Цель: развитие и реализация музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных особенностей.
Задачи:
- Обучающие:
- Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
- Закрепить названия музыкальных инструментов .
- Закрепить три главных жанра в музыке : марш, танец, песня.
- Умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки
- Умение написать и ритмически оформить музыкальный диктант. Знание элементов нотного письма, графическое изображение нотных знаков, скрипичного ключа, басового ключа, нотного стана.
- Использовать музыкальные инструменты для освоения длительности нот.
- Исполнять небольшие музыкальные произведения на фортепиано.
- Организация пианистического аппарата.
- Развивающие:
- Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, мышление и воображение.
- Развивать музыкальный слух ( чистое интонирование звукоряда мажора и минора) творческую свободу, умение согласовывать движения с музыкой, вокально-хоровые навыки;
- Развивать чувство ритма
- Развивать у детей чувство уверенности в себе.
- Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
- Воспитательные:
- Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
- Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
- Создать радостную творческую атмосферу, закреплять имеющиеся у детей навыки умения игры на музыкальных инструментах.
- Развивать художественно-образное мышление ребенка, как основу развития творческой личности.
- Развитие у детей умения самовыражаться.
Оборудование и материалы:
- Презентация музыкальных инструментов.
- Презентация русских композиторов.
- Набор шумовых инструментов.
- Аудиокассеты с музыкальными записями.
Музыкальный материал: «Поэма» Скрябина, «Марш» Богословского, «Детская полька» Майкапара,.«Песенка –чудесенка» Берлина , «Распевки», «На коньках» Друшкевича, «Вальс собачек» Артоболевской, «Снежная баба», «Гуси» Корольковой, русская народная песня «Калинка»,«Украинская пляска», «Где ты, Лека» Ляховицкой, «Китайский мальчик» Роули, «Тема с вариациями» Моцарта, русская народная песня «Коробейники», «Танец утят» Вернера, «Будем с музыкой дружить» Никитиной.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Музыкальный руководитель: Добрый день! Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся так, как здороваемся на каждом музыкальном занятии!
Распевка «День добрый».
Музыкальный руководитель: Дорогие дети, примите мои поздравления, сегодня ваш первый отчетный концерт. Заканчивается учебный год, вы многому научились и сегодня у вас есть возможность рассказать о музыке и сыграть свои музыкальные произведения. Я уверена , что у нас получится чудесный праздник .В нашем зале всегда царит радость, веселье, много музыки и отличное настроение.
(Звучит тревожная музыка, появляется человек в черном и опутывает сцену черными цепями, захлопывает крышку пианино)
Музыкальный руководитель: Как страшно, смотрите! Пришла к нам фальшивая нота. Я так и думала, что на фортепиано, сыграл пьесу неправильно кто-то.
Фальшивая нота:
Я гость незваный, я гость нежданный,
К вам явилась в детский сад.
Я нота фальшивая, грязная, страшная!
Вся дребезжащая, плохо звучащая.
Про меня вы все забыли, на концерт не пригласили.
За такое оскорбление не получите прощения!
Ну что, испугались? Ну, что вы молчите?
Музыкальный руководитель: Фальшивая нота, ну ты – безобразница. Ты много не воображай, ребята все равно с тобой справятся. А скажите нам, пожалуйста, Ваша светлость Фальшивая нота, что нам необходимо сделать, чтобы Вы исчезли и освободили нам сцену?
Фальшивая нота: Ладно, скажу. Только правильные ответы на очень трудные вопросы вон на той доске помогут вам освободить от этих цепей сцену, и я тогда уйду .Да где вам, я и сама не знаю ответов на эти вопросы.
Музыкальный руководитель: А мы попробуем, правда, ребята? Мы так старательно занимались весь год, многое узнали и не дадим фальшивой ноте сорвать наш концерт. Давайте поскорее приступим к работе. Но для того чтобы выполнить все задания нам необходимы внимание, дисциплина , память, организованность, воображение. Все готовы! Вот для нас первое задание( На доске под номерами находятся семь разноцветных листочков , на каждом задание) Сейчас мы откроем листочек с заданием под номером один и прочитаем его. Слушайте внимательно: на какие группы делятся все звуки?
Дети: Все звуки делятся на две группы: 1. Шумовые звуки 2. Музыкальные звуки
Музыкальный руководитель: С шумовыми звуками мы с вами встречаемся ежедневно. Кто может подсказать мне, что это за звуки?
Дети: Например, мы уронили на пол книгу или топнули ногой. Мы слышим звук, а спеть его нельзя. Это просто шум. Шумовые звуки : шелест листьев, шум моря, звук машины и т.д. Музыкальный звук можно спеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, поэтому он называется «музыкальный».
Музыкальный руководитель: Правильно, музыкальные звуки издают музыкальные инструменты. Ребята, а какие музыкальные инструменты знаете вы?
