Цели урока:
- закрепление табличных случаев умножения на 2;
- формирование решения задач в два действия;
- упражнять учащихся в замене крупных единиц мелкими и мелких единиц крупными, находить значения выражений с переменными
- повторить знания геометрического материала;
- воспитывать чувство коллективизма, любовь к литературе, математике.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, модель часов, баночки с "медом". Из бумаги: самовар разъемный, бабочка, цветок, две чашки, паутина с числами,
Ход урока
I. Организационный момент.
Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!
Руки? - Локти?
- На месте - У края
- Ноги? - Спина?
- На месте - Прямая!
Запишите в тетрадях число и "Классная работа"
II. Объявление темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами порешаем примеры, задачи, поработаем с геометрическим материалом.
Урок у нас сегодня необычный. К нам в гости пришел замечательный детский поэт и писатель Корней Иванович Чуковский.
(показываю слайд №1- портрет писателя)
- Он принес с собой сказку. А вот какую, вы сейчас попробуете отгадать.
III. Устный счет.
Название этой сказки зашифровано в примерах, которые записаны на доске. (Ответы на карточках, с другой стороны буквы).
4*2= | х | 14: 2= | а |
34-10= | м | 5*2= | у |
Расположите в порядке убывания.
34 | 10 | 8 | 7 |
м | у | х | а |
Как же называется сказка?
-"Муха - Цокотуха"
(показываю слайд №2)
- Итак, сказка начинается.
Муха, Муха Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда решите пример.
87-(36+50)=
(покажите пальчиком ответ).
- Правильно, это 1 рубль.(Слайд №3)
А сколько копеек в одном рубле?
(в 1 рубле 100 копеек)
- Пошла Муха на базар
И купила самовар. Вот какой самовар она приобрела.
(Показываю слайд № 4.)
На доске разъемный самовар.
Дети решают примеры с переменными. По ходу переворачиваю части самовара цветной стороной. К доске по очереди, остальные в тетрадях.
а = 45 | с =12 |
с+23 | 55- а |
с- 35 | а+20 |
с+20 |
- Самовар "вскипел", угощение готово.
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Смотрите, из всех щелей тараканы полезли.
(Слайд № 5 )
- Сколько их приползло бы, если бы их было на 20 больше?
(4+20=24)
- Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
Сколько стаканов они выпили, если на каждого пришлось по 2 стакана.
(8 2*4=8)
- А букашки
По три чашки
С молоком
И крендельком.
Нынче Муха Цокотуха
Именинница!
Букашками будете вы. Две "букашки" идут "есть" крендельки к доске, а остальные будут пить чай из этих двух чашек, разделившись на два варианта.
(на доске две чашки и примеры записаны)
2*2= | 3*2= |
4*2= | 7*2= |
9*2= | 18:2= |
12:2= | 6*2= |
(2 ученика у доски, остальные в тетрадях)
- Приходили к мухе блошки
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые-
В них застежки золотые.
(Слайд: 6)
-Вот какие сапожки. На каждом из них по 10 застежек. Сколько всего застежек висит на сапожках.
Дети: 20
-Как узнали? (10*2=20)
- Приходила к Мухе
Бабушка - пчела,
Мухе Цокотухе,
Меду принесла!
(показываю 2 баночки "с медом")
- В одной баночке 50г меда, а в другой 30г. Сколько граммов меда в обеих баночках? На сколько грамм меда в одной баночке больше, чем в другой?
Дети: 80
На 20 г.
- Бабочка - красавица,
Кушайте варенье
Или вам не нравится
Наше угощенье?
- Ой, а куда наша бабочка улетела? Давайте поищем её глазками.
Вот она - на цветке. Бабочка пробует еду не хоботком, а средними лапками, а сосет уже хоботком.
