Внеклассное мероприятие "КВН – птичьи разговоры"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: обобщение и систематизация знаний о птицах, через игры, конкурсы, развитие эмоциональной сферы: уверенность в своих силах, самостоятельность; воспитание эстетических взглядов, творческого начала личности.

Мероприятие рассчитано на учащихся 3–4-х классов, но применимо и для среднего возраста. Для проведения этого мероприятия необходимо просторное помещение, где можно свободно провести некоторые задания. Все игры и задания в этом мероприятии связаны с птицами и о птицах. В мероприятии используются записи голосов птиц, видеослайды о птицах, сведения о Красной книге.

Оформление: на стене – название мероприятия: “ КВН – птичьи разговоры”, иллюстрации, фотографии с изображением птиц, экспонаты с выставок – сделанные руками детей птички в разных техниках.

Предварительная работа: экскурсии в эколого-биологический центр, знакомство с жизнью птиц, разучивание пословиц и поговорок о птицах, разгадывание загадок, изготовление поделок, сувениров, участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

Домашнее задание: инсценировать одну из басен И.Крылова, герои которой птицы.

Оборудование: интерактивная доска или мультимедиа, мелодичная музыка, голоса птиц.

План мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть: конкурсы, работа в командах. игры с болельщиками, задания.
  3. Заключительная часть: обобщения, выводы, награждения победителей “ КВН – птичьи разговоры”.

Ход мероприятия

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня собрались на КВН “Птичьи разговоры”. Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных, – воздушное пространство.

Сегодня на нашей встрече присутствуют команды из разных школ, с которыми сейчас познакомимся.

Конкурс № 1: “ Приветствие” (Представление команд, название, девиз)

Ведущая: Вот мы и познакомились с командами. А теперь я вам представлю жюри, которое будет оценивать ваше выступление. (Представление жюри)

Начнем КВН с традиционной разминки. На представленных видеоматериалах командам предлагаются вопросы о птицах. Правильность ответа проверяется на слайде.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4

Конкурс № 2: “Разминка” (см. Приложение на диске)

Вопросы:

  1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
  2. Какая птица самая быстрая? (Стриж)
  3. Какая птица летает выше всех? (Орел)
  4. Какая птица самая большая в мире? (Страус)
  5. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла до 15 см)
  6. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

Мы продолжаем игру. В следующем конкурсе потребуются ваша выдумка и мастерство юного художника. Про птиц написано много книг и вы знакомы со многими из них. Вам предстоит нарисовать обложку к одной из них, название которой указано на карточке. Карточки: “Курочка ряба”, “Гуси – лебеди”, “Лиса и журавль”, “Серая шейка”, “Кот, петух и лиса”, “Ворона и лисица”, “Сказка о золотом петушке”, “Кукушка и петух”, “Лягушка путешественница”, “Петушок и бобовое зернышко”.

Конкурс № 3: “Юный художник” (см. Приложение № 1)

Ведущая: Пока команды работают, задание для болельщиков.

Конкурс № 4: “Болельщиков” (см. Презентация на диске)

Вопросы:

  1. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)
  2. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинакова)
  3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)
  4. Какая птица имеет самый длинный хвост? (Сорока)
  5. Где синицы вьют свои гнезда? (В дуплах деревьях)
  6. Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков, личинок)
  7. Какой длины достигают крылья гуся? (До 1,5 м)
  8. Когда гуси бывают особенно агрессивными? (Когда появляются гусята)
  9. Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под своими крыльями)
  10. Назовите любимое лакомство аистов? (Лягушки)
  11. Гнездо, какой птицы висит над самой водой на конце ветки в виде мягкого мешочка? (Ремез)

Ведущая: Команды прекрасно справились с заданием “ Юный художник”, так же как и болельщики. Вы показали, что хорошо знаете птиц и их повадки. Как много есть пословиц и поговорок о птицах или с упоминанием их повадок. В следующем конкурсе вам необходимо вспомнить и найти продолжение пословице.

Конкурс № 5 “ Пословицы и поговорки о птицах” (см. Приложение на диске)

  1. Всяк кулик –
    свое зерно любит
    свое болото хвалит
    знает свое место
  2. Лучше синица в руке – чем
    дятел в дупле
    чем утка в пруду
    чем журавль в небе
  3. Слово не воробей –
    не выбросишь в окошко
    вылетит, не поймаешь
    упорхнет, не узнаешь
  4. Любит кукушка –
    покушать немножко
    хлебные крошки
    чужие гнезда считать
  5. Спорила галка с вороном –
    кто белей
    кто черней
    кто мудрей
  6. Гусь свинье –
    не товарищ
    дорогой гость
    лучший друг
  7. Всякая птица –
    к зиме улетает
    пером гордится
    к реке прилетает
  8. Сорока без причины –
    не пляшет
    не каркает
    не стрекочет

Конкурс № 6 “А, ну-ка, прочитай!” (см. Приложение на диске)

Ведущая: Участники игры должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее. Ответ проверяется на слайде.

