"К школьному логопеду? С радостью!"

Разделы: Логопедия


«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...»

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Для школьного логопеда важно при первой встрече с учеником оставить о себе положительное впечатление, возбудить в ребенке интерес к занятиям. Знакомство должно пройти на высоком эмоциональном подъеме, и тогда дети с большим нетерпением будут ожидать следующей встречи с вами.

Поставьте себя на место ребенка. Задумайтесь, что может быть ему особенно приятно. Чего он ждет от вас?

Итак, ученик в первый раз переступает порог вашего кабинета. Первое впечатление – самое устойчивое. И прежде, чем начать говорить, улыбнитесь ребенку. Улыбка рождает доверие и понимание. Посмотрите своему гостю в глаза. Пусть ваш взгляд будет открытым и дружелюбным. Прямой зрительный контакт – отличный способ проявить искренность. Вы должны просто излучать «я рада, что ты сегодня пришел ко мне!».

Улыбка, визуальный контакт. Теперь самое время для спокойного, доброжелательного приветствия.

Представьтесь, предложите ребенку осмотреться. Не торопите ребенка. Найдите предмет, который наверняка заинтересует вашего гостя и о котором он с удовольствием поговорит. Меня в этом случае всегда выручают игровые пособия LOGO-Verlag.

Главная цель разговора – заинтересовать ребенка, поэтому лучше всего начать с вопроса. После того, как вы задали вопрос или высказали ваше мнение, внимательно выслушивайте ответ. Мы произносим примерно 120 слов в минуту, однако способны воспринимать до 400 слов. Поэтому очень важно не отвлекаться от того, что говорит ребенок, иначе нить беседы будет потеряна. Будьте с ребенком ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, стремитесь полностью сосредоточиться на его словах. Думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он – интерес к тому, что делает.

Обязательно объясняйте ребенку цель посещения логопедического кабинета. Используйте короткие, четко построенные фразы.

Обоюдная симпатия является важнейшей основой для долгосрочного сотрудничества. Вспомните врачей, у которых вам доводилось лечиться. Вам гораздо больше нравится иметь дело с теми, которые вызывают ваше доверие, создавая своим позитивным настроением ощущение комфорта. Чудесно, если у ребенка с личностью логопеда будут ассоциироваться слова Чехова о воспитанном человеке: «..они уважают человеческую личность, а поэтому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы». Важно, чтобы между вами и ребенком установилось взаимопонимание. 

На позитивное отношение учеников к логопедическим занятиям влияет и цветовое оформление помещения. Персиковый цвет идеально подходит для кабинета. Он создает теплое, отзывчивое, гостеприимное и заботливое настроение.

Стенды в кабинете хорошо выделить ярко оранжевым цветом. Самые яркие оттенки оранжевого цвета ассоциируются с общительностью, весельем, энергичностью. Независимые характеристики этого цвета: активность, энергетика, привлекательность.

В оформлении наглядных пособий можно использовать желтый цвет. Гёте называл его самым близким цветом к свету.«Опыт учит нас, что желтый цвет производит исключительно теплое и комфортное впечатление. Желтый цвет сразу же привлекает взгляд, радует сердце, поднимает настроение и согревает душу» («Теория цветов», Вольфганг фон Гёте).

Акценты в кабинете лучше сделать красным цветом. Это самый стимулирующий цвет в природе. Он считается вторым по силе цветов следом за черным. Красный цвет первым бросается в глаза и немедленно привлекает наше внимание. Его невозможно не заметить. Он теплый, живой и энергичный.

Наши глаза ищут цветового баланса в окружающей среде, и зеленые растения в кабинете, оформленном в теплых тонах, просто необходимы. Большинству людей зеленый цвет напоминает о природе. Он настолько широко распространен, что мы постоянно его используем в качестве фона для других цветов. Индийские мистики зеленый называли «великим гармонизатором». Древние римляне знали, что зеленый цвет благотворно действует на глаз. Позитивная реакция человеческого зрения на зеленый цвет была научно доказана.

В светлом, просторном, красочно оформленном кабинете ребенок почувствует, что попал в дружелюбный мир. Заметьте, что ребенок, пришедший в бесцветный унылый кабинет, внутренне «уволился» уже в свой первый приход!

Для большинства из нас необходимо стабильное рабочее место. И детям оно тоже важно. Хорошо также, когда у каждого на парте есть свой набор (ручки разных цветов, простой карандаш, фломастер, ластик, забавные яркие магниты, которые дети вывешивают на магнитную доску после каждого выполненного задания, наборы для фонетического разбора). Это мелочи, которые ничего не стоят, но которые создают исключительность кабинета, ту самую уникальность, которая и притягивает детей.

