Конспект занятия в старшей логопедической группе "Продукты питания"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия:

  • Расширить представление о продуктах питания, их значении доя здоровья человека.
  • Обучение дошкольников образованию относительных прилагательных.
  • Учить дошкольников грамматически правильно строить предложения из 4-5 слов.
  • Активно использовать и употреблять в речи близкие по значению глаголы: жарить, варить, печь, кипятить.
  • Развивать умения самостоятельно задавать вопросы, участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого этикета.
  • Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.

Оборудование:

  • предметные и сюжетные картинки;
  • силуэтные, макетные изображения овощей и фруктов;
  • куклы: Маша и Незнайка;
  • пакет сока, мяч, прозрачные баночки и наполненными крупами.

Ход занятия

Логопед:

- Ребята. Сегодня мы повторим с вами, какие бывают продукты, вспомним, как готовят пищу, будем учить образовывать новые слова, составлять предложения и задавать вопросы. Но сначала посмотрите сюда (на наборном полотне выставлена картинка изображающая профессию пекаря), кто это за человек?

Дети:

- Это пекарь.

Логопед:

- Правильно, давайте вспомним, как пекарь выпекает из муки хлеб, ватрушки, булочки.

1. Упражнение на развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика "Пекарь".

Дети:

Пекарь, пекарь, из муки испеки нам колобки.

(выполняют круговые движения ладонями - имитация скатывания колобка)

Да сушки - Ванюшке,
Да баранки - Танюшке,
Да бублики - Мишке.
Да калачи - Маришке.

(поочередно соединяют большие пальцы обеих рук с остальными пальцами - упражнение "колечки").

2. Ответы на вопросы логопеда.

Логопед. Что делает пекарь?

Дети. Пекарь печёт хлеб, батоны и т.д.

Логопед. Из чего пекарь испёк сушки, калачи, бублики?

Дети. Пекарь испёк сушки, калачи, бублики из муки.

Логопед. Назовите другие продукты из муки.

Дети. Макароны, пироги, печенье и т.д.

Логопед. Продукты из муки какие?

Дети. Мучные.

Логопед. Ребята, отгадайте загадку: "Жидкое, а не вода, белое, а не снег"

Дети. Молоко.

Логопед. Давайте назовем продукты из молока.

Дети. Из молока делают творог, масло, кефир:

Логопед. Продукты из молока будут какие?

Дети. Молочные.

3. Беседа о значении продуктов питания для человека.

Логопед.

Ходит Митя, как Кощей,
Ни супов не ест, ни щей,
Падает от слабости,
А любит только сладости.

Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый?

Дети. Потому что человек должен есть разнообразную пищу, чтобы быть сильным и не болеть и т.д. Дети, которые хорошо едят, быстро растут. Если есть одни сладости, то заболят зубы, желудок.

4. Грамматические упражнения.

Образование относительных прилагательных

Игра "Что приготовить?"

Дети рассматривают и называют крупы в приготовленных прозрачных баночках (манка, греча, рис, геркулес, горох, пшено, овсянка). Каждый ребёнок берёт одну баночку с крупой и составляет предложения.

Дети. В баночке пшено. Из пшена можно сварить пшенную кашу. И т.д

Упражнение "Пирожки с начинкой"

Дети соотносят предметные картинки с их силуэтным изображением. Логопед показывает детям иллюстрацию к сказке "Маша и медведь".

Логопед. Вспомните, как называется эта сказка. Для кого Маша пекла пироги? Как вы думаете, с чем Маша могла испечь пирожки для бабушки и дедушки?

Дети узнают силуэтное изображение, после чего получают цветную картинку и образуют соответствующее прилагательное.

Дети. Это капуста. Маша испекла капустный пирог. Малина - малиновый, морковь - морковный, земляника - земляничный, гриб - грибной, рыба - рыбный.

Игра с мячом "Думай и отвечай"

Игра способствует активизации глаголов, близких по значению.

Логопед (бросает мяч ребёнку и задаёт вопросы). Котлеты варят или жарят? Назови, что ещё жарят?

Ребёнок. Рыбу, яйцо, картофель.

Логопед. Хлеб пекут или тушат? Назови, что ещё пекут?

Ребёнок. Пироги, торты, печенье.

Логопед. Молоко кипятят или варят? Назови, что ещё варят?

Ребёнок. Кашу, суп, компот, макароны.

Подбор обобщающего слова

Логопед. (Показывает силуэтные изображения). Как назвать, одним словом капусту и морковь?

Дети. Овощи.

Логопед. Начинка из овощей, какая?

Дети. Овощная.

Логопед. Как назвать, одним словом малину и землянику?

Дети. Ягоды.

Логопед. Начинка из ягод, какая?

Дети. Ягодная.

Физкультминутка

Проводится игра с речевым сопровождением "Маша и медведь".

Дети (идут по кругу на внешней стороне стопы, имитируя походку медведя). Сяду на пенёк, съем пирожок.

Машенька (грозит пальчиком). Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.

Игра повторяется 2-3 раза. Роль Машеньки исполняют разные дети.

5. Развитие фразовой речи.

Игровой приём "Поможем Незнайке исправить ошибки"

Логопед вносит игрушку Незнайку с тетрадкой в руках и предлагает детям исправить его ошибки. Дети составляют предложения из слов, данных в начальной форме.

Лена пить лимон чай. - Лена пьёт лимонный чай.

Ваня готовить овощи салат. - Ваня готовит овощной салат.

Оля есть шоколад торт. - Оля ест шоколадный торт.

Света любить горох суп. - Света любит гороховый суп.

Игра "Отгадай, какой сок у Незнайки"

В этой игре дети закрепляют умение самостоятельно задавать вопросы.

Незнайка. Спасибо, ребята, что научили меня составлять предложения. За это я хочу угостить вас вкусным соком. Но прежде попробуйте угадать, какой сок у меня в пакете.

Дети в диалоге отгадывают название сока. Логопед побуждает их задавать разнообразные вопросы.

Дети. Незнайка, ты купил:сок? Ты угостишь нас:соком? Скажи, пожалуйста, в твоём пакете:сок?

После того как дети угадают название сока, Незнайка наливает его из пакета и угощает детей.

Итог занятия.

Логопед вместе с детьми повторяет названия продуктов (молочные, мучные, мясные), уточняет значение разнообразной пищи для здоровья человека и всех людей.