Повышение профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагога ДОУ как условие повышения качества его работы посредством участия в работе городской опытно-экспериментальной площадки

Разделы: Работа с дошкольниками


Меняющаяся социальная и политическая среда, оказывают влияние на все социальные институты жизни и, прежде всего, на образование. Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.

Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в работе образовательных учреждений. Основным механизмом для таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Рассматривая проектирование как средство решения проблем повышения качества воспитательно-образовательного процесса, развития профессионально-инновационной деятельности, методологической и методической подготовки педагогов, в процессе освоения этого метода в образовательной практике ДОУ предполагалось преобразование педагогической реальности, которая должна быть построена на базе соответствующей технологии, которую можно освоить, усовершенствовать и отнести к разряду творческой и инновационной.

Еще на организационном этапе работы над исследованием важно спланировать методическую работу с педагогами и разработать пошаговую методику реализации инновационного проекта, так как это поможет избежать проблем, возникающих в ходе экспериментальной работы.

Одним из успешных решений задач инновационной экспериментальной деятельности является профессиональный уровень, психологическая готовность к новому участников инновационного процесса, выявление профессиональных и творческих возможностей педагогов.

С этой целью в предшествии инновационной работы целесообразно провести глубокий всесторонний анализ воспитательно-образовательного процесса.

По результатам опроса, анкетирования и тестирования выявить:

  • отношения родителей и педагогических работников к предстоящему эксперименту;
  • отношение педагогов к исследовательской деятельности;
  • личностные, профессиональные качества участников проекта;
  • профессиональную готовность педагогических кадров к экспериментальной работе;
  • инновационный потенциал педагогического коллектива и готовность педагогов к изучению и внедрению новых технологий, инноваций.

Да же при условии того, что результаты диагностики, тестирования и анкетирования показывают высокий творческий потенциал педагогического коллектива, его понимание и готовность к инновационной экспериментальной деятельности есть возможность, столкнулся с проблемами:

  • неумением педагога осознать или определить свои творческие возможности и найти применение им в работе с детьми;
  • творческого раскрытия педагога, и в нахождении применения его творческого потенциала в общей работе всего детского сада;
  • нехватки знаний и умений педагога методически грамотно обобщить опыт по изучаемой проблеме.

Важно подвести педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или самообразовываться. Решением таких проблем будет целесообразность использования в практике таких форм повышения педагогического мастерства как система самообразования и систематичное посещение в институте краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме исследования: «Проектирование в профессиональной деятельности»; организация на базе ДОУ проблемно-ориентированных семинаров «Метод проектов в образовании», «Введение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс», «Презентация исследовательской деятельности в ДОУ», где педагоги изучают теоретические и исследуют практические аспекты развития познавательной активности дошкольников.

Организационно-методическая работа, выстроенная в начале инновационной экспериментальной деятельности в таком ключе, позволит всем педагогам и специалистам ДОУ повысить квалификацию, активно самостоятельно освоить новые методики и технологии развития познавательной активности у детей дошкольного возраста, повысить профессиональный уровень.

Изучение и анализ педагогического ценза, курсов повышения квалификации педагогов, планов по самообразованию и материалов аттестации на организационном этапе позволяет выделить приоритетное направление работы каждого педагога и объединить педагогов в инициативные творческие микрогруппы по основным направлениям развития воспитанников, определить руководителей творческих микрогрупп.

Такая форма объединения педагогов как инициативные творческие микрогруппы, позволит заместителю заведующего по учебно-воспитательной и методической работе мобильно решать вопросы, связанные с повышением их квалификации, участием в Советах педагогов, городских ежегодных научно-практических конференциях, городских педагогических чтениях, семинарах, определять участие педагогов и воспитанников в конкурсах различных направлений и уровней и др.

Перспективное видение нового дошкольного учреждения, развитие которого зависит от новых форм, технологий, инновационной экспериментальной работы педагогов, воплотились в разработку проекта «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра», получившего статус городской экспериментальной площадки.

