Сценарий музыкального досуга "Посиделки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Зал оформлен под русскую избу. На полу лежат дорожки, половики. Со стороны входа – столы. В одном центральном углу – печь. В другом – «красный угол»: Стол с самоваром, иконы, лавки. Двое детей сидят у печки. Баба ходит, прибирается и говорит:

Баба:

Наша изба ровно тепла.
Я хозяюшка в дому,
что оладушек в меду.
И прибираю, и подаю,
и одна за всех отвечаю.

Мальчик: Можно, приведу Миколеньку?

Девочка: А я подружку Оленьку?

Баба:

Идите, идите,
гостей в дом зовите.

Дети уходят, хозяйка ставит самовар на стол и подходит к окошку.

Светит, светит месяц
высоко, не низко.
Где же гости дорогие,
далеко не близко.

Заходят девочки.

Девочки: Можно к вам?

Баба: Очень рады мы гостям.

Заходят мальчики.

Мальчик:

Я привел гостей
со всех волостей.

Баба:

Дорогим гостям хозяева рады,
проходите, ребята.

Дети рассаживаются на скамейках, играют игрушками.

Мальчик (гладит игрушечного кота):

Как у нашего кота
шубка очень хороша.
Как у котика усы
удивительной красы.
Глазки смелые,
зубки белые.

Девочка (качая куклу):

Баю-баю-баю-бай,
ты, собаченька, не лай.
Бела лапа, не скули,
мою куклу не буди.
Спи, дочка, маленька.
Спи, дочка, слатенька.
Берёзонька скрип, скрип,
а доченька спит, спит.

Слышен стук в дверь. Слышна игра гармошки. Появляется дед.

Баба:

Как у наших у ворот
собирается народ.
Все с гармошками,
да с балалайками.
Просим в избу,
красному гостью –
красное место.

Дед заходит с баяном, вытирает ноги, молится, садится на красное место.

Дед:

Я по улице гуляю.
Хороводы выбираю.
Здесь весёлый народ?
Тут мне будет хоровод.

Баба:

Нам песня подруга
и шутка сестра
Кто песни поёт,
того горе не берёт.

Исполняют русскую народную песню «Ой, вставала я ранешенько»

  1. Выходили, красны девицы
    Из ворот гулять на улицу.
    Ой, ли, ой ли да люли
    Из ворот гулять на улицу.

  2. Выносили, красны девицы
    Во белых руках по соловью.
    Ой, ли, ой ли да люли
    Во белых руках по соловью.

  3. Проигрывается мелодия без пения, под которую девочки солистки играют на свистульках.

  4. Соловьи-то, как рассвищутся,
    Красны девки, разгуляются.
    Ой, ли, ой ли да люли,
    Красны девки, разгуляются.

Дед: Ой, ребята, а что я видел?

Дети: Что?

Баба:

Вы послушайте, ребята,
нескладуху буду петь,
На дубу свинья сидела,
в бане парился медведь.

Дед:

На болоте на снегу
укусил комар блоху,
Сидит заяц на дубу,
помирает со смеху.

Баба:

На горе стоит телега,
слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
надевает сапоги.

Дед:

По деревне Таня шла
и Ванюшу видела:
Под кустом сидел и плакал:
курица обидела.

Баба:

Я не мамкина,
я не папкина
Я на улице росла,
меня курица снесла.

Девочки:

  1. Я сидела на рябине,
    меня кошки теребили
    Маленьки котяточки
    царапали за пяточки.

  2. Я плясала в три ноги,
    потеряла сапоги.
    Оглянулася назад –
    сапоги мои лежат.

  3. У меня на сарафане
    буква «я», да буква «я».
    Все мальчишки приставали:
    «Ты моя, ты моя!»

  4. Я сидела на крылечке,
    чистила картошку.
    Вдруг Ванюша прибежал,
    заиграл в гармошку.

  5. Не ругай меня мамуля,
    что я измочилася,
    Я на речке, на реке,
    танцевать училася.

  6. Эх, топни нога,
    топни правенькая,
    Все равно мальчишки любят,
    хоть и маленькая.

  7. У меня на сарафане
    косолапы петухи,
    Я сама не косолапа,
    косолапы петухи.

  8. Повезло тебе, Наташа,
    тебя мама родила,
    А меня родил папаша,
    мама в отпуске была.

