).
(слайд с зашифрованными животными).
В. В лесу спрятались животные, посмотрите внимательно и найдите их.
(белка, лиса, волк, заяц, ласточка, бабочка).
В. Как вы думаете, кого из этих животных можно увидеть зимой в лесу? А каких зимой в лесу нет?
Творческая работа. (Звучит инструментальная музыка, на экране слайд “Зимний пейзаж”)
В. Что ж, пришла пора оставить в книге отзывов музея природы очередную запись. Что вам понравилось в музее природы, что для вас было сложным, а что было легко?
Д. Высказывают свои ответы.
В. Давайте в память об этой экскурсии оставим на кормушке птиц (дети наклеивают на кормушку силуэты птиц - коллективная работа).
Молодцы! Очень постарались. А сейчас наша экскурсия подошла к концу. До новых встреч в музее природы.
Используемая литература.
- В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко “Окружающий мир” - В.: учитель, 2008 – 138с.
- О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина “Неизведанное рядом – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников” - М.: ТЦ Сфера, 2005 – 192с.