Цели и задачи урока: совершенствование навыков умения графического решения задач, повторение основных физических понятий по данной теме; развитие устной и письменной речи, логического мышления; активизации познавательной деятельности через содержание и степень сложности задач; формирование интереса к теме.
План урока.
Этапы урока | Время, мин | Приёмы и методы |
1. Повторение. | 7-10 | Опрос. Беседа по вопросам |
2. Изучение нового материала. | 10 | Рассказ. Постановка и обсуждение опытов. |
3. Отработка знаний и умений. | 10-15 | Фронтальный физический эксперимент. |
4.Самостоятельная работа. | 10 | Выполнение работы. Контроль знаний. |
5. Просмотр видеоролика | 2 | |
6. Домашнее задание | 1-2 | Сообщение учителя. |
Ход урока
Необходимые оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, доска, программа Ms Power Point, у каждого ученика: термометр лабораторный, пробирка с парафином, пробиркодержатель, стакан с холодной и горячей водой, калориметр.
Управление:
Запуск презентации "клавиша F5", остановка - "клавиша Esc".
Смены всех слайдов организованы по щелчку левой кнопкой мыши (или по клавише "стрелка вправо").
Возврат к предыдущему слайду "стрелка влево".
I. Повторение изученного материала.
1. Какие агрегатные состояния вещества вы знаете? (Слайд 1)
2. Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества? (Слайд 2)
3. Приведите примеры нахождения вещества в различных агрегатных состояниях в природе. (Слайд 3)
4. Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое? (Слайд 4)
5. Какой процесс соответствует переходу вещества из жидкого состояния в твёрдое? (Слайд 5)
6. Какой процесс соответствует переходу вещества из твердого состояния в жидкость? (Слайд 6)
7. Что такое сублимация? Приведите примеры. (Слайд 7)
8. Как изменяется скорость молекул вещества при переходе из жидкого состояния в твердое?
(Слайд 8)
II. Изучение нового материала
На уроке мы изучим процесс плавления и кристаллизации кристаллического вещества - парафина, построим график данных процессов.
В ходе выполнения физического эксперимента выясним, как изменяется температура парафина при нагревании и охлаждении.
Выполнять эксперимент вы будете по описаниям к работе.
Перед выполнением работы напомню вам правила по технике безопасности:
При выполнении лабораторной работы будьте внимательны и осторожны.
Техника безопасности.
1. В калориметрах находится вода 60?С, будьте аккуратны.
2. При работе со стеклянными приборами соблюдайте осторожность.
3. Если случайно разбили прибор, то сообщите учителю, не убирайте осколки самостоятельно.
III. Фронтальный физический эксперимент.
На столах учащихся находятся листы с описанием работы (Приложение 2), по которым они выполняют эксперимент, строят график процесса и делают выводы. (Слайды 5).
IV. Закрепление изученного материала.
Подведение итогов фронтального эксперимента.
Выводы:
При нагревании парафина в твёрдом состоянии до температуры 50?С, температура увеличивается.
В процессе плавления температура остаётся постоянной.
Когда весь парафин расплавился, то при дальнейшем нагревании температура увеличивается.
При охлаждении жидкого парафина температура уменьшается.
В процессе кристаллизации температура остаётся постоянной.
Когда весь парафин отвердеет, при дальнейшем охлаждении температура уменьшается.
Структурная схема: "Плавление и отвердевание кристаллических тел"
(Слайд 12) Работа по схеме.
Явления | Научные факты | Гипотеза | Идеальный объект | Величины | Законы | Применение |
При плавлении кристаллического тела
температура не изменяется. При отвердевании кристаллического тела температура не изменяется |
При плавлении кристаллического тела
кинетическая энергия атомов увеличивается,
кристаллическая решётка разрушается. При отвердевании кинетическая энергия уменьшается происходит построение кристаллической решётки. |
Твёрдое тело - тело, атомы которого являются материальными точками, расположенные упорядоченно (кристаллическая решётка), взаимодействуют между собой силами взаимного притяжения и отталкивания. | Q- количество теплоты [Q]=Дж m- масса [m]=кг -удельная теплота плавления [?]=Дж/кг |
Q = m - поглощается Q = m - выделяется |
1. Для расчёта количества теплоты 2. Для применения в технике, металлургии. 3. тепловые процессы в природе (таяние ледников, замерзание рек зимой, и т. д. 4. Напишите свои примеры. |
Температура, при которой происходит переход твердого вещества в жидкое состояние, называется температурой плавления.
Процесс кристаллизации будет идти также при постоянной температуре. Она называется температурой кристаллизации. При этом температура плавления равна температуре кристаллизации.
Таким образом, плавление и кристаллизация - два симметричных процесса. В первом случае вещество поглощает энергию извне, а во втором - отдает в окружающую среду.
Различные температуры плавления определяют области применения различных твердых тел в быту, технике. Из тугоплавких металлов изготавливают жаропрочные конструкции в самолетах и ракетах, атомных реакторах и электротехнике.
Закрепление знаний и подготовка к самостоятельной работе.
1. На рисунке изображен график нагревания и плавления кристаллического тела. (Слайд)
I. Какая температура тела была при первом наблюдении?
II. Какой процесс на графике характеризует отрезок АБ?
III. Какой процесс на графике характеризует отрезок БВ?
IV. При какой температуре начался процесс плавления?
V. Какое время тело плавилось?
VII. Какой процесс на графике характеризует отрезок ВГ?
VIII. Какую температуру имело тело в последнее наблюдение?
2. К каждой из ниже перечисленных ситуаций подберите график, который наиболее верно отражает происходящие с веществом процессы:
а) медь нагревают и плавят;
б) цинк нагревают до 400°С;
в) плавящийся стеарин нагревают до 100°С;
г) железо, взятое при 1539°С, нагревают до 1600°С;
д) олово нагревают от 100 до 232°С;
е) алюминий нагревают от 500 до 700°С.