Конкурс № 7 “Типография” (см. Приложение 2)

Ведущая: Каждая команда получает 15 карточек со следующими буквами: А, В, Г, Е, И, К, Л, Н, О, П, Р, С, Ц, Ч, Я. На экране появляется загадка, вы должны ее отгадать, и как можно быстрее встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Баллы достаются команде, которая быстрее составит слово. Отгадку проверяем на экране.

Ведущая: Пока жюри подводит итоги предыдущих конкурсов, мы предлагаем командам подготовиться к показу домашнего задания. Порядок выступления определит жеребьевка. Итак, тема “ Птицы”. Вам было предложено инсценировать одну из басен И.Крылова, среди героев которой есть птицы.

Конкурс № 8 “ Домашнее задание”

Ведущая: Очень интересно и творчески вы подошли к выполнению домашнего задания. Давайте предоставим слово жюри.

Конкурс № 9 “ Узнай по описанию” (см. Приложение на диске)

Ведущая: На слайдах представлено описание птиц для каждой команды. Вам предстоит ответить о какой птице идет речь. Ответ проверяется на экране .

Конкурс № 10 “ Узнай по голосу” (см. Приложение на диске)

Ведущая: Вам предстоит по голосу отгадать птицу . Ответ проверяется на экране.

Ведущая: Слово предоставляется жюри. Они подведет итоги прошедших конкурсов. (Выступление членов жюри)

Конкурс № 11 “ О чем говорят наши фамилии”

Ведущая: Ну, вот и наступило время для конкурса капитанов. Капитанов просим на сцену. Вам предстоит вспомнить фамилии, которые произошли от птиц. Конкурс для команд: пока капитаны работают, команды набирают дополнительные “ баллы”.

Конкурс № 12 “ Четвертый лишний” (см. Приложение на диске)

  1. Три птицы из перечисленных – зимующие, а одна перелетная. Какая именно?
  2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая?
  3. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая?
  4. Одна из птиц – не хищная. Какая?
  5. Среди представленных птиц – одна лишняя. Какая?
  6. Среди представленных птиц одна лишняя. Какая?

Ведущая: Все мы, взрослые и дети любим сказки. И сейчас мы проведем конкурс на лучшее знание сказок. Командам будут предложены рисунки с изображением героев разных сказок. Вспомните и назовите их.

Конкурс № 13 “ Назови сказку” (см. Приложение 3)

Ведущая: Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам потанцевать.

Танец “ Маленьких утят”

Ведущая: Вот мы и размялись, отдохнули. У меня вопрос. Ребята, кто знает, что это за книга? (показ). Для чего она нужна? (ответы детей). Красная книга – название обобщающих списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Красная книга в нашей стране была учреждена в 1974 году. В настоящее время появилась Зеленая книга, в нее внесены списки тех животных и растений, которые были на грани исчезновения, но люди приложили усилие, в увеличении этих видов создавая им условия. Но есть еще черные страницы – это те виды, которые навсегда исчезли с лица земли. Птиц живущих на нашей земле насчитывается около 8600 видов. На территории нашей страны встречается 750 видов птиц. К сожалению, с 1600 года полностью исчезло 94 вида птиц, которых мы уже никогда не увидим. А 187 видов находятся на грани вымирания. Наша с вами задача и гражданский долг охранять птиц и растения от вымирания. Зимой самое трудное время для птиц. И наша с вами задача помочь нашим пернатым друзьям. А как мы можем им помочь? (ответы детей).

Ну, а теперь подведем итоги нашего конкурса. Предоставляется слово членам жюри (выступление жюри).

Ведущая: А сейчас приятная часть нашей встречи – награждение победителей “КВН – птичьи разговоры”. Награждение команд. На этом мероприятие заканчивается. До свидания, до новых встреч!

Литература для педагога

  1. Афонькин С., Афонькина Е. Игрушки из бумаги – Издательский дом ЛИТЕРА С-Пб., 2004.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей, Ярославль "Академия развития", 2001
  3. Винокурова Н. Подумаем вместе. – Москва РОСТ 2002.
  4. Иваницкий В.В. Я познаю мир Птицы. – М. Астрель,2000 г.
  5. Нилова Т. Загадки скороговорки. – М “АСТ– ПРЕСС”, 1997 г.
  6. Пашнина В.М. Игры и задания для умников и умниц к дням школьных наук. – Ростов-на-Дону “феникс”, 2006 г.
  7. Щеповских А.И. Красная книга Республики Татарстан – Казань. “Идель – пресс” 2006 г.
  8. www. Ecosystema. Ru

Литература для детей

  1. Аксенова М. Энциклопедия для детей – М. 2007 г.
  2. Бианки В. Повести и рассказы о природе Повести и рассказы о природе. – М. Издательство “Правда”, 1988 г.
  3. Бугаев А. Птицы – С.-Петербург “БКК”, 2007 г.
  4. Варно Ж. Моя первая энциклопедия Животные. – М. “Омега,2008 г.
  5. Детская энциклопедия, "Росмэн", 1994 г.
  6. “Страна загадок”. – Ростов-на-Дону, издательство Ростовского университета, 1993.
  7. Стив Паркер Планета животных. – М. “Махаон” 2008 .
  8. Тимохов В.И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. – СПб., "ТРИЗ-ШАНС", 1996.