Не забывайте о радости! Мы должны развивать «A passion for the little uncopiable things» (страсть к неповторимым мелочам (англ.)). И тогда вы никогда не окажитесь в положении, когда надо уговаривать учеников идти к вам на занятия.

Давайте посмотрим на процесс глазами учеников. Что же для них важно?

На первом месте – признание логопедом хорошо выполненной учеником работы («Посмотрите, я это правильно сделал?»). О значении похвалы много писал Дейл Карнеги. Если мы не будем выделять и признавать детские успехи, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно. Дети любят быть в центре внимания. Признание и внимание – это именно то, что составляет основу работы с коррекционными детьми. Замечайте любой, даже самый маленький успех. Сравнивайте работы ребенка с его прежними работами. Показывайте ему улучшение, поддерживайте его. Главное, чтобы ученик поверил в себя. «Совет всем взрослым, имеющим дело с детьми: не бойтесь хвалить ребенка» (А. Маркуша).

Хвалите ребенка постоянно, даже если у него что-то не получается. Слова одобрения придают силу и веру, что всё получится. «Доброе слово – половина счастья» (пословица).

Поощрение – это важный элемент психотерапии, оно выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т.д.) формах. Поощрять ребенка надо чаще,  естественней и способами, которые больше всего ему нравятся. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда.

На второе место дети ставят точное знание цели тех действий, выполнения которых от них ждут. Надо объяснять ученику, зачем он должен выполнять то или иное задание в доступной ему форме.

На третьем месте – внимательное отношение педагога к личным заботам ученика. Если у ребенка возникает какая-то личная проблема, он хотел бы соучастия педагога и товарищей в ее решении. «Разделенное горе уменьшается вдвое, а разделенная радость вдвое усиливается (пословица).

Логопедические занятия не должны дублировать школьные. Задачей логопеда является не оценка знаний ребенка, а помощь ему. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься» (китайская пословица). Мы все боимся ошибок, а наши дети особенно. Важно, чтобы ребенок понял наше дружелюбное отношение к ошибкам. Должно быть принято за правило: наши оценки касаются только действий и никогда не касаются стоящих за этим людей.

Дети в своем большинстве очень не любят писать. Из-за большого количества ошибок и бесконечных помарок тетради детей пестрят исправлениями красной ручкой педагога. Из-за многих неудач гаснет желание бороться и преодолевать учебные трудности. Мне нравится, когда ученики выполняют работы простым карандашом (он обязательно должен быть стандартной длины, граненым, не очень мягким) и имеют возможность в любой момент использовать ластик. Ведь желание исправить – начало формирования самоконтроля.

Задания должны быть посильными и не требовать от ребенка слишком сильного напряжения (если нет физиологического обеспечения, то старания приводят к неврозам). Мозг у ребенка пластичен. Компенсаторные возможности велики. Прежде чем начинать занятия с ребенком, вы должны хорошо разобраться в его проблемах, выявить не только слабые звенья, чтобы знать, с чем работать, но и сильные – на что вы будете опираться. Совместная работа со школьным психологом быстрее поможет вам разобраться в индивидуальных особенностях ваших подопечных. Четко определите сохранные стороны развития ребенка – то, что у него хорошо получается. На них вы будете опираться во время работы. Дети сами определяют размеры своей нагрузки, темп и работоспособность. И не бойтесь, что ученики «расслабятся». Надо только правильно выбрать темп занятия. Цейтнот провоцирует у детей состояние возбуждения или торможения. Особое внимание обратить нужно на время ожидания ответов.

Форма занятий должна быть не только доступной, но и привлекательной. Задача логопеда – сделать обучение максимально интересным. Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро утомляет их. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Например, прием «Удивляй!». Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес детей в течение длительного отрезка времени. Добиться этого также позволяет прием «Отсроченная отгадка». Загадка, удивительный факт дается в конце занятия, чтобы начать с нее следующую встречу.

Поддержание постоянного интереса к занятиям обеспечивается также через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала, через игровые, двигательные моменты. Ребенок ждет, что на каждом занятии будет что-то необычное, то, чего он еще не делал. Не разочаровывайте маленького человека! Замечательно, когда каждое упражнение оформлено красочной заставкой. Но будьте умеренны в использовании яркой эмоциональной информации, красочных наглядных примеров, так как в памяти детей может остаться лишь эта дополнительная, несущественная информация.

Если вы начинаете мотивировать своих учеников на получение удовольствия от учебы, то не забудьте, пожалуйста, при этом и о себе. Организуйте свою работу как приятное времяпрепровождение, и избавьтесь от мысли, что работа это тяжелый труд. Мы проводим на работе около трети своей жизни. Надо найти в работе максимум позитивных аспектов и сосредоточиться на них! Ваш внешний вид так же важен для вашего позитивного мировосприятия, как и ваша уверенность в своей квалификации и способностях. Работайте со страстью и с любовью к самому себе!