"Чудо природы во всех отношениях"

Разделы: География


Цель урока: Углубление знаний о Байкале.

Задачи:

  • Изучение особенностей природы Байкала;
  • Развитие навыков работы с дополнительным материалом, составления презентаций на основе данного материала, самостоятельной работы формирование критического мышления;
  • Формировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к озеру, развивать экологическое сознание и патриотические чувства, показывая его красоту.
  • Формирование экологического сознания, эстетического воспитания, чувства любви к родной природе.

Форма проведения: педагогическая мастерская, используемая технология – технология развития критического мышления.

Оборудование: географические атласы 8 класс, большой контур Байкала (чистый, для оформления материала), 2 рисунка бочек, презентация по теме урока, раздаточный материал, 2 ноутбука для индивидуальной работы учащихся, 1 ноутбук для учителя, мультимедийный проектор.

Ход урока

Оформление: на доске прикреплены 2 рисунка бочек, на партах цветные изображения рыб: осетр, омуль, таймень, хариус, голомянка, широколобка, листы с заданиями.

Звучит спокойная музыка.

1 этап: Определение темы урока. Эмоциональный настрой.

Учитель: “Посмотрел господь: неласковая вышла земля…. Как бы не стала она на него обижаться!...И чтоб не держала обиды, взял и вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него”. Это легенда о чуде, о чуде природы во всех отношениях и тема урока сегодня “Чудо природы во всех отношениях”, о каком чуде пойдет речь и, какую меру щедрот послал господь на Землю?

Подсказка: Этот объект имеет несколько названий. Эвенки называли его Лама, что значит море, китайцы называли его “Северное море”, буряты – “Огненное озеро”, алтайцы – “Золотое озеро”, а по-якутски – это “Богатое озеро”.

– Конечно это озеро Байкал.

– Символом Байкала является простая бочка, как вы думаете почему?

– Это омулевая бочка. Омуля в Байкале было так много, что его ловили бочками.

2 этап: – Мы с вами тоже попробуем заполнить эти бочки. На столах у вас лежат контуры рыбок, запишите на них, что вы знаете о Байкале. (Учащиеся записывают только то, что они знают о Байкале на данный момент)

Проверяется работа, и на доску в первую бочку прикрепляются рыбки, а учащиеся озвучивают свои записи.

– Много ли вы знаете? Нет немного.

– Байкал – одно из неповторимых чудес планеты, наша гордость. И поэтому сегодня мы познакомимся с ним поближе, узнаем в каких отношениях он является чудом.

– А что бы вы хотели узнать о Байкале? Учащиеся называют……

3 этап: Самостоятельная работа учащихся в микрогруппах.

– Сегодня мы с вами проведем творческий поиск по следующим направлениям:

  1. Особенности котловины,
  2. уникальность воды озера,
  3. особенности природы,
  4. органический мир.

А итогом работы у нас будет карта, которую вы сами составите (вывешивается чистый контур Байкала)

– У каждого на столах есть свои задания, которые вы должны выполнить.

Работают 5 групп.

1 группа. Работает по теме “Происхождение озера и его рельеф”

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом “Котловина озера”, из предложенных карточек выберите те, которые относятся к вашей теме, определите, где вы их будете прикреплять на контуре Байкале;
  2. Выберите и подчеркните в тексте предложения, отражающие главную мысль всего отрывка;
  3. Расскажите об этом всему классу, показывая на карте, то о чем рассказываете.

2 группа. Работает на компьютере, составляют презентацию по теме “Примечательные места Байкала”

Задание:

  1. На Рабочем столе компьютера откройте папку “Примечательные места” и используя предложенный рисунок и текстовую информацию, подготовленный учителем слайд, составьте карту примечательных мест Байкала, обозначьте расположение указанных мест.
  2. Подготовьте краткий рассказ о них.

3 группа. Работает по теме “Уникальность воды озера”.

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом “Уникальность воды озера”, из предложенных карточек выберите те, которые относятся к вашей теме, определите, где вы их будете прикреплять к контуру Байкала;
  2. Выберите и подчеркните в тексте предложения, отражающие главную мысль всего отрывка;
  3. Расскажите об этом всему классу, показывая на карте нужную информацию.

4 группа. Работает по теме “Особенности климата Байкала”.

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом “Особенности климата Байкала”, из предложенных карточек выберите те, которые относятся к вашей теме, определите, где вы их будете прикреплять к контуру Байкала;
  2. Выберите и подчеркните в тексте предложения, отражающие главную мысль всего отрывка;
  3. Расскажите об этом всему классу, показывая на карте нужную информацию.

