Урок по литературному чтению для 4-го класса по УМК "Планета знаний". Тема: "К.Ф. Рылеев. "Иван Сусанин"

Разделы: Начальная школа


Тема: К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» (отрывок).

Цели и задачи урока:

  • Вспомнить о событиях начала XVII века.  (Тема «Смутное время» изучается в 4 классе по окружающему миру)
  • Определить элементы композиции и их роль в создании эмоционально-смыслового содержания произведения.
  • Обогатить словарный запас учащихся.
  • Развитие умения читать художественный текст по ролям.

Оборудование:

  • для презентации: компьютер, проектор, экран;
  • презентация (Приложение);
  • толковый словарь.
  • учебник «Литературное чтение» (автор Э.Э.Кац) 4 класс, часть 2

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (1 мин)

2. Сообщение темы урока (1 мин)

– Какую тему мы изучаем? (О прошлом Родины)
– Сегодня мы познакомимся с произведением К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин».

4. Актуализация полученных знаний (7-10 мин)

– Рылеев Кондратий Федорович родился 18 сентября 1795-1826 в Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в кадетском корпусе в Петербурге. Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт-декабрист. Все его творчество проникнуто высокими идеалами, чувством любви и восхищения народом. Жизнь Рылеева была короткой, но насыщенной разными событиями. В молодости он участвовал в освободительной войне с Наполеоном, в 1823 году вступает в тайное   Северное Общество.
Один из наиболее активных участников декабрьского восстания. В 1825году активно участвовал в восстании на Сенатской площади против царя.
Восстание было подавлено. Николай 1 расценил деятельность Рылеева опасной. 13 июля 1826 года Кондратий Федорович и еще 5 декабристов были казнены.

Важное место в творчестве Рылеева занимают стихотворения, которые называются «ДУМА». В украинской народной поэзии ДУМОЙ называли народные песни  об исторических событиях и народных героях.
По замыслу автора думы должны дать читателю представление о русской истории и ее героях. В думах отразились понятия поэта об общественном долге и назначении человека.
Каждая дума Рылеева посвящена известному историческому герою и чаще всего называется его именем.
Иван Сусанин… Известно ли вам это имя? Что вы знаете об этом человеке? (Дети отвечают.)
– Сегодня мы перенесемся с вами в начало XVII века. Что происходило на Руси в этот период времени? (Борьба с поляками)

Тяжелые времена пережила тогда Русь. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. В 1613 году на русский престол был выбран 16-летний царь Михаил Романов. Поляки, испугавшись, что это нарушит их планы захватить Россию, решают погубить царя. Молодой царь скрывается в Костроме. Русские люди не могли мириться с произволом польских захватчиков. Нужно было объединяться  и подыматься на защиту Руси и царя.
– Кто же начал собирать ополчение? (Кузьма Минин)

– Кто был избран воеводой? (Пожарский)
Проявил себя в этой схватке Минин. Он во главе конных воинов переправился через Москву – реку и нанес неожиданный удар по врагу. Затем в бой вступили основные силы ополчения под командованием Пожарского. Поляки дрогнули и побежали. Москва была освобождена.
– В думе «Иван Сусанин» Рылеев рассказывает нам как раз о событиях начала XVII века. Какой же поступок совершил Иван Сусанин, что в его честь написана дума. Прежде чем мы начнем читать, как всегда по традиции урок словарная разминка.

4. Словарная разминка (4-5 мин.)

– Объясните смысл словосочетаний. Какой словарь поможет нам объяснить смысл словосочетаний? (Словарь устойчивых словосочетаний, словарь фразеологизмов)
– Какие слова называются антонимами? (Слова с противоположным значением)
– Какой словарь поможет нам при затруднении? (Словарь антонимов)

5. Психофизпауза(1-2 мин.)

6. Работа с текстом (10-15 мин.)

  • Подготовительная работа.

– Кто дома прочитал это произведение? Подымите руку.
– Какое впечатление произвела на вас дума Рылеева «Иван Сусанин»? (Дети делятся впечатлениями.)
– А теперь прочитаем думу.

  • Чтение произведения детьми.
  • Определение эмоционально – смыслового содержания в описании природы.

– Куда завел Сусанин врагов? Прочитаем описание леса.
– Какие чувства в этом описании передал поэт? (Создается тревожное состояние, но оно изменчиво – солнце « то ярко блеснет», «то скроется», «то тускло засветит». Напряжение усиливают и стоящие «не шелохнясь и дуб, и береза». Характеристика леса передает мрачное состояние: «все глуше и диче становится лес», его ветви склонились «угрюмо до самой земли», и все «мертво и глухо». Чувство безысходности и неизбежной смерти охватывает людей.)

  • Расширение словарного запаса.  Дети работают в парах, зачитывают значения слов.

– В тексте нам встречались разные слова. Объясните значение слов «Отчизна» и «правое дело». Что нам поможет? (Толковый словарь)

  • Выразительное чтение.

Чем насыщено произведение? (Диалогами) Как Вы думаете, почему?
– Кто и с кем ведёт диалог. Как будем читать? (Диалог с сыном – мягко, любя, строго. С врагами – спокойно, уверенно.)
– Прочитаем произведение по ролям. (Автор, враг, Сусанин, сын)

7. Итог урока (3-5 мин.)

– С каким произведением мы сегодня познакомились? (Дума «Иван Сусанин»)
– Можно ли назвать Ивана Сусанина русским героем? Почему? (Да. Рискуя жизнью, повел врагов в лес на гибель и известил царя об опасности.)
– Кто автор литературного произведения? Что Вы о нём узнали?
– С какой целью была написана автором дума «Иван Сусанин»?

8. Домашнее задание (1 мин.)

Страница 37, вопросы № 1, 5