Для реализации обучающих целей:
- включение методов и приёмов обучения (наблюдение, сравнение, классификация, группировка, «нарастание» знаний),
- техническое оснащение (компьютер, магнитофон),
- совместная деятельность учителя и детей, работа в группах, в парах,
- использование разных ощущений: прослушивание звуков леса, тактильное общение с чучелами животных,
- использование научно-познавательной литературы как индивидуальное задание для сильных учащихся, дидактической игры «Угадай животное».
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. |
|
– Здравствуйте, ребята! | Звучит «лес» (запись голосов птиц) |
– Где мы сейчас очутились? Мы в лесном доме, жители которого умеют строить жилище, делать запасы на зиму, охотиться; одни поют, другие воют, третьи пищат, кричат. |
В лесу |
– Кто они жители лесного дома? – Обитатели леса приглашают нас в гости. Навестим их? |
Животные |
– Тогда попробуйте самостоятельно определить тему нашего сегодняшнего урока – Давайте прислушаемся. О чём они говорят? |
«Животные леса»(открываю тему) |
– Ребята! А я услышала, что они чем-то обеспокоены, просят помощи, даже отправили нам послание | Слайд 1 Презентация |
– Что вас удивило? | Беспорядок в лесу, путаница |
– Нам весело, а животным? | Им грустно |
– О чём хотят попросить нас животные? | Навести порядок |
– Давайте подумаем, что получится, если всё оставить на своих местах? | Слайд 2 Лес не сможет существовать, потому что медведь не может жить на дереве, лиса в дупле… |
– Ребята, а в каком литературном произведении вы уже встречались с путаницей у зверей? – Поможем животным навести порядок? |
К.И. Чуковский «Путаница» (книгу на выставку) |
– Давайте вспомним, что вы уже знаете о лесе и его обитателях. | Таблички на доску: Знаю Вспомню Лес – многоэтажный дом, Животные передвигаются по-разному, Животные питаются по-разному, Животные строят жилище и воспитывают своё потомство. Таблички на доску: Ярусы Жилище Пища |
– Зачем нужно это вспомнить? | Каждому своё место в лесу |
– Какие знания нам необходимо приобрести? Сформулируйте сами цель нашего урока. | Какие именно животные живут в лесу Как они выглядят Таблички на доску: Группы Признаки |
– Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в лесной дом, погостим у его жителей, научимся распознавать их и сравнивать, сделаем научные выводы | |
2. Повторение ярусности леса, видов жилища и питания животных |
|
– Вспомним, какие в лесу ярусы, виды жилища и питания животных. Выполните задание на цветных карточках. На эту работу даю вам 3 минуты | Разноуровневое задание (Приложение рис 1) |
– Вопрос к ребятам, выполнявшим задание на жёлтой карточке: Как вы распределили растения по ярусам? | На доску таблички: Деревья Кустарники Травы В этом задании есть ошибка! Грибы – не растения, они составляют отдельное царство. |
– Ребята, чьё задание на красной карточке: Где заботливые родители-животные спрятали своих малышей? | Лиса в норе, белка в дупле, птица в гнезде На доску таблички: Нора Дупло Гнездо Берлога А корова лишняя, она – домашнее животное! |
– Зачем нужно прятать детёнышей? | Чтобы они не стали пищей для других, хищных животных |
– Тогда спросим у ребят, трудившихся по зелёной карточке: Какую пищу, вы предложили животным? | Лягушке – комара… Бабочка осталась без пищи. Мы не знаем, что ей предложить (пыльцу, нектар) |
– А лягушку кому можно предложить? – Что ещё можно предложить медведю? (он всеядный: ягоды, корешки, рыбу, мясо мелких животных, может и на крупных напасть, если очень голодный) – Если вам интересно больше узнать о медведе – есть замечательный научный фильм (показать) |
|
– Что служит пищей животных? | Таблички на доску: Растения Плоды Животные Насекомые |
– На какие группы можно разделить животных по способу питания? | Слайд 3 (группы животных по способу питания) |
Подведём итог. Что мы вспомнили о жителях леса? | |
Зачем нам эти знания? | Чтобы помочь животным навести порядок |
– Вы, слышите, нам птички песенку поют…. Физминутка |
|
3. Выделение животных по группам (по внешним признакам) |
|
– Разных видов животных на Земле так много, что если составить их список, то получится толстая книга. Есть даже отдельная наука, занимающаяся изучением животных. | |