Анализ общеобразовательных базисных программ дошкольного образования показал, что все они созданы по критериям средней полосы России, а Норильску и малым городам Заполярья нужна собственная программа с учетом климатических и географических условий (учетом регионального компонента). Реализация данного проекта «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра», который лежит в основе инновационной деятельности всего дошкольного учреждения позволит обогатить разделы базисной программы «Истоки» и обеспечит качество ее реализации на нашей территории.

Цель проекта определилась в создание системы обучения детей дошкольного возраста по развитию познавательной активности.

Мы предположили, что в нашем исследовании возможен позитивный результат:

  • Рост профессионального мастерства педагогов и профессиональной педагогической компетентности в вопросах развития познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра:
  • 100% охват педагогов курсами повышения квалификации;
  • Увеличение количества педагогов с первой и высшей квалификационной категорией;
  • повышение активности участия педагогов в профессиональных конкурсах городского, краевого, федерального уровней.
  • Внедрение программы развития ребёнка дошкольника «Корни», направленной на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра.
  • Повышение уровня познавательной активности детей по вопросам истории освоения и развития Таймыра.

Мы так же предположили, что наше исследование будет иметь практическую ценность, которая по нашему мнению заключается

  • В разработке и апробации программы развития ребёнка дошкольника с нравственно-этической позицией «Корни», направленной на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра.
  • В разработке методических рекомендаций по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра.

Безусловно, наш исследовательский проект должен быть обеспечен методическим сопровождением, которое мы рассматриваем через:

  • Разработку творческими группами педагогов подпроектов, соответствующих «комплексам» развития детей дошкольного возраста.
  • Разработку программ дополнительного образования детей дошкольного возраста в рамках деятельности «комплексов».
  • Разработку методических рекомендаций к программам дополнительного образования в помощь педагогам, работающим по проблеме внедрения национального регионального компонента в практику работы;
  • Разработку программы развития ребёнка дошкольника «Корни», направленной на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра.
  • Разработку пакета диагностики по выявлению уровней познавательной активности дошкольников и уровней усвоения воспитанниками программы «Корни».

При планировании этапов работы над исследовательским проектом необходимо учитывать условия качественного методического сопровождения опытно-экспериментальной деятельности, вследствие которых и будет повышаться профессиональная педагогическая компетентность педагогов ДОУ по изучаемой проблеме, профессиональное мастерство педагогов и качество воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ в целом.

Для повышения профессиональной социально-психологической компетентности на Советах педагогов ДОУ воспитателей необходимо знакомить с, приоритетными направлениями современной образовательной политики, нормативной базой:

  • локальными актами, отражающими специфику работы учреждения, разработанными в рамках инновационной деятельности: «Положение о педагоге-экспериментаторе», «Положение о творческой группе педагогов», «Положение о физкультурно-оздоровительном комплексе «Крепыш», «Положение о экспериментально-исследовательском комплексе «Почемучка», «Положение о художественно-эстетическом комплексе «Вдохновение», «Положение о комплексе граждановедения «Родник».
  • Законом «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае», основной целью которого, является формирование у детей целостного представления о Красноярском крае, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций края.

В современной предметно-развивающей среде учреждения, соответствующей полноценной детской деятельности, обогащению и расширению знаний детей и педагогов, в соответствии с направлениями деятельности творческих микрогрупп и разделами базисной программы развития ребенка дошкольника «Истоки» выделены «комплексы» развития ребенка художественно-эстетический, социальный, физкультурно-оздоровительный и познавательный.

Реализация экспериментальной работы через «комплексы», позволит каждой творческой микрогруппе под руководством заместителя заведующего и руководителя творческой группы в своем направлении оснащать и обогащать развивающую среду «комплекса», разрабатывать методическое обеспечение для работы в нем с детьми, использовать ранее обобщенный опыт и методические технологии педагогов, входящих в состав группы.

