Цель: формирование у детей этической культуры.
Задачи:
- Познакомить с правилами вежливости в гостях.
- Закрепить с учащимися формы вежливых общений друг к другу.
- Воспитание у школьников уважительного, доброжелательного отношения к людям, взаимопомощи и желания хорошо учиться.
Оборудование: на доске размещена карта страны Вежливых слов, листы с пословицами, воздушные шары, костюмы сказочных героев, бумажный “Цветик – семицветик”, записи песен “Волшебник-недоучка” музыка. А.Зацепина, слова Л.Дербенева, “Улыбка” музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского.
Действующие лица:
- Фея Доброты
- Буратино
- Фонарщик
- Принц Этикет
- Мальчик Вежа.
Буратино сидит за столом и учит уроки.
Буратино. (Читает вслух.) Задачка. В корзине 4 яблока. Как поделить их между четырьмя девушками, чтобы одно яблоко осталось в корзине? Ну и задачка.… Да если у меня были яблоки, я-то уж точно их сам съел, была охота с кем-то делиться.
Выходит Фея Доброты.
Фея. Здравствуй, Буратино. Чем ты занимаешься?
Буратино. Задачку решаю.
Фея. Молодец, что решил учиться.
Буратино. Да это я с Мальвиной поспорил, что решу задачу без всякого труда.
Фея. Ну и как, решил?
Буратино. Тут нечего решать. Яблоко, которое осталось в корзине я возьму себе, а три яблока отдам девушкам.
Фея. Задача у тебя, Буратино, очень простая, но решил ты ее неправильно.
Буратино. Это почему же неправильно?
Фея. Я думаю, ребята тебе помогут.
Дети решают задачу.
Все очень просто, Буратино, нужно трем девушкам отдать по одному яблоку, а четвертой – отдать яблоко вместе с корзиной. Задача решена.
Буратино. А себе не оставить ни одного яблока? Не хочу я такие задачи решать.
Фея. Для того чтобы решать задачи, нужно хорошо учиться в школе. А тебе нужно еще познакомиться с правилами вежливости.
Буратино. Это у вас волшебников все просто, взмахнул палочкой и все готово.
Фея. Для того чтобы стать волшебником, надо тоже учиться. Иначе, как поется в песне, получится волшебник-недоучка.
Исполняется песня “Волшебник-недоучка”
(Музыка А.Зацепина, слова Л.Дербенева.)
Вычислить путь звезды
И развести сады,
И укротить тайфун –
Есть у меня диплом,
Только вот дело в том,
Что всемогущий маг
Лишь на бумаге я.
Припев:
Даром преподаватели
Время со мною тратили,
Даром со мною мучился
Самый искусный маг.
Да-да-да!
Мудрых преподавателей
Слушал я невнимательно, –
Все, что ни задавали мне,
Делал я кое-как.Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу
С желтою полосой,
Вместо хвоста нога,
А ноге рога,
Я не хотел бы вновь
Встретиться с той козой.
Припев.
Сделать хотел утюг, –
Слон получился вдруг,
Крылья – как у пчелы,
Вместо ушей цветы.
Ночью мне снится сон, –
Плачут коза и слон,
Плачут и говорят:
“Что с нами сделал ты?!”
Припев.
Буратино. Да я понял, что надо учиться, но только вот у меня никак не получается.
Фея. Не переживай, Буратино, я приглашаю тебя и ребят в страну Вежливых слов. Там ты сможешь проявить свои способности и научиться правилам вежливости.
Буратино. Путешествие? Приключения? Вот здорово! Я согласен. А вы, ребята?
(Дети отвечают.)
Фея. Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно сказать волшебные слова:
Эни-бени, черебрени,
Маятник качается,
Эни-бени, черебрени, –
Путешествие начинается.
Ученики хором повторяют эти слова за Феей.
Фея. Добро пожаловать в нашу страну. Все жители знают волшебные слова. Вам нужно тоже их знать.
Буратино. Здравствуйте, пожалуйста…
Фея. Молодец, Буратино. Ребята, а вы знаете волшебные слова?
Проводится игра “Волшебные слова”.
Если, словом или делом
Вам помог кто– либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:…(“Спасибо”)Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко:… (“Здравствуйте!”) скажите.На земле лежала тень, скажем ей мы:… (“Добрый день!”)
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: … (“Пожалуйста”)Если вы кого-то обидели случайно,
Или наступили на ногу нечаянно.
Только не молчите,
Долго не тяните, а скажите: … (“Извините!”)
Фея. Наше путешествие продолжается.
Буратино. Ой, где это мы оказались?
Фонарщик. Здравствуйте, друзья! Вы попали в город Волшебных фонарей. Я – Фонарщик. Каждый вечер зажигаю фонари на улицах нашего города, чтобы всем жителям было светло и уютно. Для меня – это сложная работа, но я очень ее люблю.