Я попросила перед уроком найти в Толковом словаре Ожегова как называется эта наука. | Зоология (ребёнок озвучивает) |
Что ты узнал? Специалистов по зоологии называют зоологи. |
Табличку на доску: Зоологи |
– Учёные-зоологи выделяют много групп животных, но поговорим сегодня только о некоторых обитателях леса, с остальными более подробно вы познакомитесь на следующих уроках. | Исследование чучел насекомых, птиц, зверей |
– Сейчас как учёные-зоологи вы будете исследовать чучела животных. Для работы объединитесь в группы. Воспользуйтесь памяткой. | (на столе памятка исследователя) (приложение рис.2) |
– На что обратили внимание? | У наших животных тело покрыто шерстью, у наших есть перья и крылья а мы обнаружили 6 лапок и у некоторых тоже есть крылья Таблички на доску: Шерсть Крылья, перья, 6 ног, крылья Таблички на доску: |
– Ребята, может быть вы сами назовёте, как называются животные, чьё тело покрыто перьями? | Птицы |
– Шерстью? | Звери |
– Зверей ребята, ещё называют млекопитающими, так как они выкармливают своих малышей молоком | Млекопитающие |
– У кого 6 ног? | Насекомые |
Учёные, которые изучают птиц, называются – орнитологи. Учёные, изучающие насекомых – энтомологи. Все эти понятия вы также можете найти в словаре Ожегова. |
Табличку на доску: Орнитологи Энтомологи |
– Подведём итог. О каких группах животных леса вы узнали? Проверим. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, хлопните в ладоши! – Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. – Прилетели птицы: голуби, куницы. – Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, комары, кукушки. |
|
– А больше узнать о разных животных вы сможете из дополнительной литературы | Книги на выставку |
4. Закрепление изученного материала |
|
– А теперь докажите, что вы хорошо запомнили признаки животных и умеете отличать их друг от друга | |
– Я попрошу выбрать четверых ребят и приготовить для класса задание «Угадай животное». Для вас на столе дополнительная научно-познавательная литература о животных. |
Дети садятся за отдельный стол и готовят диалоги «Встретились в лесу» |
– А остальные ребята поработают с учебником и тетрадью. Внимательно прочитайте рассказ о белке и бурундуке на странице 107 и выполните задание 78 в тетради. – Что интересного узнали о белке и бурундуке? – Чем белка отличается от бурундука? |
Показать |
– Угадайте животное (диалог, подготовленный группой ребят) – Угадали? А что узнали нового об этих животных? |
На доску картинки с угаданными животными |
5. Ответ на послание животных |
|
– Теперь мы готовы ответить на электронное письмо лесных жителей? – Что мы для этого сделали? |
Вспомнили… Узнали… Научились… Слайд 4 |
– Вернёмся к письму. | Слайд 5 |
– Что нужно изменить? – Кого не должно быть в лесу? – Почему? – Каждому животному есть в лесу своё место, которое определила ему сама природа. |
Динозавра |
– Подумайте, кто мог стать причиной путаницы? | Люди |
– Почему? – Могут люди вести себя в лесу так, как им захочется? |
На доску: Предупреждающие знаки |
– Вот наш ответ | Слайд 6 |
6. Итог. Рефлексия. |
|
– Достигли ли мы целей, поставленных на урок? – Какие маленькие открытия вы сделали? – Теперь оцените свою работу. – Перед вами дерево знаний. Прикрепите к веточкам: 3 листика, если на уроке вы работали активно, ваши мнения совпадали с научными фактами; 2 листика, если вы выполняли работу на уроке правильно, но медленно; 1 – если вы трудились на уроке, но можете быть активнее. |
|
7. Домашнее задание |
|
– Подготовьте, сообщение о лесном звере ребята 1 ряда, о птице – 2, о насекомом – 3. – Воспользуйтесь дополнительной литературой, нарисуйте это животное. – Благодарю вас за работу. Заберите знания, полученные на уроке. Похлопайте себе за работу. Урок окончен. Спасибо! |
Физминутка
Вы слышите, нам птички песенку поют и предлагают отдохнуть
Давайте встанем из-за парт и на минуточку представим, что мы в лесу… (потянулись, глубоко вдохнули)
Нас приветствуют высокие деревья, шелестят листвой… (вытянули руки, пошевелили пальчиками)
Мы идём, любуясь леса красотой…
И, вдруг, мы слышим из-под ног: «Стой, стой!»
Наклоняемся и видим, копошится под листвой маленький, проворный ёжик…
Помашем мы ему рукой
И скажем: «До свидания!»
Вернёмся мы назад, за парту сядем и продолжим исследования в мире знаний…