Зал оформлен под русскую избу. На полу лежат дорожки, половики. Со стороны входа – столы. В одном центральном углу – печь. В другом – «красный угол»: Стол с самоваром, иконы, лавки. Двое детей сидят у печки. Баба ходит, прибирается и говорит:
Баба:
Наша изба ровно тепла.
Я хозяюшка в дому,
что оладушек в меду.
И прибираю, и подаю,
и одна за всех отвечаю.
Мальчик: Можно, приведу Миколеньку?
Девочка: А я подружку Оленьку?
Баба:
Идите, идите,
гостей в дом зовите.
Дети уходят, хозяйка ставит самовар на стол и подходит к окошку.
Светит, светит месяц
высоко, не низко.
Где же гости дорогие,
далеко не близко.
Заходят девочки.
Девочки: Можно к вам?
Баба: Очень рады мы гостям.
Заходят мальчики.
Мальчик:
Я привел гостей
со всех волостей.
Баба:
Дорогим гостям хозяева рады,
проходите, ребята.
Дети рассаживаются на скамейках, играют игрушками.
Мальчик (гладит игрушечного кота):
Как у нашего кота
шубка очень хороша.
Как у котика усы
удивительной красы.
Глазки смелые,
зубки белые.
Девочка (качая куклу):
Баю-баю-баю-бай,
ты, собаченька, не лай.
Бела лапа, не скули,
мою куклу не буди.
Спи, дочка, маленька.
Спи, дочка, слатенька.
Берёзонька скрип, скрип,
а доченька спит, спит.
Слышен стук в дверь. Слышна игра гармошки. Появляется дед.
Баба:
Как у наших у ворот
собирается народ.
Все с гармошками,
да с балалайками.
Просим в избу,
красному гостью –
красное место.
Дед заходит с баяном, вытирает ноги, молится, садится на красное место.
Дед:
Я по улице гуляю.
Хороводы выбираю.
Здесь весёлый народ?
Тут мне будет хоровод.
Баба:
Нам песня подруга
и шутка сестра
Кто песни поёт,
того горе не берёт.
Исполняют русскую народную песню «Ой, вставала я ранешенько»
-
Выходили, красны девицы
Из ворот гулять на улицу.
Ой, ли, ой ли да люли
Из ворот гулять на улицу. -
Выносили, красны девицы
Во белых руках по соловью.
Ой, ли, ой ли да люли
Во белых руках по соловью. -
Проигрывается мелодия без пения, под которую девочки солистки играют на свистульках.
-
Соловьи-то, как рассвищутся,
Красны девки, разгуляются.
Ой, ли, ой ли да люли,
Красны девки, разгуляются.
Дед: Ой, ребята, а что я видел?
Дети: Что?
Баба:
Вы послушайте, ребята,
нескладуху буду петь,
На дубу свинья сидела,
в бане парился медведь.
Дед:
На болоте на снегу
укусил комар блоху,
Сидит заяц на дубу,
помирает со смеху.
Баба:
На горе стоит телега,
слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
надевает сапоги.
Дед:
По деревне Таня шла
и Ванюшу видела:
Под кустом сидел и плакал:
курица обидела.
Баба:
Я не мамкина,
я не папкина
Я на улице росла,
меня курица снесла.
Девочки:
-
Я сидела на рябине,
меня кошки теребили
Маленьки котяточки
царапали за пяточки. -
Я плясала в три ноги,
потеряла сапоги.
Оглянулася назад –
сапоги мои лежат. -
У меня на сарафане
буква «я», да буква «я».
Все мальчишки приставали:
«Ты моя, ты моя!» -
Я сидела на крылечке,
чистила картошку.
Вдруг Ванюша прибежал,
заиграл в гармошку. -
Не ругай меня мамуля,
что я измочилася,
Я на речке, на реке,
танцевать училася. -
Эх, топни нога,
топни правенькая,
Все равно мальчишки любят,
хоть и маленькая. -
У меня на сарафане
косолапы петухи,
Я сама не косолапа,
косолапы петухи. -
Повезло тебе, Наташа,
тебя мама родила,
А меня родил папаша,
мама в отпуске была.
