Меняющаяся социальная и политическая среда, оказывают влияние на все социальные институты жизни и, прежде всего, на образование. Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.
Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в работе образовательных учреждений. Основным механизмом для таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Рассматривая проектирование как средство решения проблем повышения качества воспитательно-образовательного процесса, развития профессионально-инновационной деятельности, методологической и методической подготовки педагогов, в процессе освоения этого метода в образовательной практике ДОУ предполагалось преобразование педагогической реальности, которая должна быть построена на базе соответствующей технологии, которую можно освоить, усовершенствовать и отнести к разряду творческой и инновационной.
Еще на организационном этапе работы над исследованием важно спланировать методическую работу с педагогами и разработать пошаговую методику реализации инновационного проекта, так как это поможет избежать проблем, возникающих в ходе экспериментальной работы.
Одним из успешных решений задач инновационной экспериментальной деятельности является профессиональный уровень, психологическая готовность к новому участников инновационного процесса, выявление профессиональных и творческих возможностей педагогов.
С этой целью в предшествии инновационной работы целесообразно провести глубокий всесторонний анализ воспитательно-образовательного процесса.
По результатам опроса, анкетирования и тестирования выявить:
- отношения родителей и педагогических работников к предстоящему эксперименту;
- отношение педагогов к исследовательской деятельности;
- личностные, профессиональные качества участников проекта;
- профессиональную готовность педагогических кадров к экспериментальной работе;
- инновационный потенциал педагогического коллектива и готовность педагогов к изучению и внедрению новых технологий, инноваций.
Да же при условии того, что результаты диагностики, тестирования и анкетирования показывают высокий творческий потенциал педагогического коллектива, его понимание и готовность к инновационной экспериментальной деятельности есть возможность, столкнулся с проблемами:
- неумением педагога осознать или определить свои творческие возможности и найти применение им в работе с детьми;
- творческого раскрытия педагога, и в нахождении применения его творческого потенциала в общей работе всего детского сада;
- нехватки знаний и умений педагога методически грамотно обобщить опыт по изучаемой проблеме.
Важно подвести педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или самообразовываться. Решением таких проблем будет целесообразность использования в практике таких форм повышения педагогического мастерства как система самообразования и систематичное посещение в институте краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме исследования: «Проектирование в профессиональной деятельности»; организация на базе ДОУ проблемно-ориентированных семинаров «Метод проектов в образовании», «Введение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс», «Презентация исследовательской деятельности в ДОУ», где педагоги изучают теоретические и исследуют практические аспекты развития познавательной активности дошкольников.
Организационно-методическая работа, выстроенная в начале инновационной экспериментальной деятельности в таком ключе, позволит всем педагогам и специалистам ДОУ повысить квалификацию, активно самостоятельно освоить новые методики и технологии развития познавательной активности у детей дошкольного возраста, повысить профессиональный уровень.
Изучение и анализ педагогического ценза, курсов повышения квалификации педагогов, планов по самообразованию и материалов аттестации на организационном этапе позволяет выделить приоритетное направление работы каждого педагога и объединить педагогов в инициативные творческие микрогруппы по основным направлениям развития воспитанников, определить руководителей творческих микрогрупп.
Такая форма объединения педагогов как инициативные творческие микрогруппы, позволит заместителю заведующего по учебно-воспитательной и методической работе мобильно решать вопросы, связанные с повышением их квалификации, участием в Советах педагогов, городских ежегодных научно-практических конференциях, городских педагогических чтениях, семинарах, определять участие педагогов и воспитанников в конкурсах различных направлений и уровней и др.
Перспективное видение нового дошкольного учреждения, развитие которого зависит от новых форм, технологий, инновационной экспериментальной работы педагогов, воплотились в разработку проекта «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра», получившего статус городской экспериментальной площадки.
Анализ общеобразовательных базисных программ дошкольного образования показал, что все они созданы по критериям средней полосы России, а Норильску и малым городам Заполярья нужна собственная программа с учетом климатических и географических условий (учетом регионального компонента). Реализация данного проекта «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра», который лежит в основе инновационной деятельности всего дошкольного учреждения позволит обогатить разделы базисной программы «Истоки» и обеспечит качество ее реализации на нашей территории.
