ЦЕЛЬ: формировать у детей представления о векторных понятиях: "направление движения", "траектория".
ЗАДАЧИ:
- Совершенствовать аналитическое мышление в процессе экспериментальной деятельности
- Развивать активную позицию ребёнка в процессе сотворчества с детьми и педагогом
- Создать условия для восприятия новых понятий через художественные, музыкальные образы и образы окружающего мира природы.
- Развивать коммуникативные навыки и воспитывать доброе отношение детей руг к другу в процессе коллективного поиска решений.
ОБОРУДОВАНИЕ: белые ленты на палочках, пелерина для "Вьюги", маркерные доски и маркеры, дидактическое пособие "Помоги животным", фланелеграф или магнитная доска с графическим материалом.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: П.И.Чайковский "Зимнее утро", К.Сен-Санс "Карнавал животных", Ф.Шопен "Вальс", р.н. песни.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Обучение в ситуации музыкально-игрового общения (обучение в действии).
- Переживание состояния внутреннего раскрепощения, гармонии, сопричастности и удовлетворения своих интересов.
- Эмоциональное сближение в процессе сотворчества.
СПОСОБЫ РАБОТЫ С МАТЕРИАЛОМ: вариативные изменения, коллективное творчество, игровые ситуации, свободное творчество, проблемные ситуации, индивидуальная деятельность.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ: равноправное общение, наблюдения, совместный поиск решений, предложения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Зимой, в снежную погоду дети входят в зал и останавливаются возле окна, наблюдая за падающим снегом и слушая в аудиозаписи "Зимнее утро" П.И. Чайковского.
ПЕДАГОГ: (рассуждая) - Куда летят снежинки? Куда они летят?
Куда подует ветер или куда хотят?
То медленно закружатся, а то, как заспешат
И все кругом завьюжится в мохнатый снегопад.
ПЕДАГОГ: - Как и куда движутся снежинки - это, наверное, тайна, но мы с вами попробуем ее разгадать. Хотите? Тогда давайте устроим в нашем зале снегопад. Для этого нам нужно превратиться в снежинок и Вьюгу. (Дети-снежинки берут в руки ленты на палочках, а ребенок-Вьюга надевает пелерину)
Танцевально-игровая композиция "СНЕЖИНКИ И ВЬЮГА"
("Вальс" Ф.Шопена)
По окончанию движения дети рассаживаются на ковре перед маркерной доской, разделенной чертой на два сектора. На обеих половинах произвольное изображение снежинок.
МУЗЫКАЛЬНО - ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПЕДАГОГ: - Ну что ж, пришла пора разгадать тайну движения снежинок. Давайте подумаем и порассуждаем вместе (показывает на первую половину доски). Итак, сначала звучала музыка, какая? Дети: "Спокойная, тихая, плавная:" - Что делали снежинки? Дети: "Снежинки двигались, как хотели, кружились, падали, качались".
- А теперь давайте проследим за каждой снежинкой, например, за моей (рисует на второй половине линию пути одной снежинки). Посмотрите, моя снежинка двигалась в разных направлениях и оставляла свой путь, свою траекторию движения. А ваша? Кто хочет нарисовать путь своей снежинки? (Дети поочередно рисуют свои траектории - пути своих снежинок) - Теперь видно, что у каждой снежинки был свой путь, свое направление, своя траектория движения. Иногда эти пути-траектории пересекались и снова расходились. Но главное, что у всех снежинок путь - траектория движения были разными (рис. 1):
Дети рассматривают рисунок с траекториями движения снежинок и свободно рассуждают и анализируют результаты увиденного: изгибы, пересечения, повороты и т.д.
ПЕДАГОГ: - А теперь давайте посмотрим, как стали двигаться снежинки с появлением Вьюги и началом звучания второй части музыки. Итак, все мы услышали, что во второй части музыка вальса изменилась, как?
ДЕТИ: - Музыка стала быстрая, стремительная, она побежала, будто снежинки стали перегонять друг друга.
ПЕДАГОГ: - В каком направлении стали двигаться снежинки с изменением музыки и приходом Вьюги?
ДЕТИ: - Снежинки двигались туда, куда указывала Вьюга - по кругу, сначала в одну, затем в другую сторону (педагог рисует на 3 части доски новое направление с центром)
ПЕДАГОГ: - Давайте попробуем нарисовать это движение и стрелочкой указать его направление (рис. 2):
ПЕДАГОГ: - Итак, мы видим, что с появлением Вьюги все снежинки стали двигаться в одном направлении и их путь - траектория стали общими, одинаковыми. Почему?
