Цель: обобщение и систематизация знаний о птицах, через игры, конкурсы, развитие эмоциональной сферы: уверенность в своих силах, самостоятельность; воспитание эстетических взглядов, творческого начала личности.
Мероприятие рассчитано на учащихся 3–4-х классов, но применимо и для среднего возраста. Для проведения этого мероприятия необходимо просторное помещение, где можно свободно провести некоторые задания. Все игры и задания в этом мероприятии связаны с птицами и о птицах. В мероприятии используются записи голосов птиц, видеослайды о птицах, сведения о Красной книге.
Оформление: на стене – название мероприятия: “ КВН – птичьи разговоры”, иллюстрации, фотографии с изображением птиц, экспонаты с выставок – сделанные руками детей птички в разных техниках.
Предварительная работа: экскурсии в эколого-биологический центр, знакомство с жизнью птиц, разучивание пословиц и поговорок о птицах, разгадывание загадок, изготовление поделок, сувениров, участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Домашнее задание: инсценировать одну из басен И.Крылова, герои которой птицы.
Оборудование: интерактивная доска или мультимедиа, мелодичная музыка, голоса птиц.
План мероприятия:
- Организационный момент.
- Основная часть: конкурсы, работа в командах. игры с болельщиками, задания.
- Заключительная часть: обобщения, выводы, награждения победителей “ КВН – птичьи разговоры”.
Ход мероприятия
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня собрались на КВН “Птичьи разговоры”. Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных, – воздушное пространство.
Сегодня на нашей встрече присутствуют команды из разных школ, с которыми сейчас познакомимся.
Конкурс № 1: “ Приветствие” (Представление команд, название, девиз)
Ведущая: Вот мы и познакомились с командами. А теперь я вам представлю жюри, которое будет оценивать ваше выступление. (Представление жюри)
Начнем КВН с традиционной разминки. На представленных видеоматериалах командам предлагаются вопросы о птицах. Правильность ответа проверяется на слайде.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4
Конкурс № 2: “Разминка” (см. Приложение на диске)
Вопросы:
- Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
- Какая птица самая быстрая? (Стриж)
- Какая птица летает выше всех? (Орел)
- Какая птица самая большая в мире? (Страус)
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла до 15 см)
- У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)
Мы продолжаем игру. В следующем конкурсе потребуются ваша выдумка и мастерство юного художника. Про птиц написано много книг и вы знакомы со многими из них. Вам предстоит нарисовать обложку к одной из них, название которой указано на карточке. Карточки: “Курочка ряба”, “Гуси – лебеди”, “Лиса и журавль”, “Серая шейка”, “Кот, петух и лиса”, “Ворона и лисица”, “Сказка о золотом петушке”, “Кукушка и петух”, “Лягушка путешественница”, “Петушок и бобовое зернышко”.
Конкурс № 3: “Юный художник” (см. Приложение № 1)
Ведущая: Пока команды работают, задание для болельщиков.
Конкурс № 4: “Болельщиков” (см. Презентация на диске)
Вопросы:
- Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)
- Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинакова)
- Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)
- Какая птица имеет самый длинный хвост? (Сорока)
- Где синицы вьют свои гнезда? (В дуплах деревьях)
- Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков, личинок)
- Какой длины достигают крылья гуся? (До 1,5 м)
- Когда гуси бывают особенно агрессивными? (Когда появляются гусята)
- Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под своими крыльями)
- Назовите любимое лакомство аистов? (Лягушки)
- Гнездо, какой птицы висит над самой водой на конце ветки в виде мягкого мешочка? (Ремез)
Ведущая: Команды прекрасно справились с заданием “ Юный художник”, так же как и болельщики. Вы показали, что хорошо знаете птиц и их повадки. Как много есть пословиц и поговорок о птицах или с упоминанием их повадок. В следующем конкурсе вам необходимо вспомнить и найти продолжение пословице.
Конкурс № 5 “ Пословицы и поговорки о птицах” (см. Приложение на диске)
- Всяк кулик –
свое зерно любит
свое болото хвалит
знает свое место - Лучше синица в руке – чем
дятел в дупле
чем утка в пруду
чем журавль в небе - Слово не воробей –
не выбросишь в окошко
вылетит, не поймаешь
упорхнет, не узнаешь - Любит кукушка –
покушать немножко
хлебные крошки
чужие гнезда считать - Спорила галка с вороном –
кто белей
кто черней
кто мудрей - Гусь свинье –
не товарищ
дорогой гость
лучший друг - Всякая птица –
к зиме улетает
пером гордится
к реке прилетает - Сорока без причины –
не пляшет
не каркает
не стрекочет
Конкурс № 6 “А, ну-ка, прочитай!” (см. Приложение на диске)
Ведущая: Участники игры должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее. Ответ проверяется на слайде.
Конкурс № 7 “Типография” (см. Приложение 2)
Ведущая: Каждая команда получает 15 карточек со следующими буквами: А, В, Г, Е, И, К, Л, Н, О, П, Р, С, Ц, Ч, Я. На экране появляется загадка, вы должны ее отгадать, и как можно быстрее встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Баллы достаются команде, которая быстрее составит слово. Отгадку проверяем на экране.
