Цели
Коррекционные:
- расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;
- совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т.д.);
- развитие связной речи;
- развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;
- развитие наблюдательности, мышления;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- активизация познавательной деятельности:
Образовательные:
- согласование прилагательных с существительными;
- образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
- закрепление падежных окончаний и формирование предложно – падежных конструкций.
Воспитательные:
- повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;
- воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.
Ход занятия
1. Организационный момент
[Загадывание детям загадки].
Логопед.
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный
Нету номера на нем
И жильцы в нем не простые
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы – знаменитые пловцы.
Дети. Аквариум.
Логопед. Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Он вот здесь, под платком. Хотите узнать что это?
Дети. Да.
Логопед. Тогда отгадайте еще одну загадку:
К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Рыбка эта непростая,
Рыбка эта…
Дети. Золотая.
Логопед. Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?
Дети. А.С. Пушкин.
Логопед. А где жила золотая рыбка в сказке?
Дети. В море – океане.
Логопед. Правильно. Ну раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз я приготовила для вас.
2. Наблюдение за золотой рыбкой. Беседа.
[Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.]
Логопед снимает ткань с аквариума и позволяет детям 20 – 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.
Логопед. Кто это?
Дети. Золотая рыбка.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Она оранжевая, золотая, как в сказке.
Логопед. Что делает золотая рыбка?
Дети. Она плавает.
Логопед. Она плавает в аквариуме. Так называется ее дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая ползет по листочку.
Дети. Она больше улитки. Она большая.
Логопед. Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?
Дети. Она красивая, проворная.
Логопед. Правильно, вот как быстро она плавает. Посмотрите на рыбку внимательно. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?
Дети. Чтобы плавать.
Логопед. Конечно же! Посмотрите, как рыбка двигает плавниками, когда поворачивает в другую сторону. Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники». А вы видите, как двигаются жабры, когда рыбка дышит?
Дети. Да, они опускаются и поднимаются.
Логопед. Вы сказали мне, что рыбка плавает. А что еще она делает?
Дети. Она смотрит на нас, открывает ротик, ест листики.
Логопед. Да. Золотые рыбки с удовольствием питаются водорослями. А еще мы можем угостить ее сухим кормом. (Достает коробочку с сухим кормом и ложечку и показывает, как нужно давать корм рыбке). А пока рыбка клюет, давайте немного отдохнем и вспомним наше упражнение «Рыбки».
3. Физкультурная пауза «Рыбки».
(Авторская)
[Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.]
Рыбки весело плескались |
|
|
Соединяют поочередно пальчики от указательного до мизинца и обратно. Закручивают руками вперед – назад. |
4. Игра с мячом «Назови ласково».
[Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Развитие ловкости.]
Логопед приглашает встать на ковер.
Логопед. Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.
рыба – рыбка |
|
|
трава – … |
улитка – … |
|
|
вода – … |
песок – … |
|
|
сом – … |
ракушка – … |
|
|
лист – … |
5. Игра «Аквариум».
[Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.]
Логопед приглашает детей к макету аквариума, на котором закреплены плоскостные изображения рыб.
Логопед. Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета?
Дети. Выполняют задание и отвечают на вопросы.
Логопед. А теперь правильно сосчитайте всех рыбок.
Дети. Выполняют задание.
Логопед. А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево). Которые плавают вверху аквариума и на самом дне?
Дети. Отвечают на вопросы.
6. Игра «Четвертый лишний».
[Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.]
Логопед помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на ее место подходящую картинку.
7. Артикуляционная гимнастика.
[Развитие артикуляционной моторики.]
Дети садятся перед зеркалом, логопед следит за правильной посадкой детей.
Логопед. Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 – 6 раз). Затем выполняются упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.
8. Пазлы «Аквариумные рыбки».
[Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.]
Логопед раздает детям пазлы, предлагает рассмотреть и назвать рыб, изображенных на них. Дети называют рыбок.
Логопед. А теперь «сломайте» картинки, перемешайте пазлы и снова сложите изображения.
Дети выполняют задание.
9. Окончание занятия.
[Оценка работы детей.]
Логопед. С кем вы познакомились сегодня?
Дети. С золотой рыбкой.
Логопед. Какая она?
Дети. Красивая, золотая, проворная, небольшая.
Логопед. Что она делает?
Дети. Она плавает, ест листики, смотрит вокруг.
Логопед. Где она живет?
Дети. В аквариуме.
Логопед. Чем ее можно кормить?
Дети. Сухим кормом.
Логопед. Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорит. Я наклею вам новые наклейки на тетради.