Тема: К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» (отрывок).
Цели и задачи урока:
- Вспомнить о событиях начала XVII века. (Тема «Смутное время» изучается в 4 классе по окружающему миру)
- Определить элементы композиции и их роль в создании эмоционально-смыслового содержания произведения.
- Обогатить словарный запас учащихся.
- Развитие умения читать художественный текст по ролям.
Оборудование:
- для презентации: компьютер, проектор, экран;
- презентация (Приложение);
- толковый словарь.
- учебник «Литературное чтение» (автор Э.Э.Кац) 4 класс, часть 2
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (1 мин)
2. Сообщение темы урока (1 мин)
– Какую тему мы изучаем? (О прошлом
Родины)
– Сегодня мы познакомимся с произведением
К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин».
4. Актуализация полученных знаний (7-10 мин)
– Рылеев Кондратий Федорович родился 18
сентября 1795-1826 в Петербургской губернии в семье
армейского офицера, небогатого помещика. Получил
образование в кадетском корпусе в Петербурге.
Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт-декабрист. Все
его творчество проникнуто высокими идеалами,
чувством любви и восхищения народом. Жизнь
Рылеева была короткой, но насыщенной разными
событиями. В молодости он участвовал в
освободительной войне с Наполеоном, в 1823 году
вступает в тайное Северное Общество.
Один из наиболее активных участников
декабрьского восстания. В 1825году активно
участвовал в восстании на Сенатской площади
против царя.
Восстание было подавлено. Николай 1 расценил
деятельность Рылеева опасной. 13 июля 1826 года
Кондратий Федорович и еще 5 декабристов были
казнены.
Важное место в творчестве Рылеева
занимают стихотворения, которые называются
«ДУМА». В украинской народной поэзии ДУМОЙ
называли народные песни об исторических
событиях и народных героях.
По замыслу автора думы должны дать читателю
представление о русской истории и ее героях. В
думах отразились понятия поэта об общественном
долге и назначении человека.
Каждая дума Рылеева посвящена известному
историческому герою и чаще всего называется его
именем.
Иван Сусанин… Известно ли вам это имя? Что вы
знаете об этом человеке? (Дети отвечают.)
– Сегодня мы перенесемся с вами в начало XVII века.
Что происходило на Руси в этот период времени? (Борьба
с поляками)
Тяжелые времена пережила тогда Русь. В Москве,
как у себя дома, распоряжались польские
захватчики. В 1613 году на русский престол был
выбран 16-летний царь Михаил Романов. Поляки,
испугавшись, что это нарушит их планы захватить
Россию, решают погубить царя. Молодой царь
скрывается в Костроме. Русские люди не могли
мириться с произволом польских захватчиков.
Нужно было объединяться и подыматься на
защиту Руси и царя.
– Кто же начал собирать ополчение? (Кузьма
Минин)
– Кто был избран воеводой? (Пожарский)
Проявил себя в этой схватке Минин. Он во главе
конных воинов переправился через Москву – реку и
нанес неожиданный удар по врагу. Затем в бой
вступили основные силы ополчения под
командованием Пожарского. Поляки дрогнули и
побежали. Москва была освобождена.
– В думе «Иван Сусанин» Рылеев рассказывает нам
как раз о событиях начала XVII века. Какой же
поступок совершил Иван Сусанин, что в его честь
написана дума. Прежде чем мы начнем читать, как
всегда по традиции урок словарная разминка.
4. Словарная разминка (4-5 мин.)
– Объясните смысл
словосочетаний. Какой словарь поможет нам
объяснить смысл словосочетаний? (Словарь
устойчивых словосочетаний, словарь
фразеологизмов)
– Какие слова называются антонимами? (Слова с
противоположным значением)
– Какой словарь поможет нам при затруднении? (Словарь
антонимов)
5. Психофизпауза(1-2 мин.)
6. Работа с текстом (10-15 мин.)
- Подготовительная работа.
– Кто дома прочитал это произведение? Подымите
руку.
– Какое впечатление произвела на вас дума
Рылеева «Иван Сусанин»? (Дети делятся
впечатлениями.)
– А теперь прочитаем думу.
- Чтение произведения детьми.
- Определение эмоционально – смыслового содержания в описании природы.
– Куда завел Сусанин врагов? Прочитаем
описание леса.
– Какие чувства в этом описании передал поэт? (Создается
тревожное состояние, но оно изменчиво – солнце «
то ярко блеснет», «то скроется», «то тускло
засветит». Напряжение усиливают и стоящие «не
шелохнясь и дуб, и береза». Характеристика леса
передает мрачное состояние: «все глуше и диче
становится лес», его ветви склонились «угрюмо до
самой земли», и все «мертво и глухо». Чувство
безысходности и неизбежной смерти охватывает
людей.)
- Расширение словарного запаса. Дети работают в парах, зачитывают значения слов.
– В тексте нам встречались разные слова. Объясните значение слов «Отчизна» и «правое дело». Что нам поможет? (Толковый словарь)
- Выразительное чтение.
– Чем насыщено произведение? (Диалогами)
Как Вы думаете, почему?
– Кто и с кем ведёт диалог. Как будем читать? (Диалог
с сыном – мягко, любя, строго. С врагами –
спокойно, уверенно.)
– Прочитаем произведение по ролям. (Автор,
враг, Сусанин, сын)
7. Итог урока (3-5 мин.)
– С каким произведением мы сегодня
познакомились? (Дума «Иван Сусанин»)
– Можно ли назвать Ивана Сусанина русским
героем? Почему? (Да. Рискуя жизнью, повел врагов
в лес на гибель и известил царя об опасности.)
– Кто автор литературного произведения? Что Вы о
нём узнали?
– С какой целью была написана автором дума «Иван
Сусанин»?
8. Домашнее задание (1 мин.)
Страница 37, вопросы № 1, 5