- Варенье у мухи было вишневое, с ягодками. Количество ягод вам надо записать: в этом числе 6 десятков 8 единиц. Это сколько? (68)
- В варенье 68 ягод. Гусеница съела 23 ягоды, клоп 15 ягод. Сколько ягод съела бабочка?
О ком говорится в задаче? Что нам известно? Что нужно узнать? Составьте краткую запись и решите задачу. ( 1 у доски, остальные в тетрадях).
IV. Физкультминутка
(Слайд №7)
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок-
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
- Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
Но жуки - червяки (Слайд№8)
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать -
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай - погибай,
Именинница!
V. Работа с моделями часов.
- Эти страшные события начались в три часа дня тридцать минут.
Покажите это время на моделях часов.
Как по-другому назвать это время?
Как назвать по-другому это время?
Дети: 15.45.
- Пятнадцать минут Паук мучил Муху в сетях. Во сколько прекратились её мучения?
Без 15 четыре.
- Вот так, друзья! Никто не помог имениннице в беде. Стыдно за таких гостей. Неприятно. А как бы вы поступили в этой ситуации?
VI. Работа в тетрадях
- А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток
И молчок.
Посмотрите, какими прыжками скакал кузнечик. Переведите эти данные в см.
На доске:
1дм = см
4дм 6см = см
1м = см
5дм 1см = см
Один у доски, остальные в тетрадях.
А через мост он вот как скакал: 1прыжок - 32см, а второй на 10см - длиннее. Какой длины мост?
Дети решают 1 у доски, остальные в тетради.
- А злодей- то не шутит,
Руки - ноги он Мухе крутит. (слайд №10)
Первая веревка - длиной 12 см
Начертите такой отрезок.
- Вторая веревка - на 8 см короче, чем первая.
- Какой длины будет отрезок? (4см). Как узнали? Начертите.
- Зубы острые в самое
Сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит (Слайд №11)
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Рассмотрим этот фонарик под "увеличительным: стеклом.
Слайд:№12
- Покажите квадрат и прямоугольник. Найдите еще один прямоугольник. (Дети показывают)
- Сколько здесь треугольников? (6)
Покажите их. Сколько здесь четырехугольников, исключая квадрат и прямоугольник? (4)
- Длина прямоугольника 6 см, ширина 2см. Найдите периметр. (устно). (Р= (6+2)*2+16см)
VII. Закрепление знаний по нумерации.
Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
-Кто будет комариком?
Спасти Муху можно, если верно назвать числа на паутине в порядке возрастания. Если будет ошибка, Паук "выпьет кровь" и у Комарика. Тогда Муху будет спасать другой Комарик.
(на доске наглядность)
- Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Муху за руку берет (Слайд №13)
И к окошечку ведет:
"Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!"
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
"Слава, слава Комару -
Победителю!"
Прибегали светляки, (Слайд №14)
Зажигали огоньки -
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
VIII. Повторение связи компонентов и результата действия умножения.
- Вот они: светляки, сороконожки, бабочки. Вспомните, как называются компоненты действия умножения и как они связаны между собой.
(I множитель, II множитель, произведение)
- В первом, основном, равенстве первый множитель-светлячок, второй множитель-сороконожка, значение произведения - бабочка.
Какое из трех равенств, записанных на доске, верное?
(Второе: если значение произведения разделить на один множитель, то получится другой множитель).
Музыканты прибежали, (Слайд №15)
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! бом!
Пляшет Муха с комаром.
А за нею Клоп, Клоп.
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками, (Слайд№16)
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара - ра, тара - ра, (Слайд№17)
Заплясала мошкара.
Веселится народ-
Муха замуж идет
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Муравей, Муравей! (Слайд№18)
Не жалеет лаптей,-
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:
"Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-таракашечки!"
Сапоги скрипят, (Слайд№19)
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха - Цокотуха
Именинница!
IX. Итог урока.
Вот закончилась сказка, подошел к концу и наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли.
(Слайд № 20) Спасибо вам всем за работу.
X. Домашнее задание.