Цель проекта определилась в создание системы обучения детей дошкольного возраста по развитию познавательной активности.
Мы предположили, что в нашем исследовании возможен позитивный результат:
- Рост профессионального мастерства педагогов и профессиональной педагогической компетентности в вопросах развития познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра:
- 100% охват педагогов курсами повышения квалификации;
- Увеличение количества педагогов с первой и высшей квалификационной категорией;
- повышение активности участия педагогов в профессиональных конкурсах городского, краевого, федерального уровней.
- Внедрение программы развития ребёнка дошкольника «Корни», направленной на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра.
- Повышение уровня познавательной активности детей по вопросам истории освоения и развития Таймыра.
Мы так же предположили, что наше исследование будет иметь практическую ценность, которая по нашему мнению заключается
- В разработке и апробации программы развития ребёнка дошкольника с нравственно-этической позицией «Корни», направленной на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра.
- В разработке методических рекомендаций по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра.
Безусловно, наш исследовательский проект должен быть обеспечен методическим сопровождением, которое мы рассматриваем через:
- Разработку творческими группами педагогов подпроектов, соответствующих «комплексам» развития детей дошкольного возраста.
- Разработку программ дополнительного образования детей дошкольного возраста в рамках деятельности «комплексов».
- Разработку методических рекомендаций к программам дополнительного образования в помощь педагогам, работающим по проблеме внедрения национального регионального компонента в практику работы;
- Разработку программы развития ребёнка дошкольника «Корни», направленной на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра.
- Разработку пакета диагностики по выявлению уровней познавательной активности дошкольников и уровней усвоения воспитанниками программы «Корни».
При планировании этапов работы над исследовательским проектом необходимо учитывать условия качественного методического сопровождения опытно-экспериментальной деятельности, вследствие которых и будет повышаться профессиональная педагогическая компетентность педагогов ДОУ по изучаемой проблеме, профессиональное мастерство педагогов и качество воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ в целом.
Для повышения профессиональной социально-психологической компетентности на Советах педагогов ДОУ воспитателей необходимо знакомить с, приоритетными направлениями современной образовательной политики, нормативной базой:
- локальными актами, отражающими специфику работы учреждения, разработанными в рамках инновационной деятельности: «Положение о педагоге-экспериментаторе», «Положение о творческой группе педагогов», «Положение о физкультурно-оздоровительном комплексе «Крепыш», «Положение о экспериментально-исследовательском комплексе «Почемучка», «Положение о художественно-эстетическом комплексе «Вдохновение», «Положение о комплексе граждановедения «Родник».
- Законом «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае», основной целью которого, является формирование у детей целостного представления о Красноярском крае, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций края.
В современной предметно-развивающей среде учреждения, соответствующей полноценной детской деятельности, обогащению и расширению знаний детей и педагогов, в соответствии с направлениями деятельности творческих микрогрупп и разделами базисной программы развития ребенка дошкольника «Истоки» выделены «комплексы» развития ребенка художественно-эстетический, социальный, физкультурно-оздоровительный и познавательный.
Реализация экспериментальной работы через «комплексы», позволит каждой творческой микрогруппе под руководством заместителя заведующего и руководителя творческой группы в своем направлении оснащать и обогащать развивающую среду «комплекса», разрабатывать методическое обеспечение для работы в нем с детьми, использовать ранее обобщенный опыт и методические технологии педагогов, входящих в состав группы.