С целью эффективной работы каждой творческой микрогруппы заместителем заведующего совместно с руководителями творческих групп разрабатывается план деятельности творческой микрогруппы, который исходит из пошаговой методики прохождения программы «Корни» и включает в себя:

  • разработку подпроекта по развитию познавательной активности воспитанников в определенном направлении;
  • разработку модели деятельности педагогов в «Комплексе» с детьми с привлечением родителей и специалистов социокультурных центров;
  • оснащение и пополнение развивающей среды «Комплекса»;
  • составление плана сотрудничества с социокультурными институтами города в рамках подпроекта, реализуемого в «Комплексе»;
  • разработку конспектов занятий, бесед, познавательных игр, сценариев конкурсов, вечеров-развлечений, досугов и др.;
  • разработку бесед, консультаций для родителей по определенному направлению развития детей дошкольного возраста;
  • разработку и подборку тестового материала и анкет для родителей.
  • создание программы дополнительного образования;
  • отслеживание результатов по реализации программы «Истоки» и программы дополнительного образования для осуществления деятельности с детьми в «Комплексе».

В этом ключе возникает проблема организации индивидуальной работы с педагогами. Для ее решения заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе планирует индивидуальную работу с педагогами: консультации, собеседования, организация целенаправленного самообразования, повышение педагогической квалификации.

В ходе экспериментальной работы у педагогов творческих микрогруппах возникнет необходимость в разработках подпроектов и авторских мини-проектов, цель реализации которых – создание программ дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста. Впоследствии, именно, эти программы и станут составляющими программы, направленной на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра «Корни».

Участие педагогов в работе творческих микрогрупп при разработке проектов, имеющих определенные цели, способствует тем самым повышению исследовательской компетентности каждого педагога:

  • умение выделять проблему в исследовательской деятельности;
  • умение поставить цель исследования,
  • умение сформулировать гипотезу;
  • умение выделить объект и определить предмет исследования;
  • умение описать параметры и критерии предмета исследования;
  • умение подбирать соответствующие методы исследования и инструментарий;
  • умение запустить исследование;
  • умение осуществить анализ результатов и интерпретировать полученную статистику;
  • умение корректировать программу исследования;
  • оценивать промежуточные и конечные результаты исследования.

С целью расширения образовательного пространства ДОУ и эффективной реализации проекта, социализации детей дошкольного возраста, развития их познавательной активности важно разработать план и модель «Взаимодействие с социокультурными институтами и образовательными учреждениями города на договорной основе»: МОУ «СОШ № 29», Домом Детского Творчества, школой искусств, детской городской библиотекой, музеем, картиной галереей КГБ ДПО НМИПК и ПП. На заседаниях Совета педагогов, нацеленного на повышение мастерства педагогов, повышения их авторитетности представляются творческие отчеты как педагогов, так и руководителей творческих микрогрупп, теоретические сообщения и выступления по обмену опытом работы. В рамках инновационной деятельности нашего учреждения, я, как руководитель, осуществляющий методическое сопровождение экспериментальной деятельности предлагаю коллегам следующие темы Советов педагогов: «Анализ педагогической диагностики и планирование работы для реализации годовых задач в рамках инновационной деятельности», «Наш дом – Таймыр» и др. Воспитание экологической культуры у дошкольников, «Развитие познавательной активности и художественно-творческих способностей ребенка дошкольника средствами изобразительного искусства в условиях Крайнего Севера», «Итоги работы. Анализ педагогической диагностики и результаты выполнения программных задач – показатель опытно-экспериментальной деятельности» и др.

В ходе реализации педагогами подпроектов, мини-проектов и внедрении программ дополнительного образования дошкольников в практику работы необходимо использовать такую форму методической работы, чтобы педагог мог продемонстрировать практические умения и успехи по реализации авторских программ перед коллегами, одной из таких форм могут быть открытые занятия и взаимопрсмотры.

Диагностический этап является важным в работе над исследовательским проектом, от организации контрольно-аналитической деятельности зависит и качество реализации проекта и своевременная правильная коррекция.

