Конспект интегрированного логопедического занятия на тему: "Рыбки в аквариуме"

Разделы: Логопедия


Цели

Коррекционные:

  • расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;
  • совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т.д.);
  • развитие связной речи;
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;
  • развитие наблюдательности, мышления;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • активизация познавательной деятельности:

Образовательные:

  • согласование прилагательных с существительными;
  • образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • закрепление падежных окончаний и формирование предложно – падежных конструкций.

Воспитательные:

  • повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;
  • воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Ход занятия

1. Организационный момент

[Загадывание детям загадки].

Логопед.

Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный
Нету номера на нем
И жильцы в нем не простые
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы – знаменитые пловцы.

Дети. Аквариум.

Логопед. Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Он вот здесь, под платком. Хотите узнать что это?

Дети. Да.

Логопед. Тогда отгадайте еще одну загадку:

К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Рыбка эта непростая,
Рыбка эта…

Дети. Золотая.

Логопед. Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?

Дети. А.С. Пушкин.

Логопед. А где жила золотая рыбка в сказке?

Дети. В море – океане.

Логопед. Правильно. Ну раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз я приготовила для вас.

2. Наблюдение за золотой рыбкой. Беседа.

[Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.]

Логопед снимает ткань с аквариума и позволяет детям 20 – 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.

Логопед. Кто это?

Дети. Золотая рыбка.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Логопед. Что делает золотая рыбка?

Дети. Она плавает.

Логопед. Она плавает в аквариуме. Так называется ее дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая ползет по листочку.

Дети. Она больше улитки. Она большая.

Логопед. Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Дети. Она красивая, проворная.

Логопед. Правильно, вот как быстро она плавает. Посмотрите на рыбку внимательно. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Дети. Чтобы плавать.

Логопед. Конечно же! Посмотрите, как рыбка двигает плавниками, когда поворачивает в другую сторону. Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники». А вы видите, как двигаются жабры, когда рыбка дышит?

Дети. Да, они опускаются и поднимаются.

Логопед. Вы сказали мне, что рыбка плавает. А что еще она делает?

Дети. Она смотрит на нас, открывает ротик, ест листики.

Логопед. Да. Золотые рыбки с удовольствием питаются водорослями. А еще мы можем угостить ее сухим кормом. (Достает коробочку с сухим кормом и ложечку и показывает, как нужно давать корм рыбке). А пока рыбка клюет, давайте немного отдохнем и вспомним наше упражнение «Рыбки».

3. Физкультурная пауза «Рыбки».

(Авторская)

[Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.]

Рыбки весело плескались
В чистой, светленькой воде.
То завьются, разовьются,
То заплещутся в воде.

 

 

Соединяют поочередно пальчики от указательного до мизинца и обратно.

Закручивают руками вперед – назад.
Приседают, крутя туловищем.

 

4. Игра с мячом «Назови ласково».

[Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Развитие ловкости.]

Логопед приглашает встать на ковер.

Логопед. Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.

рыба – рыбка

 

 

трава – …

улитка – …

 

 

вода – …

песок – …

 

 

сом – …

ракушка – …

 

 

лист – …

5. Игра «Аквариум».

[Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.]

Логопед приглашает детей к макету аквариума, на котором закреплены плоскостные изображения рыб.

Логопед. Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета?

Дети. Выполняют задание и отвечают на вопросы.

Логопед. А теперь правильно сосчитайте всех рыбок.

Дети. Выполняют задание.

Логопед. А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево). Которые плавают вверху аквариума и на самом дне?

Дети. Отвечают на вопросы.

6. Игра «Четвертый лишний».

[Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.]

Логопед помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на ее место подходящую картинку.

7. Артикуляционная гимнастика.

[Развитие артикуляционной моторики.]

Дети садятся перед зеркалом, логопед следит за правильной посадкой детей.

Логопед. Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 – 6 раз). Затем выполняются упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.

8. Пазлы «Аквариумные рыбки».

[Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.]

Логопед раздает детям пазлы, предлагает рассмотреть и назвать рыб, изображенных на них. Дети называют рыбок.

Логопед. А теперь «сломайте» картинки, перемешайте пазлы и снова сложите изображения.

Дети выполняют задание.

9. Окончание занятия.

[Оценка работы детей.]

Логопед. С кем вы познакомились сегодня?

Дети. С золотой рыбкой.

Логопед. Какая она?

Дети. Красивая, золотая, проворная, небольшая.

Логопед. Что она делает?

Дети. Она плавает, ест листики, смотрит вокруг.

Логопед. Где она живет?

Дети. В аквариуме.

Логопед. Чем ее можно кормить?

Дети. Сухим кормом.

Логопед. Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорит. Я наклею вам новые наклейки на тетради.