С целью эффективной работы каждой творческой микрогруппы заместителем заведующего совместно с руководителями творческих групп разрабатывается план деятельности творческой микрогруппы, который исходит из пошаговой методики прохождения программы «Корни» и включает в себя:
- разработку подпроекта по развитию познавательной активности воспитанников в определенном направлении;
- разработку модели деятельности педагогов в «Комплексе» с детьми с привлечением родителей и специалистов социокультурных центров;
- оснащение и пополнение развивающей среды «Комплекса»;
- составление плана сотрудничества с социокультурными институтами города в рамках подпроекта, реализуемого в «Комплексе»;
- разработку конспектов занятий, бесед, познавательных игр, сценариев конкурсов, вечеров-развлечений, досугов и др.;
- разработку бесед, консультаций для родителей по определенному направлению развития детей дошкольного возраста;
- разработку и подборку тестового материала и анкет для родителей.
- создание программы дополнительного образования;
- отслеживание результатов по реализации программы «Истоки» и программы дополнительного образования для осуществления деятельности с детьми в «Комплексе».
В этом ключе возникает проблема организации индивидуальной работы с педагогами. Для ее решения заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе планирует индивидуальную работу с педагогами: консультации, собеседования, организация целенаправленного самообразования, повышение педагогической квалификации.
В ходе экспериментальной работы у педагогов творческих микрогруппах возникнет необходимость в разработках подпроектов и авторских мини-проектов, цель реализации которых – создание программ дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста. Впоследствии, именно, эти программы и станут составляющими программы, направленной на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра «Корни».
Участие педагогов в работе творческих микрогрупп при разработке проектов, имеющих определенные цели, способствует тем самым повышению исследовательской компетентности каждого педагога:
- умение выделять проблему в исследовательской деятельности;
- умение поставить цель исследования,
- умение сформулировать гипотезу;
- умение выделить объект и определить предмет исследования;
- умение описать параметры и критерии предмета исследования;
- умение подбирать соответствующие методы исследования и инструментарий;
- умение запустить исследование;
- умение осуществить анализ результатов и интерпретировать полученную статистику;
- умение корректировать программу исследования;
- оценивать промежуточные и конечные результаты исследования.
С целью расширения образовательного пространства ДОУ и эффективной реализации проекта, социализации детей дошкольного возраста, развития их познавательной активности важно разработать план и модель «Взаимодействие с социокультурными институтами и образовательными учреждениями города на договорной основе»: МОУ «СОШ № 29», Домом Детского Творчества, школой искусств, детской городской библиотекой, музеем, картиной галереей КГБ ДПО НМИПК и ПП. На заседаниях Совета педагогов, нацеленного на повышение мастерства педагогов, повышения их авторитетности представляются творческие отчеты как педагогов, так и руководителей творческих микрогрупп, теоретические сообщения и выступления по обмену опытом работы. В рамках инновационной деятельности нашего учреждения, я, как руководитель, осуществляющий методическое сопровождение экспериментальной деятельности предлагаю коллегам следующие темы Советов педагогов: «Анализ педагогической диагностики и планирование работы для реализации годовых задач в рамках инновационной деятельности», «Наш дом – Таймыр» и др. Воспитание экологической культуры у дошкольников, «Развитие познавательной активности и художественно-творческих способностей ребенка дошкольника средствами изобразительного искусства в условиях Крайнего Севера», «Итоги работы. Анализ педагогической диагностики и результаты выполнения программных задач – показатель опытно-экспериментальной деятельности» и др.
В ходе реализации педагогами подпроектов, мини-проектов и внедрении программ дополнительного образования дошкольников в практику работы необходимо использовать такую форму методической работы, чтобы педагог мог продемонстрировать практические умения и успехи по реализации авторских программ перед коллегами, одной из таких форм могут быть открытые занятия и взаимопрсмотры.
Диагностический этап является важным в работе над исследовательским проектом, от организации контрольно-аналитической деятельности зависит и качество реализации проекта и своевременная правильная коррекция.