На проигрыш все ухают, притопывают ногами и пляшут.

Ребёнок:

Собрались мы позабавиться,
да потешиться.
Пошутить, поиграть,
да посмеяться.

Ребёнок:

Уж как сядем мы играть,
слушает вся улица:
Петух и курица, мой друг
Ванюшка и я немножко.

Исполнение песни: «Как у наших у ворот» – русская народная песня.

  1. Как у наших у ворот – 2 р.
    Ай, люли, у ворот – 2р.

  2. Стоял девок хоровод
    Ай, люли, хоровод.

  3. Молоденьких табунок
    Ай, люли, табунок.

  4. Меня девки кликали
    Ай, люли, кликали.

  5. Молодушки манили
    Ай, люли, манили.

  6. На улицу погулять
    Ай, люли, погулять.

  7. С ребятами поиграть
    Ай, люли, поиграть.

Дети стоят в общем кругу, разбившись на тройки. На запев идут, взявшись тройками за руки, образуя маленькие кружочки. С концом фразы первый и третий ребёнок разрывают руки и «тройки» разворачиваются лицом в общий круг. Одновременно первый и второй ребёнок образуют воротики, подняв сцепленные руки. На припев третий идет в воротики, проводя в них и второго, с которым тут же образует вторые воротики. Первый ребёнок проходит во вторые воротики, ведя за собой второго. На второй запев дети двигаются в общем кругу, взявшись за руки. На припев движения повторяются. На четвёртый куплет мальчики идут в центр круга, начинается перепляс. С концом пятого куплета мальчики возвращаются на свои места. На шестой и седьмой куплеты повторяются движения первого и второго куплета.

Ребёнок:

Раздайся народ,
меня пляска берёт
Пойду попляшу,
на народ погляжу.

Ребёнок:

Ой, топну ногой,
да притопну другой
Сколько я не топочу,
все равно плясать хочу.

Исполнение пляски русской народной.

На середину зала «выезжает» мальчик верхом «на лошадке».

Девочка: Куда, Миша, едешь, куда погоняешь?

Мальчик: Сено косить!

Девочка: На что тебе сено?

Мальчик: Коров кормить.

Девочка: На что тебе коровы?

Мальчик: Молоко доить. Малых детушек кормить! (уезжает)

Дети поочередно говорят русские пословицы и поговорки.

– Поскорей подрастай да к работе поспевай!

– Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

– Что посеешь, то и пожнёшь

– Мала чела, а и та работает.

– Труд человека кормит, а лень портит.

– Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

– Не всякий хлеб сеет, да всяк его ест!

Выходит мальчик Андрей с большой ложкой в руках, говорит:

– Ты, работушка, меня не бойся. Я тебя не трону!

Первая девочка: Не колода лодырь, а пень. И лежит целый день!

Вторая девочка: Не жнёт, не косит, а обедать просит!

Первая девочка: Андрей, иди молотить!

Андрей: Живот болит.

Вторая девочка: Андрей, иди кашу есть!

Андрей: Где моя большая ложка?

Девочки (вместе): Хочешь, есть калачи, не сиди на печи!

Выходят трое детей.

Первый ребёнок: Не зря в народе говорится: «Старинная пословица не мимо молвится». Не любили в народе лентяев.

Второй ребёнок: Лень! Отвори дверь! Дом горит!

Третий ребёнок: Хоть сгорю, да не отворю.

Выходят две девочки. Одна из них одета небрежно, волосы растрёпаны.

Первая девочка.

Проснулась Ульяна
не поздно, не рано.
Люди косить,
а она – голову мочить.
Люди грести,
а она – косу плести.
Люди жать,
а она – на меже лежать.
А обедать пойдут,
и она тут как тут.

Ульяна инсценирует движения по ходу потешки.

Мальчик:

Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
А шестое – брюхо…
Выходи Ванюха! 

Дети инсценируют русскую народную песню «Где был, Иванушка».

По окончанию все встают в круг на игру: «Плетень»

Ребёнок:

Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.

Ребёнок:

Раздайся, народ!
Меня пляска берёт.
Пойду, попляшу,
на людей погляжу!

Развлечение заканчивается свободной импровизацией плясовых движений под русскую народную музыку. Приплясывая, дети свободной группой выходят из зала.