Ведущая: Пока жюри подводит итоги предыдущих конкурсов, мы предлагаем командам подготовиться к показу домашнего задания. Порядок выступления определит жеребьевка. Итак, тема “ Птицы”. Вам было предложено инсценировать одну из басен И.Крылова, среди героев которой есть птицы.
Конкурс № 8 “ Домашнее задание”
Ведущая: Очень интересно и творчески вы подошли к выполнению домашнего задания. Давайте предоставим слово жюри.
Конкурс № 9 “ Узнай по описанию” (см. Приложение на диске)
Ведущая: На слайдах представлено описание птиц для каждой команды. Вам предстоит ответить о какой птице идет речь. Ответ проверяется на экране .
Конкурс № 10 “ Узнай по голосу” (см. Приложение на диске)
Ведущая: Вам предстоит по голосу отгадать птицу . Ответ проверяется на экране.
Ведущая: Слово предоставляется жюри. Они подведет итоги прошедших конкурсов. (Выступление членов жюри)
Конкурс № 11 “ О чем говорят наши фамилии”
Ведущая: Ну, вот и наступило время для конкурса капитанов. Капитанов просим на сцену. Вам предстоит вспомнить фамилии, которые произошли от птиц. Конкурс для команд: пока капитаны работают, команды набирают дополнительные “ баллы”.
Конкурс № 12 “ Четвертый лишний” (см. Приложение на диске)
- Три птицы из перечисленных – зимующие, а одна перелетная. Какая именно?
- Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая?
- Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая?
- Одна из птиц – не хищная. Какая?
- Среди представленных птиц – одна лишняя. Какая?
- Среди представленных птиц одна лишняя. Какая?
Ведущая: Все мы, взрослые и дети любим сказки. И сейчас мы проведем конкурс на лучшее знание сказок. Командам будут предложены рисунки с изображением героев разных сказок. Вспомните и назовите их.
Конкурс № 13 “ Назови сказку” (см. Приложение 3)
Ведущая: Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам потанцевать.
Танец “ Маленьких утят”
Ведущая: Вот мы и размялись, отдохнули. У меня вопрос. Ребята, кто знает, что это за книга? (показ). Для чего она нужна? (ответы детей). Красная книга – название обобщающих списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Красная книга в нашей стране была учреждена в 1974 году. В настоящее время появилась Зеленая книга, в нее внесены списки тех животных и растений, которые были на грани исчезновения, но люди приложили усилие, в увеличении этих видов создавая им условия. Но есть еще черные страницы – это те виды, которые навсегда исчезли с лица земли. Птиц живущих на нашей земле насчитывается около 8600 видов. На территории нашей страны встречается 750 видов птиц. К сожалению, с 1600 года полностью исчезло 94 вида птиц, которых мы уже никогда не увидим. А 187 видов находятся на грани вымирания. Наша с вами задача и гражданский долг охранять птиц и растения от вымирания. Зимой самое трудное время для птиц. И наша с вами задача помочь нашим пернатым друзьям. А как мы можем им помочь? (ответы детей).
Ну, а теперь подведем итоги нашего конкурса. Предоставляется слово членам жюри (выступление жюри).
Ведущая: А сейчас приятная часть нашей встречи – награждение победителей “КВН – птичьи разговоры”. Награждение команд. На этом мероприятие заканчивается. До свидания, до новых встреч!
Литература для педагога
- Афонькин С., Афонькина Е. Игрушки из бумаги – Издательский дом ЛИТЕРА С-Пб., 2004.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей, Ярославль "Академия развития", 2001
- Винокурова Н. Подумаем вместе. – Москва РОСТ 2002.
- Иваницкий В.В. Я познаю мир Птицы. – М. Астрель,2000 г.
- Нилова Т. Загадки скороговорки. – М “АСТ– ПРЕСС”, 1997 г.
- Пашнина В.М. Игры и задания для умников и умниц к дням школьных наук. – Ростов-на-Дону “феникс”, 2006 г.
- Щеповских А.И. Красная книга Республики Татарстан – Казань. “Идель – пресс” 2006 г.
- www. Ecosystema. Ru
Литература для детей
- Аксенова М. Энциклопедия для детей – М. 2007 г.
- Бианки В. Повести и рассказы о природе Повести и рассказы о природе. – М. Издательство “Правда”, 1988 г.
- Бугаев А. Птицы – С.-Петербург “БКК”, 2007 г.
- Варно Ж. Моя первая энциклопедия Животные. – М. “Омега,2008 г.
- Детская энциклопедия, "Росмэн", 1994 г.
- “Страна загадок”. – Ростов-на-Дону, издательство Ростовского университета, 1993.
- Стив Паркер Планета животных. – М. “Махаон” 2008 .
- Тимохов В.И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. – СПб., "ТРИЗ-ШАНС", 1996.