Дети: Скрипка, гитара, балалайка, пианино, труба и т.д.
Музыкальный руководитель: Молодцы! А сейчас мы проверим, знаете ли вы, как выглядят и звучат музыкальные инструменты.
Презентация музыкальных инструментов, дети называют музыкальные инструменты. Дети и муз руководитель открывают листок с заданием под номером два.
Музыкальный руководитель: Ребята, как называются люди, которые сочиняют музыку?
Дети: Такие люди называются композиторами.
Музыкальный руководитель: Как вы считаете, чтобы стать композитором, нужно учиться?
Дети: Да! Надо долго учиться.
Музыкальный руководитель: Чтобы стать композитором, надо очень много учиться , сильно любить музыку. А еще мне очень нравятся слова М. И. Глинки: «Музыка – душа моя». И произнес он эти слова , когда был еще совсем маленьким мальчиком, как вы. Вольфганг Амадей Моцарт начал сочинять свою блестящую музыку в вашем возрасте, с пяти лет. Знаменитый Бетховен сочинял музыку даже тогда, когда его слух был уже совсем слабым. Иоганн Себастьян Бах работал с утра и до ночи, чтобы создать свои непревзойдённые шедевры
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете русских композиторов?
Презентация русских композиторов, дети называют композиторов. Дети и муз. руководитель открывают листок с заданием под номером три.
Музыкальный руководитель: Ребята, здесь просят вспомнить три главных жанра в музыке, как они называются?
Дети: Марш, танец, песня.
Музыкальный руководитель: В одной стране было три королевства: Королевство Маршей, Королевство Песен и Королевство Танцев. В каждом королевстве правил свой король.В королевстве Маршей правил Король Барабан. Он так любил ритмические упражнения, что с раннего утра и до позднего вечера стучал ритмы всех известных ему маршей на своем любимом барабане. Кто из вас может повторить ритм, который сыграет Король Барабан?
Музыкальный руководитель импровизирует ритм на барабане, дети повторяет его ритм на палочках.
– Как вы думаете, что все жители этого королевства любили делать ?
Дети: Маршировать.
Музыкальный руководитель: Назначаем королем маршей Рому и вручаем ему барабан. А мы с вами будем маршировать.
Дети под музыку марша маршируют, Рома играет на барабане.
Музыкальный руководитель: В Королевстве танцев правил Король Балерон. Каждый день недели он назвал в честь своих любимых танцев. Давайте поможем королю, называйте все знакомые вам танцы.
Дети называют, музыкальный руководитель записывает на доске:
понедельник – вальс,
вторник – полька,
среда – менуэт,
четверг – полонез,
пятница – мазурка,
суббота – кадриль,
воскресенье – рок-н-ролл.
Музыкальный руководитель: Дети, какой сегодня день недели?
Дети: Вторник.
Музыкальный руководитель: Король Балерон приглашает вас на польку.
Дети танцуют «Веселую польку».
Музыкальный руководитель: В третьем Королевстве Песен правила Королева Мелодия. Она любила петь разные песни: и народные, и те, которые сочиняют композиторы. Весь день все жители этого королевства пели песни . Давайте и мы исполним песню:
Исполняется А Берлина «Песенка-чудесенка».
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята. Но нам надо выполнять следующее задание.
Музыкальный руководитель и дети открывают листок с заданием под номером четыре.
Музыкальный руководитель: Ребята, прежде чем зайти в квартиру, мы должны открыть дверь. А чем обычно открывают дверь?
Дети: Ключами.
Музыкальный руководитель: Правильно. У ноток тоже есть свой дом- нотный стан. Чтобы войти туда, нам тоже потребуются ключи, какие?
Дети: Скрипичный и басовый. Скрипичный нужен для высоких звуков, а для низких нужен басовый.
Музыкальный руководитель:
В дом вошли мы необычный:
Пять линеек! Вот так дом!
Дверь открыл нам ключ?
Дети: Скрипичный!
Музыкальный руководитель:
Он – хозяин в доме том:
«Перед вами нотный стан.
Ну-ка, ноты, по местам!»
«Я», – сказала нота Соль, –
Важнее всех в семейке!
Ключ скрипичный (вот в чем соль)
На этой же линейке!»
Ключ кивнул: «Она со мной
Мы соседи, верно!
На линейке мы второй,
Но задаваться скверно».
Домик – стан для низких нот,
Ключ?
Дети: Басовый отопрет.
Музыкальный руководитель:
Нота Фа – ключу соседка,
Фа октавы малой.
Вот и все, пожалуй.
Музыкальный руководитель: Куда мы поставим скрипичный и басовый ключи?
Дети: На нотный стан. (Дети рисуют ключи на нотном стане на доске).