Совместно с  педагогами в соответствии с темой подпроекта и проекта ДОУ целесообразно разработать пакет диагностики по выявлению познавательной активности детей и своевременно отслеживать результаты экспериментально-исследовательской деятельности. В рамках диагностического этапа работы над исследовательским проектом мы предполагаем выявить:

  • условия развития познавательной активности у детей дошкольного возраста в рамках детского дошкольного учреждения;
  • провести контрольный срез с целью выявления  уровня познавательной активности (таблицы, срезы диаграммы) на занятиях и во внеучебной деятельности;
  • выявить уровень познавательной активности дошкольников (таблицы, срезы диаграммы) вне детского дошкольного учреждения (дома, на улице, пр.);
  • составить анкеты для родителей по выявлению познавательной активности дошкольников вне детского дошкольного учреждения (дома, на улице, пр.);
  • провести сравнительный анализ состояния познавательной активности на занятиях и в самостоятельной деятельности, а также вне детского дошкольного учреждения;
  • выявить влияние   социального статуса семей и образовательного уровня родителей на познавательную активность детей дошкольного возраста.

В ходе экспериментальной работы в ДОУ при разработке и реализации исследовательских подпроектов и авторских мини-проектов, при грамотном методическом сопровождении,  педагоги дошкольного учреждения будут повышать и  проявлять свою профессиональную компетентность:

  • способность осуществлять анализ и программировать результаты собственной деятельности;
  • способность создавать условия для инициативы и творчества воспитанников, учитывать возрастные особенности дошкольников;
  • диагностировать уровень сформированности знаний и умений дошкольников;
  • создавать условия для развития познавательной активности, умение самостоятельно разрабатывать программы и методические рекомендации.

Безусловно, педагоги, работающие в проекте, будут пропагандировать инновационную экспериментальную деятельность, презентовать свои достижения, находки, принимать участие в мероприятиях и конкурсах ДОУ, городских, региональных, федеральных. Разработка модели профессионального роста и творческого потенциала педагогов позволит заместителю заведующего по учебно-воспитательной и методической работе направлять и отслеживать достижения педагогов экспериментаторов.

Проводимая работа, по реализации проектов направленных на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста, посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра повысит и уровень развития познавательной активности, интеллекта, креативности воспитанников, усвоения образовательной программы и программ художественно-эстетического цикла, активность участия в региональных, городских, международных, смотрах, соревнованиях, конкурсах, фестивалях. Обеспечит успешность обучения в школах, лицеях и гимназиях города.

Результатом грамотного методического сопровождения экспериментально-исследовательской деятельности в нашем дошкольном учреждении станет разработка и внедрение в работу ДОУ:

  • программы для детей дошкольного возраста с нравственно-этической позицией «Корни», направленной на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра;
  • диагностического материала по выявлению уровней усвоения воспитанниками программы «Корни», направленной на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра;
  • методического обеспечения, включающего в себя методические рекомендации для педагогов, работающих по проблеме внедрения национального регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс «Методические рекомендации к программе «Корни»
  • литературных текстов для педагогов, для подготовки к занятиям и текстов, адаптированных для чтения детям.

В тесном сотрудничестве с учителями МОУ «СОШ 29» развивая приоритетное физическое направление развития воспитанников и качественно реализуя подпроект «Формирование осознанного отношения у детей к собственному здоровью» педагогический коллектив нацелен выйти на более высокий уровень исследовательской деятельности осуществлять работу федеральной опытно-экспериментальной площадки «Создание здоровьеразвивающей среды в образовательном пространстве детский сад – школа». Мы предполагаем, что дальнейшая экспериментально-исследовательская деятельность коллектива продолжит учреждению работать в режиме развития. 

От грамотного управления методической работой по реализации проектной инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении зависит качество экспериментальной работы в целом. Правильное  методическое сопровождение экспериментальной деятельности способствует творческому преобразованию развивающей среды ДОУ с учётом потребностей, особенностей детей дошкольного возраста, успешной социализации дошкольников, обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагога, (методической, психолого-педагогической, социально-психологической и саморазвития т.е. рефлексия педагогической деятельности) и поликультурной, способствует его самоорганизации, научному росту, развитию творчества, творческому росту молодых педагогов, пропаганде инновационной деятельности, распространению передового опыта, включению педагогов, родителей в процесс коллективного творчества совершенствованию педагогики сотрудничества, тем самым, повышает педагогическое мастерство  и профессиональный уровень педагогов.