Буратино. Да разве это сложная работа? Если нужно, то мы поможем. Так ведь, ребята?
Фея. Правильно, Буратино, Фонарщику нужна ваша помощь.
Проводится игра “Фонарщики”.
В игре участвуют все дети. Фея делит класс на 3 команды и каждой команде дает по 3 желтых шарика. По команде Феи дети передают шарики из рук в руки от первого игрока до последнего. Передавать шарики (огонь) нужно с поднятыми руками и вернуть их обратно таким же образом, не погасив “огонь” (т.е. не лопнув шарик).
Фея. Молодцы, ребята, вы были дружными и помогли Фонарщику. А мы отправляемся дальше, в столицу нашей страны город Правил вежливости.
Буратино. Вы слышите? Кто-то плачет.
Фея. Это плачет малыш.
Буратино. Здравствуй, мальчик! Как тебя зовут, и почему ты плачешь?
Мальчик. Здравствуйте! Меня зовут Вежа. Плачу я потому, что меня обидел друг. Он наступил мне на ногу и не извинился. Я расстроился, ушел из города и потерялся.
Буратино. Не переживай Вежа. Мы поможем тебе вернуться домой.
Фея. Ребята, давайте поиграем в игру “Волшебный цветик-семицветик”. Эта игра поможет научиться просить прощение. А те, кого обидели должны научиться прощать.
Фея берет бумажный цветок и объясняет детям условия игры. Оторвав лепесток и, делая вид, что бросает его, говорит:
Лети, лети, лепесток
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели…
– Вели, чтобы Саша сказал доброе слово Юле.
Игра продолжается пока не закончатся лепестки.
Фея. А вы заметили, ребята, как произносятся “волшебные слова”?
Дети. Вежливо, с улыбкой.
Фея. Конечно, ведь даже в песне поется: “От улыбки станет всем теплей”. Давайте, исполним эту песню и продолжим наше путешествие.
Исполняется песня “Улыбка”
(Музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского.)
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев:
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке…
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
Припев.
От улыбки станет всем теплей –
И слону и даже маленькой улитке…
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
Припев.
Фея. А вот и столица нашей страны город Правил вежливости. Здесь живет Принц Этикет.
Выходит принц Этикет.
Принц Этикет. Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас у себя в гостях. Знаю, что все дети любят играть, и приготовил для вас интересные игры. Попробуйте расшифровать пословицу о гостеприимстве. (На доске открывается запись.)
ДАР НИЯЗОХ ЮТСОГ УМОРБОД
Дети. Доброму гостю хозяин рад. (Читают справа налево.)
Принц Этикет. Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?
Дети. Сначала накорми, а потом расспроси. Умел в гости звать – умей и встречать. И т.д.
Принц Этикет. Молодцы, дети, справились с заданием. А теперь я хотел бы узнать умеете ли вы принимать гостей. Если вы согласны с высказыванием, то говорите “да”, не согласны “нет”.
– Если ты приглашаете в дом гостей, то должны спросить согласие родителей.
(Да.)
– Вошедший, здоровается первым. (Да.)
– Говорите гостю: “Проходи” – сами поворачиваетесь к нему спиной. (Нет.)
– Помогаете гостю раздеться и, пропустив его вперед, направляете в комнату со
словами: “Проходи, пожалуйста!” (Да.)
– Принимая от гостей подарки, нужно их немедленно оставлять в сторону, не
проявляя своего интереса к ним. (Нет.)
– Принимая от гостей подарки, нужно их поблагодарить сказав: “Спасибо!” (Да.)
– За столом принято рассказывать о своих болезнях. (Нет.)
– За столом принято сидеть, развалившись, опираясь на него локтями. (Нет.)
– Гостям, уходя, нужно поблагодарить хозяев. (Да.)
– Дорогие мои гости, вы хорошо справились с заданиями. Вы умеете принимать
гостей. Старайтесь всегда соблюдать эти правила. А мне пора прощаться с вами. До
свидания, мои юные друзья! (Принц Этикет уходит.)
Буратино. Я думаю, что и нам пора возвращаться домой. Хотя очень жаль…
Фея. Да, Буратино, наше путешествие закончилось. Для того чтобы вернуться из него нужно сказать волшебные слова:
Эни-бени, черебрени,
Маятник, качается.
Эни-бени, черебрени, –
Путешествие заканчивается.
Ученики хором повторяют эти слова за Феей.
Фея и Буратино прощаются с детьми.
Использованная литература.
- Автор-составитель Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2007.
- Осипенко И.Л. “Классные” праздники, или Как научить школьников жить весело. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
- Авторы-составители: Подгорная С.Н., Перекатьева О.В. Тематические недели в начальной школе. 1–2-е классы. Москва: ИКЦ “МарТ”, 2004.
- Роот З.Я. Песенки и праздники для малышей. – 2-е изд. Москва: Айрис – Пресс, 2004.