Ответы: 1-б; 2-а; 3-в; 4-в; 5-б; 6-г;
На графике отражены наблюдения за изменением температуры двух
кристаллических веществ. Ответьте на вопросы:
а) В какие моменты времени началось наблюдение за каждым веществом? Сколько времени оно длилось?
б) Какое вещество начало плавиться раньше? Какое вещество расплавилось раньше?
в) Укажи температуру плавления каждого вещества. Назови вещества, графики нагревания, и плавления которых изображены.
4. Можно ли в алюминиевой ложке расплавить железо ?
5.. Можно ли пользоваться ртутным термометром на полюсе холода, где была зафиксирована самая низкая температура - 88 градусов Цельсия ?
6. Температура сгорания пороховых газов порядка 3500 градусов Цельсия. Почему ствол ружья не плавится при выстреле?
Ответы: Нельзя, так как температура плавления железа гораздо выше, чем температура плавления алюминия.
5.Нельзя, так как ртуть при такой температуре замерзнет, и термометр выйдет из строя.
6.Для нагревания и плавления вещества требуется время, и кратковременность сгорания пороха не позволяет стволу ружья нагреться до температуры плавления.
4. Самостоятельная работа. (Приложение 3).
Вариант 1
На рисунке 1,а изображен график нагревания и плавления кристаллического тела.
I. Какая температура тела была при первом наблюдении?
1. 300 °С; 2. 600 °С; 3. 100 °С; 4. 50 °С; 5. 550 °С.
II. Какой процесс на графике характеризует отрезок АБ?
1. Нагревание. 2. Охлаждение. 3. Плавление. 4. Отвердевание.
III. Какой процесс на графике характеризует отрезок БВ?
1. Нагревание. 2. Охлаждение. 3. Плавление. 4. Отвердевание.
IV. При какой температуре начался процесс плавления?
1. 50 °С; 2. 100 °С; 3. 600 °С; 4. 1200 °С; 5. 1000 °С.
V. Какое время тело плавилось?
1. 8 мин; 2. 4 мин; 3. 12 мин; 4. 16 мин; 5. 7 мин.
VI. Изменялась ли температура тела во время плавления?
1. Увеличивалась. 2. Уменьшалась. 3. Не изменялась.
VII. Какой процесс на графике характеризует отрезок ВГ?
1. Нагревание. 2. Охлаждение. 3. Плавление. 4. Отвердевание.
VIII. Какую температуру имело тело в последнее наблюдение?
1. 50 °С; 2. 500 °С; 3. 550 °С; 4. 40 °С; 5. 1100 °С.
Вариант 2
На рисунке 101,6 изображен график охлаждения и отвердевания кристаллического тела.
I. Какую температуру имело тело при первом наблюдении?
1. 400 °С; 2. 110°С; 3. 100 °С; 4. 50 °С; 5. 440 °С.
II. Какой процесс на графике характеризует отрезок АБ?
1. Нагревание. 2. Охлаждение. 3. Плавление. 4. Отвердевание.
III. Какой процесс на графике характеризует отрезок БВ?
1. Нагревание. 2. Охлаждение. 3. Плавление. 4. Отвердевание.
IV. При какой температуре начался процесс отвердевания?
1. 80 °С; 2. 350 °С; 3. 320 °С; 4. 450 °С; 5. 1000 °С.
V. Какое время отвердевало тело?
1. 8 мин; 2. 4 мин; 3. 12 мин;-4. 16 мин; 5. 7 мин.
VI. Изменялась ли температура тела во время отвердевания?
1. Увеличивалась. 2. Уменьшалась. 3. Не изменялась.
VII. Какой процесс на графике характеризует отрезок ВГ?
1. Нагревание. 2. Охлаждение. 3. Плавление. 4. Отвердевание.
VIII. Какую температуру имело тело в момент последнего наблюдения?
1. 10 °С; 2. 500 °С; 3. 350 °С; 4. 40 °С; 5. 1100 °С.
Подведение итогов самостоятельной работы.
1 вариант
I-4, II-1, III-3, IV-5, V-2, VI-3,VII-1, VIII-5.
2 вариант
I-2, II-2, III-4, IV-1, V-2, VI-3,VII-2, VIII-4.
Дополнительный материал: Просмотр видеоролика: "плавление льда при t<0C?"
Сообщения учащихся о применении плавления и кристаллизации в промышленности.
Домашнее задание.
14 учебника; вопросы и задания к параграфу.
Задачи и упражнения.
Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 1055-1057
Список литературы:
- Пёрышкин А.В. Физика 8 класс. - М.: Дрофа.2009.
- Кабардин О. Ф. Кабардина С. И. Орлов В. А. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике 7-11. - М.: Просвещение 1995.
- Лукашик В. И. Иванова Е. В. Сборник задач по физике. 7-9. - М.: Просвещение 2005.
- Буров В. А. Кабанов С. Ф. Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике.
- Постников А. В. Проверка знаний учащихся по физике 6-7. - М.: Просвещение 1986.
- Кабардин О. Ф., Шефер Н. И. Определение температуры отвердевания и удельной теплоты кристаллизации парафина. Физика в школе №5 1993.
- Видеокассета "Школьный физический эксперимент"
- Картинки с сайтов.