ДЕТИ - Потому что Вьюга указала им направление, путь.
ПЕДАГОГ: - Правильно! Двигаться можно по разному направлению, по разному пути, по разной траектории - как хочется и куда хочется. А можно двигаться по заданному направлению. Снежинкам, например, задала направление Вьюга, а мы с вами сами можем задать себе какое-либо направление. Давайте это проверим.
Логоритмическая игра "НАПРАВЛЕНИЕ"
Дети свободно располагаются в зале и двигаются в соответствии с проговариваемым текстом:
Мы пойдем сначала вправо - раз, два, три.
А потом пойдем налево - раз, два, три,
А потом пойдем назад - раз, два, три.
А потом пойдем вперед - раз, два, три.
А сейчас пойдем по кругу - раз, два, три.
Мы шагаем друг за другом - раз, два, три.
Повернемся мы друг к другу - раз, два, три.
Зашагаем к центру круга - раз, два, три.
А теперь мы все обратно потихонечку пойдем.
Мы движению любое направление найдем.
ПЕДАГОГ: - Теперь мы с вами умеем задавать и определять направление, умеем проходить путь по заданному направлению, а это значит, что мы сейчас сможем кое-кому помочь.
Дети рассаживаются перед планшетом с изображением следов разных животных и трех пространств обитания - лес, степь, джунгли, условно обозначенные тремя цветовыми гаммами.
Педагог показывает детям картинку с изображением плачущих животных - слона, зайца и кенгуру.
ПЕДАГОГ: - Скажите, как вы думаете, почему плачут слоненок, кенгуру и зайчонок?
ДЕТИ: - Они потерялись, они заблудились, они перепутали дорогу или их следы запутались, и теперь они никак не могут найти свой дом.
ПЕДАГОГ: - Ну конечно, можно даже предположить, что они попали на необитаемый остров, а чтобы оттуда выбраться необходимо пройти свой и только свой путь. Но как это сделать - они не знают. А вы знаете? (Дети высказывают свои предположения) - Ну конечно, нужно проложить для каждого животного свой путь, соединив одной линией его следы. Кто хочет попробовать это сделать?
Дети поочередно сначала обратной, затем пишущей стороной маркера рисуют траектории пути для каждого животного. Их действия сопровождают музыкальные фрагменты из "Карнавала животных" Сен-Санса - "Длинноухие персонажи", "Кенгуру", "Слон". В итоге, все траектории выводят к нужному пространству, и все животные попадают в свою привычную среду обитания. Педагог прикрепляет фигурки животных к соответствующей зоне.
ПЕДАГОГ: - Мы помогли животным вернуться в свой родной дом - в свое пространство, в свою привычную среду обитания. А получилось это у нас, потому что мы научились определять направление и выстраивать траекторию - линию пути, линию движения. На прошлом занятии мы с вами пришли к выводу, что движение есть всегда и везде, даже в музыке. А как вы думаете, имеет ли движение в музыке свое направление, или звуки движутся, как хотят и куда хотят? (ответы детей) Давайте послушаем мелодию хорошо знакомой вам песни (проигрывание мелодии)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ГРАФИЧЕСКИМ ПОСТРОЕНИЕМ ТРАЕКТОРИИ.
ПЕДАГОГ: - Все узнали эту мелодию, т.е. движение музыкальных звуков. А сейчас мы вместе определим ее направление, и построим траекторию ее движения. (Педагог проигрывает детям по два такта мелодии, а дети определяют ее направление и выстраивают траекторию на индивидуальных маркерных досках с помощью магнитных кружочков. Педагог делает то же на магнитной доске.)
ПЕДАГОГ: - Теперь мы видим, что движение музыкальных звуков, которые мы обозначили кружочками, имеет определенное направление, без которого не существовало бы мелодии. Давайте споем эту песенку, следуя точно по выстроенной нами траектории.
ПЕНИЕ ПО ТРАЕКТОРИИ
ПЕДАГОГ: - Звуки музыки имеют только два направления, которые определяются: чем выше и тоньше звук, тем выше он расположен и наоборот. Звуки могут двигаться либо вверх, либо вниз. Мелодия может либо опускаться, либо подниматься. Это - особенность направления движения в музыке. А сейчас я предлагаю вам испытать эту особенность на себе. Для этого мы с вами сейчас разделимся на музыкальные звуки высокие и низкие. Высокие звуки - это великаны, а низкие - лилипутики.
Музыкально-подвижная игра на развитие звуковысотного восприятия "ВЕЛИКАНЫ И ЛИЛИПУТЫ.