Музыкальный руководитель: Следующее задание наверное очень трудное.
Музыкальный руководитель и дети открывают листок с заданием под номером пять.
Музыкальный руководитель: Фальшивая нота для вас приготовила сложное задание: нужно написать музыкальный диктант в скрипичном ключе.
Дети пишут диктант «Жили у бабуси»: Фа Ми Ре До Соль Соль Реприза Фа Ля Ля Фа Ми Соль Соль Ми Ре Ми Фа Ре До До. Музыкальный руководитель и дети открывают листок с заданием под номером шест.
Музыкальный руководитель: Ребята, здесь просят рассказать, что используют музыканты для записи длины нот?
Дети: Длительности.
Музыкальный руководитель: Какие ноты по длительности вы знаете?
Дети:
Если нота белая – это нотка целая: раз-и; два-и; три-и; четыре-и;
Разделим нотку белую на половинки белые,
Палочкой отметим, чтоб с той не спутать эти: половинная – раз-и; два-и;
В каждой нотке половинке по две черных четвертинки: раз-и;
И короткие восьмушки: раз.
Музыкальный руководитель: Давайте исполним длительности нот на шумовых инструментах.
(Дети делятся на 4 подгруппы: 1 подгруппа играют целые ноты; 2-я – половинные; 3-я – четвертные; 4-я – восьмые)
Музыкальный руководитель: Теперь покажем как записываются длительности нот.
(Дети записывают длительности нот на доске)
Музыкальный руководитель: Ребята, как целую ноту превратить в половинную? (Ответы детей). Половинную в четвертную? Четвертную в восьмую? (Дети выполняют задание). Молодцы! А теперь необходимо вернуться к нашему диктанту и вот этот ритмический рисунок перенесем на нотки. (Дети записывают ритмический рисунок песни «Жили у бабуси»). Ребята, получилась песенка, кто сможет сыграть ее, но только без фальшивых нот
(Ребенок по желанию исполняет песенку «Жили у бабуси» на фортепиано)
Музыкальный руководитель: Ребята, вы догадались, что это за песенка, молодцы, с таким трудным заданием справились!
Музыкальный руководитель и дети открывают листок с заданием под номером семь.
Музыкальный руководитель (показывает веселое лицо и грустное): А это что значит в музыке?
Дети: Это «Мажорчик» и «Минорчик».
Музыкальный руководитель: Давайте с вами споем распевку про минорный звукоряд.
Дети (поют):
Да, минорный звукоряд, это грустных звуков ряд,
И от этой грустной песни мы сейчас заплачем вместе.
Музыкальный руководитель: А сейчас мажорный звукоряд.
Дети (поют):
Все мы дружно встали в ряд, получился звукоряд,
Не простой – мажорный, радостный, задорный.
Звучит торжественная музыка, фальшивая нота очень быстро собирает все цепи , открывает крышку пианино и убегает.
Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы молодцы, справились со всеми сложными вопросами, фальшивая нота от нас убежала и можно начинать наш концерт. Занимайте места в зале. Ведущую, Алену Калганову , просим на сцену.
Ведущая: Начинаем наш праздничный
концерт. Выступает Босько Рома. Исполняет: «На
коньках» композитора Друшкевича «Вальс собачек»
композитора Артоболевской.
Ведущая: Выступает Дъянова Арина.
Исполняет «Снежная баба» композитора
Корольковой и «Гуси» композитора Корольковой
Ведущая: Выступает Кулагин Иван.
Исполняет русскую народную
песню
«Калинка» и «Украинскую пляску»
Ведущая: Выступает Степанова Ульяна.
Исполняет «Где ты, Лека» композитор Ляховицкая
«Китайский мальчик» композитора Роули
Ведущая: Выступает ансамбль. Кулагин
Иван и Степанова Ульяна исполнят для вас «Тему с
вариациями» композитора Вольфганга Моцарта.
Ведущая: Выступает ансамбль шумовых
инструментов. Русская народная песня
«Коробейники».
Ведущая: Выступает Степанова Ульяна .
Для вас звучит «Песенка утят» (синтезатор).
Ведущая: На прощанье мы исполним для вас
песенку о музыкальной школе.
Песня Никитиной «Будем с музыкой дружить».
Ведущая:
Что ж, пришла пора прощаться, в группу снова возвращаться.
Гости наши не устали, мы не все вам показали!
Скоро ведь обеда час, приглашаем к чаю вас.
Все: До свидания!
Список литературы:
1. Королева Е.А. Азбука музыки в сказках,
стихах и картинках. М. Владос, 2001.
2. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей
дошкольного возраста. Р-н-Д, Феникс, 2008.
3. Туркина Е. Котенок на клавишах. Фортепиано
для самых маленьких. С.-Пб., Композитор, 1998.