На проигрыш все ухают, притопывают ногами и пляшут.
Ребёнок:
Собрались мы позабавиться,
да потешиться.
Пошутить, поиграть,
да посмеяться.
Ребёнок:
Уж как сядем мы играть,
слушает вся улица:
Петух и курица, мой друг
Ванюшка и я немножко.
Исполнение песни: «Как у наших у ворот» – русская народная песня.
-
Как у наших у ворот – 2 р.
Ай, люли, у ворот – 2р. -
Стоял девок хоровод
Ай, люли, хоровод. -
Молоденьких табунок
Ай, люли, табунок. -
Меня девки кликали
Ай, люли, кликали. -
Молодушки манили
Ай, люли, манили. -
На улицу погулять
Ай, люли, погулять. -
С ребятами поиграть
Ай, люли, поиграть.
Дети стоят в общем кругу, разбившись на тройки. На запев идут, взявшись тройками за руки, образуя маленькие кружочки. С концом фразы первый и третий ребёнок разрывают руки и «тройки» разворачиваются лицом в общий круг. Одновременно первый и второй ребёнок образуют воротики, подняв сцепленные руки. На припев третий идет в воротики, проводя в них и второго, с которым тут же образует вторые воротики. Первый ребёнок проходит во вторые воротики, ведя за собой второго. На второй запев дети двигаются в общем кругу, взявшись за руки. На припев движения повторяются. На четвёртый куплет мальчики идут в центр круга, начинается перепляс. С концом пятого куплета мальчики возвращаются на свои места. На шестой и седьмой куплеты повторяются движения первого и второго куплета.
Ребёнок:
Раздайся народ,
меня пляска берёт
Пойду попляшу,
на народ погляжу.
Ребёнок:
Ой, топну ногой,
да притопну другой
Сколько я не топочу,
все равно плясать хочу.
Исполнение пляски русской народной.
На середину зала «выезжает» мальчик верхом «на лошадке».
Девочка: Куда, Миша, едешь, куда погоняешь?
Мальчик: Сено косить!
Девочка: На что тебе сено?
Мальчик: Коров кормить.
Девочка: На что тебе коровы?
Мальчик: Молоко доить. Малых детушек кормить! (уезжает)
Дети поочередно говорят русские пословицы и поговорки.
– Поскорей подрастай да к работе поспевай!
– Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
– Что посеешь, то и пожнёшь
– Мала чела, а и та работает.
– Труд человека кормит, а лень портит.
– Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
– Не всякий хлеб сеет, да всяк его ест!
Выходит мальчик Андрей с большой ложкой в руках, говорит:
– Ты, работушка, меня не бойся. Я тебя не трону!
Первая девочка: Не колода лодырь, а пень. И лежит целый день!
Вторая девочка: Не жнёт, не косит, а обедать просит!
Первая девочка: Андрей, иди молотить!
Андрей: Живот болит.
Вторая девочка: Андрей, иди кашу есть!
Андрей: Где моя большая ложка?
Девочки (вместе): Хочешь, есть калачи, не сиди на печи!
Выходят трое детей.
Первый ребёнок: Не зря в народе говорится: «Старинная пословица не мимо молвится». Не любили в народе лентяев.
Второй ребёнок: Лень! Отвори дверь! Дом горит!
Третий ребёнок: Хоть сгорю, да не отворю.
Выходят две девочки. Одна из них одета небрежно, волосы растрёпаны.
Первая девочка.
Проснулась Ульяна
не поздно, не рано.
Люди косить,
а она – голову мочить.
Люди грести,
а она – косу плести.
Люди жать,
а она – на меже лежать.
А обедать пойдут,
и она тут как тут.
Ульяна инсценирует движения по ходу потешки.
Мальчик:
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
А шестое – брюхо…
Выходи Ванюха!
Дети инсценируют русскую народную песню «Где был, Иванушка».
По окончанию все встают в круг на игру: «Плетень»
Ребёнок:
Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
Ребёнок:
Раздайся, народ!
Меня пляска берёт.
Пойду, попляшу,
на людей погляжу!
Развлечение заканчивается свободной импровизацией плясовых движений под русскую народную музыку. Приплясывая, дети свободной группой выходят из зала.