Программа работы с родителями "Мы любим дом, где любят нас"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка; на них ложится основная ответственность за его развитие. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой.

Взаимодействие личности, семьи, школы и общества становится глобальной, общемировой проблемой. Специфический характер приобретает она и в современном российском социуме. Нравственное неблагополучие общества, психологический кризис детей, минимилизация воспитательной роли семьи – вот далеко не полный перечень социально – экономических условий, влияющих на генезис семьи и процесс социализации подрастающего поколения.

Современная семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая создает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека.

Констатируя определенный социально – психологический климат жизни ребенка, семья во многом определяет развитие личности в настоящем и будущем.

Образовательные учреждения не могут переложить всю ответственность за воспитание детей на семью, отказаться от работы с родителями.

Воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к нему не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил. Поэтому необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей.

Цель программы – создание условий для усвоения основополагающих ценностей в совместной деятельности взрослых и детей.

Задачи:

  1. Обучение родителей способам, приемам и стилю общения взрослых и детей.
  2. Оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций
  3. Ознакомление родителей с содержанием, формами деятельности с детьми.

Организация занятий

Встречи с родителями рассчитаны на 24 часа, каждая тема рассчитана на два занятия. Занятия охватывают три этапа: ориентировочный, развивающий, проективный.

Тематический план

Наименование этапов Всего часов практическое диагностическое контрольное Формы контроля
Ориентировочный 6 2 2 2 Методика «Изучение семьи»
Развивающий 16 8 7 1 Итоговые игры
Проективный 2 1   1 Итоговые игры
Всего 24 11 9 4  

Содержание тем

этапы тема Всего часов практические диагностические теоретические
Ориентировочный Введение в курс 2 блиц - игра Диагностика стиля семейного воспитания беседа
Человек и его назначение в обществе 2 Игра - моделирование    
Человек и его здоровье 2 Семинар - практикум    
Развивающий Я и мой ребенок 2 Упражнение «Мои сильные стороны» «Легко ли с вами?» Беседа о типах неадекватного поведения
Типы семейного воспитания 2   Типы воспитателей, типы семьи  
Как развить ответственность в наших детях 2 Игра - моделирование   беседа
Помощь родителей – какой она должна быть? 2 Задание на самоанализ   Беседа, разработка памяток
Правила о правилах 2 Разыгрывание ситуаций   Беседа (разработка правил)
Мотивы плохого поведения 2 Анализ трудных ситуаций   Беседа о причинах нарушений поведения
Чувства родителей и чувства детей 2 Анализ трудных ситуаций Диагностика внутрисемейных взаимоотношений Беседа, разработка памяток
Поощрение хорошего поведения 2 Творческая игра   Беседа о видах поощрения
Проективный Я и мои знания 2 Итоговое занятие. Творческая игра «Вижу, знаю, хочу, берегу» Методика «Загляните в себя» Круглый стол

Учебно-методическое обеспечение

  1. Магнитофон, записи классической музыки
  2. Канцелярские принадлежности
  3. Карточки-схемы

Литература:

  1. Г.А. Леликова, Г.П. Попова Система работы с родителями.
  2. В.Н. Гуров Социальная работа образовательных учреждений с семьей.
  3. Журнал «Завуч начальной школы.