5 группа. Работает на компьютере, составляют презентацию по теме “Ветры Байкала”.

Задание:

  1. На Рабочем столе компьютера откройте папку “Ветры Байкала” и используя текстовую информацию о ветрах и подготовленные слайды, на карте Байкала расставьте стрелки с ветрами, указав их направления.
  2. Подготовьте краткий рассказ о каждом ветре.

(Учащиеся выполняют индивидуальные задания в микрогруппах: 2 группы работают на компьютерах и дорабатывают предложенную учителем презентацию по темам: “Примечательные места Байкала” и “Ветры Байкала”. (Приложение 1, Приложение 2) Остальные отбирают материал для составления карты и заполняют листы с информацией по теме: 1) Особенности котловины Байкала, 2) Уникальность воды озера, 3) Особенности климата. (время работы 5 мин), в это время звучит музыка.)

4 этап: Выступления учащихся.

– Начнем путешествие по Байкалу. И сначала познакомимся с Особенностями котловины Байкала. Выступает 1 группа “Особенности котловины Байкала” и к контуру прикрепляет информацию

Выступает 2 группа “Примечательные места”, показывает доработанную презентацию, которая выводится мультимедийным проектором на экран через учительский компьютер.

Выступает 3 группа “Уникальность воды озера”, на контур прикрепляют свою информацию о особенностях воды .

Выступает 4 группа “Особенности климата”. Прикрепляют информацию на контур.

Выступает 5 группа “Ветры Байкала”, показывает доработанную презентацию, которая выводится мультимедийным проектором на экран через учительский компьютер.

5 этап: Решение проблемный задач.

– Продолжим работу. У нас остался один вопрос, не менее интересный – это органический мир Байкала. В Байкале живет более, чем 2630 видов животных и растений. 65% обитателей – эндемики (встречающиеся только в данном месте).

– На столах у вас нарисованные рыбки представители Байкала, сравните со слайдом, на котором изображены основные представители рыб Байкала: осетр, омуль, таймень, хариус, голомянка, широколобка,

– Но есть среди них наиболее интересные (появляется слайд с голомянкой, рачком эпишурой, пресноводными губками, нерпой)

– На столах у вас желтые листочки, на которых записаны слова – ассоциации, связанные каким –то образом с этими представителями, вам надо определить с каким из них связаны слова и предположить значение каждого слова.

Работают 4 группы, учащиеся обсуждают, предложенные слова. Они должны определить, к какому представителю они относятся, и попробовать объяснить каким образом.

1 группа: море, долгожитель, рыбоед, пресная вода (нерпа)
2 группа: неподвижность, биофильтр, кремний, ветка (пресноводные губки)
3 группа: планктон, фильтр, чистота, кислород (эпишура)
4 группа: живородящая, стрекоза, жир, лекарство (голомянка)

Затем высказывают свои предположения, а на слайде появляется информация о них.

На слайде появляется надпись SOS и звучит сигнал.

– Что случилось ребята? Что это означает? Это означает, что Байкал в опасности! За уникальность природы Байкал в 1996 г. был внесен Всемирной организацией ЮНЕСКО в список 506 природных объектов Всемирного наследия. Но вся эта уникальность находиться под угрозой исчезновения из-за хозяйственной деятельности человека. Какие проблемы, и, какая опасность грозит Байкалу. Учащиеся называют.

На слайде появляются картинки с изображением проблем. (Целлюлозно-бумажный комбинат, сточные воды, расположение городов на берегу рек и озера, железная дорога) к чему приводит загрязнение? Гибель рыбы и рачка эпишуры!(слайды гибель рыбы и эпишупа)

– Чтобы сохранить это чудо природы людям необходимо услышать сигналы бедствия и не быть равнодушными. Берегите уникальное чудо, помните, чудеса не повторяются!

6 этап: подведение итогов работы. Рефлексия.

– Итак, давайте подведем итоги. Все ли вопросы мы рассмотрели? Получилась ли у нас с вами карта о. Байкал? (Итог работы см. Рис. 1)  Вернемся теперь к нашим бочкам. На столах у вас еще остались рыбки, напишите на них, что вы узнали сегодня о Байкале и о каких чудесах шла речь. (Рыбки прикрепляются ко второй бочке и учащиеся озвучивают свои записи, высказывают свои мысли, идеи.).

Рис. 1

Учитель. Заключительное стихотворение на фоне меняющихся слайдов.

Чистой-чистой хрустальной чашей
Он лежит меж обрывистых скал,
Голубая жемчужина наша,
Легендарное море Байкал!

Приложение 3