Совместно с педагогами в соответствии с темой подпроекта и проекта ДОУ целесообразно разработать пакет диагностики по выявлению познавательной активности детей и своевременно отслеживать результаты экспериментально-исследовательской деятельности. В рамках диагностического этапа работы над исследовательским проектом мы предполагаем выявить:
- условия развития познавательной активности у детей дошкольного возраста в рамках детского дошкольного учреждения;
- провести контрольный срез с целью выявления уровня познавательной активности (таблицы, срезы диаграммы) на занятиях и во внеучебной деятельности;
- выявить уровень познавательной активности дошкольников (таблицы, срезы диаграммы) вне детского дошкольного учреждения (дома, на улице, пр.);
- составить анкеты для родителей по выявлению познавательной активности дошкольников вне детского дошкольного учреждения (дома, на улице, пр.);
- провести сравнительный анализ состояния познавательной активности на занятиях и в самостоятельной деятельности, а также вне детского дошкольного учреждения;
- выявить влияние социального статуса семей и образовательного уровня родителей на познавательную активность детей дошкольного возраста.
В ходе экспериментальной работы в ДОУ при разработке и реализации исследовательских подпроектов и авторских мини-проектов, при грамотном методическом сопровождении, педагоги дошкольного учреждения будут повышать и проявлять свою профессиональную компетентность:
- способность осуществлять анализ и программировать результаты собственной деятельности;
- способность создавать условия для инициативы и творчества воспитанников, учитывать возрастные особенности дошкольников;
- диагностировать уровень сформированности знаний и умений дошкольников;
- создавать условия для развития познавательной активности, умение самостоятельно разрабатывать программы и методические рекомендации.
Безусловно, педагоги, работающие в проекте, будут пропагандировать инновационную экспериментальную деятельность, презентовать свои достижения, находки, принимать участие в мероприятиях и конкурсах ДОУ, городских, региональных, федеральных. Разработка модели профессионального роста и творческого потенциала педагогов позволит заместителю заведующего по учебно-воспитательной и методической работе направлять и отслеживать достижения педагогов экспериментаторов.
Проводимая работа, по реализации проектов направленных на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста, посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра повысит и уровень развития познавательной активности, интеллекта, креативности воспитанников, усвоения образовательной программы и программ художественно-эстетического цикла, активность участия в региональных, городских, международных, смотрах, соревнованиях, конкурсах, фестивалях. Обеспечит успешность обучения в школах, лицеях и гимназиях города.
Результатом грамотного методического сопровождения экспериментально-исследовательской деятельности в нашем дошкольном учреждении станет разработка и внедрение в работу ДОУ:
- программы для детей дошкольного возраста с нравственно-этической позицией «Корни», направленной на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра;
- диагностического материала по выявлению уровней усвоения воспитанниками программы «Корни», направленной на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра;
- методического обеспечения, включающего в себя методические рекомендации для педагогов, работающих по проблеме внедрения национального регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс «Методические рекомендации к программе «Корни»
- литературных текстов для педагогов, для подготовки к занятиям и текстов, адаптированных для чтения детям.
В тесном сотрудничестве с учителями МОУ «СОШ 29» развивая приоритетное физическое направление развития воспитанников и качественно реализуя подпроект «Формирование осознанного отношения у детей к собственному здоровью» педагогический коллектив нацелен выйти на более высокий уровень исследовательской деятельности осуществлять работу федеральной опытно-экспериментальной площадки «Создание здоровьеразвивающей среды в образовательном пространстве детский сад – школа». Мы предполагаем, что дальнейшая экспериментально-исследовательская деятельность коллектива продолжит учреждению работать в режиме развития.
От грамотного управления методической работой по реализации проектной инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении зависит качество экспериментальной работы в целом. Правильное методическое сопровождение экспериментальной деятельности способствует творческому преобразованию развивающей среды ДОУ с учётом потребностей, особенностей детей дошкольного возраста, успешной социализации дошкольников, обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагога, (методической, психолого-педагогической, социально-психологической и саморазвития т.е. рефлексия педагогической деятельности) и поликультурной, способствует его самоорганизации, научному росту, развитию творчества, творческому росту молодых педагогов, пропаганде инновационной деятельности, распространению передового опыта, включению педагогов, родителей в процесс коллективного творчества совершенствованию педагогики сотрудничества, тем самым, повышает педагогическое мастерство и профессиональный уровень педагогов.