Методическая разработка урока "Сопоставительный анализ стихотворений С.Д. Дрожжина "Родине" и И.А. Бунина "Родина"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • совершенствование навыков выразительного чтения;
  • развитие навыков анализа лирических произведений: работа над темой стихотворения и основной мыслью; выражение своего отношения;
  • работа над художественными средствами языка;
  • обеспечение целостного восприятия текста;
  • патриотическое воспитание средствами предмета.

Детям: Ребята, сегодня мы сравним 2 стихотворения: найдём сходства и различия. Поработаем над выразительными средствами языка.

Оборудование:

  • портрет И.А. Бунина;
  • портрет С.Д. Дрожжина;
  • плакат с эпиграфом к уроку;
  • выставка детских рисунков;
  • выставка книг русских поэтов о Родине;
  • иллюстрация к эпиграфу.

Ход урока 

I. Оргмомент:

– Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем работу над стихотворениями из поэтической тетради «Светлый край берёз, моя Россия».

II. Сообщение темы и цели урока:

– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением И.А. Бунина «Родина» и сопоставим его со стихотворением С.Д. Дрожжина «Родине», над которым вы работали дома.

III. Проверка домашнего задания:

– Проверим выразительное чтение. (Детское чтение.)

1) Беседа:

О чём это стихотворение? (О родине. Тема вынесена в название стихотворения.)

– Почему автор назвал его «Родине»? (Посвящение: он любуется, восторгается, гордится родиной.)

– Прочитайте строки, где автор гордится родиной. («Как не гордиться мне тобой. ..», «Как хороша ты...», «Каким восторгом...»)

– Как автор называет родину? («Великой и святой») Поясните. («Великой» – большая территория, могущественная..., «святой» – чья жизнь была правильная, кто стоял за доброе дело.)

– Как называется это выразительное средство языка? (Эпитет.)

– А что такое эпитет? (Образное выражение, литературное определение.)

– Какое чувство испытывает поэт? (Гордость, восхищение, восторг.)

– А почему слово «родина» написано с маленькой буквы? (Значение – малая родина.)

– Найдите в стихотворении синоним слову «родина» и прочитайте. («Родимая сторона».)

– А какие ещё синонимы можно подобрать? (Край, сторонушка, страна, Россия, отечество, Отчизна.)

– Спиридон Дмитриевич любуется своей родиной. Вы так же передали вашу любовь к Родине в рисунках. (См. выставку.)

– Вы рисовали пейзажи родного уголка природы красками и каран­дашами, а он словами, используя выразительные средства языка.

– Эпитеты вы назвали. А какие ещё художественные средства ис­пользовал автор в своём стихотворении? (Метафоры.)

– А что такое метафора? (Скрытое сравнение.)

– Приведите пример из стихотворения и прочитайте. («Бросаю взор», «силы отдаёт», «наполняешь грудь восторгом», «в тебе и мощь видна и сила с красотой».)

– Какова же основная мысль стихотворения? В чём нас хотел убедить поэт? (В своей любви к родине.)

Учитель: Любовь автора к малой родине перерастает в любовь к Родине-стране. В большое патриотическое чувство. (Подтвердите текстом.)

IV. Физкультминутка:

– Закройте глаза. Представьте свой любимый уголок природы.

Гимнастика для глаз.

V. Работа над новым стихотворением.

Тема Родины – вечная тема в творчестве писателей и поэтов. В этом вы можете убедиться, обратившись к выставке книг.

– Одним из них является наш земляк И.А. Бунин. О нем вы можете узнать в книге «Липецкие родники: Родное и близкое.» (См. выставку.)

Уч-ся (по предварительному заданию) подготовил сообщение об И.А. Бунине.

1) Знакомство со стихотворением «Родина» И. А. Бунина (выразительное чтение учителем наизусть).

– Какие чувства возникли у вас после знакомства со стихотворением? (Гордость, грусть, восторг, сожаление)

2) Самостоятельное чтение уч-ся про себя.

– А теперь прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к словарной работе.

3) Лексическая работа:

Глумиться, корить, убогий, верста, грош (карточки с этими словамина доске)

– А есть ли ещё слова, которые вам непонятны?

4) Работа над структурой стихотворения.

– Сколько строф в стихотворении? (3 строфы – 3 четверостишья)

– А рифма? (Перекрёстная.)

– Докажите. Прочитайте. (Тобою – простотою.)

5) Перекрёстное чтение. Прочитайте. (1 и 2 вариант, 1, 2, 3 ряд)

6) Работа над выразительным чтением.

– Ребята, теперь вы читаете за мной, соблюдая логическое ударение и выделяя ключевые слова.

7) Беседа по стихотворению И.А. Бунина «Родина».

– Кого подразумевает автор под словом «они»? (Тех, кто не любит Родину, стыдится её.)

– С кем автор их сравнивает? (С нахальным сыном.)

– А почему в стихотворении появляется образ матери? (Родина – мать для всех.)

– А как называется этот приём? (Сравнение.)

8) Работа над художественными средствами языка.

– А какие ещё выразительные средства использовал автор?

Сравнение: «они – с сыном», «Родина – с матерью».

Эпитеты: «убогий вид хат», «чёрных хат», «спокойный, нахальный сын» (равнодушный).

Метафора: «глумятся над тобою».

Обращение к неживому предмету: «О, родина»

– Какова тема стихотворения? (Родина, описание Родины.)

– А основная мысль? (Любовь к Родине, вызванная состраданием, сочувствием.)

Учитель: Бунин показывает этим стихотворением, что каждый человек должен быть истинным сыном своей Родины и не стыдиться «убогого вида чёрных хат...»

VI. Сопоставление стихотворений.

Для удобства работы по сравнению я напечатала стихотворения на одном листе. [Приложение]

– Давайте сравним стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине» и И.А. Бунина «Родина».

– Чем похожи эти стихотворения? (Общая тема – Родина, основная мысль – любовь к Родине, но у каждого по-своему; обращение к Родине, как одушевлённому предмету, авторы используют художественные средства языка)

Обращаемся к текстам.

– А какое отличие? (У Дрожжина – гордость, радость, восхищение; у Бунина – сожаление, сострадание, переживание).

– В обоих стихотворениях любовь к малой родине перерастает в любовь к Родине как к стране в большое патриотическое чувство.

Итог: Чему учат нас эти стихотворения?(Любви к Родине, принимать её такой, какая она есть, не искать лучшего на чужбине)

– И в этом вам поможет частичка тепла нашей совместной работы. И я надеюсь, что вы вырастете достойными гражданами своей Родины.

Учитель: И не случайно в народе сложено множество пословиц и поговорок о Родине.

– Какие вы знаете?

  • «Родина – мать – умей за неё постоять»
  • «На чужой сторонушке, рад своей воронушке.»
  • «Родная сторона и в несчастье мила».
  • «Где родился, там и пригодился».
  • «Жить – Родине служить.»

VII. Домашнее задание:

– За этим рисунком (рисунок березы на доске, формат А3) я спрятала домашнее задание.

– А почему я выбрала берёзу? (Она соотносится с эпиграфом, является литературным символом России): с. 173, выразительное чтение стихотворения наизусть. Творческое задание: сочинить четверостишие о Родине.

VIII. Оценивание работы учащихся, мотивация.

IX. Эмоциональная оценка урока.

– Ребята, а теперь попрошу вас оценить нашу работу на уроке. («Радуга настроения», «Театральные маски».)