Цель:
- совершенствование навыков выразительного чтения;
- развитие навыков анализа лирических произведений: работа над темой стихотворения и основной мыслью; выражение своего отношения;
- работа над художественными средствами языка;
- обеспечение целостного восприятия текста;
- патриотическое воспитание средствами предмета.
Детям: Ребята, сегодня мы сравним 2 стихотворения: найдём сходства и различия. Поработаем над выразительными средствами языка.
Оборудование:
- портрет И.А. Бунина;
- портрет С.Д. Дрожжина;
- плакат с эпиграфом к уроку;
- выставка детских рисунков;
- выставка книг русских поэтов о Родине;
- иллюстрация к эпиграфу.
Ход урока
I. Оргмомент:
– Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем работу над стихотворениями из поэтической тетради «Светлый край берёз, моя Россия».
II. Сообщение темы и цели урока:
– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением И.А. Бунина «Родина» и сопоставим его со стихотворением С.Д. Дрожжина «Родине», над которым вы работали дома.
III. Проверка домашнего задания:
– Проверим выразительное чтение. (Детское чтение.)
1) Беседа:
– О чём это стихотворение? (О родине. Тема вынесена в название стихотворения.)
– Почему автор назвал его «Родине»? (Посвящение: он любуется, восторгается, гордится родиной.)
– Прочитайте строки, где автор гордится родиной. («Как не гордиться мне тобой. ..», «Как хороша ты...», «Каким восторгом...»)
– Как автор называет родину? («Великой и святой») Поясните. («Великой» – большая территория, могущественная..., «святой» – чья жизнь была правильная, кто стоял за доброе дело.)
– Как называется это выразительное средство языка? (Эпитет.)
– А что такое эпитет? (Образное выражение, литературное определение.)
– Какое чувство испытывает поэт? (Гордость, восхищение, восторг.)
– А почему слово «родина» написано с маленькой буквы? (Значение – малая родина.)
– Найдите в стихотворении синоним слову «родина» и прочитайте. («Родимая сторона».)
– А какие ещё синонимы можно подобрать? (Край, сторонушка, страна, Россия, отечество, Отчизна.)
– Спиридон Дмитриевич любуется своей родиной. Вы так же передали вашу любовь к Родине в рисунках. (См. выставку.)
– Вы рисовали пейзажи родного уголка природы красками и карандашами, а он словами, используя выразительные средства языка.
– Эпитеты вы назвали. А какие ещё художественные средства использовал автор в своём стихотворении? (Метафоры.)
– А что такое метафора? (Скрытое сравнение.)
– Приведите пример из стихотворения и прочитайте. («Бросаю взор», «силы отдаёт», «наполняешь грудь восторгом», «в тебе и мощь видна и сила с красотой».)
– Какова же основная мысль стихотворения? В чём нас хотел убедить поэт? (В своей любви к родине.)
Учитель: Любовь автора к малой родине перерастает в любовь к Родине-стране. В большое патриотическое чувство. (Подтвердите текстом.)
IV. Физкультминутка:
– Закройте глаза. Представьте свой любимый уголок природы.
Гимнастика для глаз.
V. Работа над новым стихотворением.
– Тема Родины – вечная тема в творчестве писателей и поэтов. В этом вы можете убедиться, обратившись к выставке книг.
– Одним из них является наш земляк И.А. Бунин. О нем вы можете узнать в книге «Липецкие родники: Родное и близкое.» (См. выставку.)
Уч-ся (по предварительному заданию) подготовил сообщение об И.А. Бунине.
1) Знакомство со стихотворением «Родина» И. А. Бунина (выразительное чтение учителем наизусть).
– Какие чувства возникли у вас после знакомства со стихотворением? (Гордость, грусть, восторг, сожаление)
2) Самостоятельное чтение уч-ся про себя.
– А теперь прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к словарной работе.
3) Лексическая работа:
Глумиться, корить, убогий, верста, грош (карточки с этими словамина доске)
– А есть ли ещё слова, которые вам непонятны?
4) Работа над структурой стихотворения.
– Сколько строф в стихотворении? (3 строфы – 3 четверостишья)
– А рифма? (Перекрёстная.)
– Докажите. Прочитайте. (Тобою – простотою.)
5) Перекрёстное чтение. Прочитайте. (1 и 2 вариант, 1, 2, 3 ряд)
6) Работа над выразительным чтением.
– Ребята, теперь вы читаете за мной, соблюдая логическое ударение и выделяя ключевые слова.
7) Беседа по стихотворению И.А. Бунина «Родина».
– Кого подразумевает автор под словом «они»? (Тех, кто не любит Родину, стыдится её.)
– С кем автор их сравнивает? (С нахальным сыном.)
– А почему в стихотворении появляется образ матери? (Родина – мать для всех.)
– А как называется этот приём? (Сравнение.)
8) Работа над художественными средствами языка.
– А какие ещё выразительные средства использовал автор?
Сравнение: «они – с сыном», «Родина – с матерью».
Эпитеты: «убогий вид хат», «чёрных хат», «спокойный, нахальный сын» (равнодушный).
Метафора: «глумятся над тобою».
Обращение к неживому предмету: «О, родина»
– Какова тема стихотворения? (Родина, описание Родины.)
– А основная мысль? (Любовь к Родине, вызванная состраданием, сочувствием.)
Учитель: Бунин показывает этим стихотворением, что каждый человек должен быть истинным сыном своей Родины и не стыдиться «убогого вида чёрных хат...»
VI. Сопоставление стихотворений.
– Для удобства работы по сравнению я напечатала стихотворения на одном листе. [Приложение]
– Давайте сравним стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине» и И.А. Бунина «Родина».
– Чем похожи эти стихотворения? (Общая тема – Родина, основная мысль – любовь к Родине, но у каждого по-своему; обращение к Родине, как одушевлённому предмету, авторы используют художественные средства языка)
Обращаемся к текстам.
– А какое отличие? (У Дрожжина – гордость, радость, восхищение; у Бунина – сожаление, сострадание, переживание).
– В обоих стихотворениях любовь к малой родине перерастает в любовь к Родине как к стране в большое патриотическое чувство.
Итог: Чему учат нас эти стихотворения?(Любви к Родине, принимать её такой, какая она есть, не искать лучшего на чужбине)
– И в этом вам поможет частичка тепла нашей совместной работы. И я надеюсь, что вы вырастете достойными гражданами своей Родины.
Учитель: И не случайно в народе сложено множество пословиц и поговорок о Родине.
– Какие вы знаете?
- «Родина – мать – умей за неё постоять»
- «На чужой сторонушке, рад своей воронушке.»
- «Родная сторона и в несчастье мила».
- «Где родился, там и пригодился».
- «Жить – Родине служить.»
VII. Домашнее задание:
– За этим рисунком (рисунок березы на доске, формат А3) я спрятала домашнее задание.
– А почему я выбрала берёзу? (Она соотносится с эпиграфом, является литературным символом России): с. 173, выразительное чтение стихотворения наизусть. Творческое задание: сочинить четверостишие о Родине.
VIII. Оценивание работы учащихся, мотивация.
IX. Эмоциональная оценка урока.
– Ребята, а теперь попрошу вас оценить нашу работу на уроке. («Радуга настроения», «Театральные маски».)