Пояснительная записка
Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка; на них ложится основная ответственность за его развитие. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой.
Взаимодействие личности, семьи, школы и общества становится глобальной, общемировой проблемой. Специфический характер приобретает она и в современном российском социуме. Нравственное неблагополучие общества, психологический кризис детей, минимилизация воспитательной роли семьи – вот далеко не полный перечень социально – экономических условий, влияющих на генезис семьи и процесс социализации подрастающего поколения.
Современная семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая создает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека.
Констатируя определенный социально – психологический климат жизни ребенка, семья во многом определяет развитие личности в настоящем и будущем.
Образовательные учреждения не могут переложить всю ответственность за воспитание детей на семью, отказаться от работы с родителями.
Воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к нему не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил. Поэтому необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей.
Цель программы – создание условий для усвоения основополагающих ценностей в совместной деятельности взрослых и детей.
Задачи:
- Обучение родителей способам, приемам и стилю общения взрослых и детей.
- Оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций
- Ознакомление родителей с содержанием, формами деятельности с детьми.
Организация занятий
Встречи с родителями рассчитаны на 24 часа, каждая тема рассчитана на два занятия. Занятия охватывают три этапа: ориентировочный, развивающий, проективный.
Тематический план
Наименование этапов | Всего часов | практическое | диагностическое | контрольное | Формы контроля |
Ориентировочный | 6 | 2 | 2 | 2 | Методика «Изучение семьи» |
Развивающий | 16 | 8 | 7 | 1 | Итоговые игры |
Проективный | 2 | 1 | 1 | Итоговые игры | |
Всего | 24 | 11 | 9 | 4 |
Содержание тем
этапы | тема | Всего часов | практические | диагностические | теоретические |
Ориентировочный | Введение в курс | 2 | блиц - игра | Диагностика стиля семейного воспитания | беседа |
Человек и его назначение в обществе | 2 | Игра - моделирование | |||
Человек и его здоровье | 2 | Семинар - практикум | |||
Развивающий | Я и мой ребенок | 2 | Упражнение «Мои сильные стороны» | «Легко ли с вами?» | Беседа о типах неадекватного поведения |
Типы семейного воспитания | 2 | Типы воспитателей, типы семьи | |||
Как развить ответственность в наших детях | 2 | Игра - моделирование | беседа | ||
Помощь родителей – какой она должна быть? | 2 | Задание на самоанализ | Беседа, разработка памяток | ||
Правила о правилах | 2 | Разыгрывание ситуаций | Беседа (разработка правил) | ||
Мотивы плохого поведения | 2 | Анализ трудных ситуаций | Беседа о причинах нарушений поведения | ||
Чувства родителей и чувства детей | 2 | Анализ трудных ситуаций | Диагностика внутрисемейных взаимоотношений | Беседа, разработка памяток | |
Поощрение хорошего поведения | 2 | Творческая игра | Беседа о видах поощрения | ||
Проективный | Я и мои знания | 2 | Итоговое занятие. Творческая игра «Вижу, знаю, хочу, берегу» | Методика «Загляните в себя» | Круглый стол |
Учебно-методическое обеспечение
- Магнитофон, записи классической музыки
- Канцелярские принадлежности
- Карточки-схемы
Литература:
- Г.А. Леликова, Г.П. Попова Система работы с родителями.
- В.Н. Гуров Социальная работа образовательных учреждений с семьей.
- Журнал «Завуч начальной школы.