Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Животные леса"

Разделы: Начальная школа


Для реализации обучающих целей:

  • включение методов и приёмов обучения (наблюдение, сравнение, классификация, группировка, «нарастание» знаний),
  • техническое оснащение (компьютер, магнитофон),
  • совместная деятельность учителя и детей, работа в группах, в парах,
  • использование разных ощущений: прослушивание звуков леса, тактильное общение с чучелами животных,
  • использование научно-познавательной литературы как индивидуальное задание для сильных учащихся, дидактической игры «Угадай животное».

Ход урока 

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

– Здравствуйте, ребята! Звучит «лес» (запись голосов птиц)
– Где мы сейчас очутились?
Мы в лесном доме, жители которого умеют строить жилище, делать запасы на зиму, охотиться; одни поют, другие воют, третьи пищат, кричат.
В лесу
– Кто они жители лесного дома?
– Обитатели леса приглашают нас в гости. Навестим их?
Животные
– Тогда попробуйте самостоятельно определить тему нашего сегодняшнего урока
– Давайте прислушаемся. О чём они говорят?
«Животные леса»(открываю тему)
– Ребята! А я услышала, что они чем-то обеспокоены, просят помощи, даже отправили нам послание Слайд 1 Презентация
– Что вас удивило? Беспорядок в лесу, путаница
– Нам весело, а животным? Им грустно
– О чём хотят попросить нас животные? Навести порядок
– Давайте подумаем, что получится, если всё оставить на своих местах? Слайд 2
Лес не сможет существовать, потому что медведь не может жить на дереве, лиса в дупле…
– Ребята, а в каком литературном произведении вы уже встречались с путаницей у зверей?
– Поможем животным навести порядок?
К.И. Чуковский «Путаница» (книгу на выставку)
– Давайте вспомним, что вы уже знаете о лесе и его обитателях. Таблички на доску:
Знаю
Вспомню

Лес – многоэтажный дом,
Животные передвигаются по-разному,
Животные питаются по-разному,
Животные строят жилище и воспитывают своё потомство.

Таблички на доску:
Ярусы
Жилище
Пища
– Зачем нужно это вспомнить? Каждому своё место в лесу
– Какие знания нам необходимо приобрести? Сформулируйте сами цель нашего урока. Какие именно животные живут в лесу
Как они выглядят

Таблички на доску:
Группы
Признаки
– Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в лесной дом, погостим у его жителей, научимся распознавать их и сравнивать, сделаем научные выводы  

2. Повторение ярусности леса, видов жилища и питания животных

– Вспомним, какие в лесу ярусы, виды жилища и питания животных. Выполните задание на цветных карточках. На эту работу даю вам 3 минуты Разноуровневое задание (Приложение рис 1)
– Вопрос к ребятам, выполнявшим задание на жёлтой карточке: Как вы распределили растения по ярусам? На доску таблички:
Деревья
Кустарники
Травы

В этом задании есть ошибка! Грибы – не растения, они составляют отдельное царство.
– Ребята, чьё задание на красной карточке: Где заботливые родители-животные спрятали своих малышей? Лиса в норе, белка в дупле, птица в гнезде

На доску таблички:
Нора
Дупло
Гнездо
Берлога

А корова лишняя, она – домашнее животное!
– Зачем нужно прятать детёнышей? Чтобы они не стали пищей для других, хищных животных
– Тогда спросим у ребят, трудившихся по зелёной карточке: Какую пищу, вы предложили животным? Лягушке – комара…
Бабочка осталась без пищи. Мы не знаем, что ей предложить (пыльцу, нектар)
– А лягушку кому можно предложить?
– Что ещё можно предложить медведю? (он всеядный: ягоды, корешки, рыбу, мясо мелких животных, может и на крупных напасть, если очень голодный)
– Если вам интересно больше узнать о медведе – есть замечательный научный фильм (показать)
 
– Что служит пищей животных? Таблички на доску:
Растения
Плоды
Животные
Насекомые
– На какие группы можно разделить животных по способу питания? Слайд 3 (группы животных по способу питания)
Подведём итог. Что мы вспомнили о жителях леса?  
Зачем нам эти знания? Чтобы помочь животным навести порядок
– Вы, слышите, нам птички песенку поют….
Физминутка
 

3. Выделение животных по группам (по внешним признакам)

– Разных видов животных на Земле так много, что если составить их список, то получится толстая книга. Есть даже отдельная наука, занимающаяся изучением животных.  
Я попросила перед уроком найти в Толковом словаре Ожегова как называется эта наука. Зоология (ребёнок озвучивает)
Что ты узнал?
Специалистов по зоологии называют зоологи.
Табличку на доску:
Зоологи
– Учёные-зоологи выделяют много групп животных, но поговорим сегодня только о некоторых обитателях леса, с остальными более подробно вы познакомитесь на следующих уроках. Исследование чучел насекомых, птиц, зверей
– Сейчас как учёные-зоологи вы будете исследовать чучела животных. Для работы объединитесь в группы. Воспользуйтесь памяткой. (на столе памятка исследователя) (приложение рис.2)
– На что обратили внимание? У наших животных тело покрыто шерстью,
у наших есть перья и крылья
а мы обнаружили 6 лапок и у некоторых тоже есть крылья

Таблички на доску:
Шерсть
Крылья, перья,
6 ног, крылья

Таблички на доску:
– Ребята, может быть вы сами назовёте, как называются животные, чьё тело покрыто перьями? Птицы
– Шерстью? Звери
– Зверей ребята, ещё называют млекопитающими, так как они выкармливают своих малышей молоком Млекопитающие
– У кого 6 ног? Насекомые
Учёные, которые изучают птиц, называются – орнитологи.
Учёные, изучающие насекомых – энтомологи.
Все эти понятия вы также можете найти в словаре Ожегова.
Табличку на доску:
Орнитологи
Энтомологи
– Подведём итог.
О каких группах животных леса вы узнали?
Проверим.
Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, хлопните в ладоши!

– Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
– Прилетели птицы: голуби, куницы.
– Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, комары, кукушки.
 
– А больше узнать о разных животных вы сможете из дополнительной литературы Книги на выставку

4. Закрепление изученного материала

– А теперь докажите, что вы хорошо запомнили признаки животных и умеете отличать их друг от друга  
– Я попрошу выбрать четверых ребят и приготовить для класса задание «Угадай животное».
Для вас на столе дополнительная научно-познавательная литература о животных.
Дети садятся за отдельный стол и готовят диалоги «Встретились в лесу»
– А остальные ребята поработают с учебником и тетрадью. Внимательно прочитайте рассказ о белке и бурундуке на странице 107 и выполните задание 78 в тетради.
– Что интересного узнали о белке и бурундуке?
– Чем белка отличается от бурундука?
Показать
– Угадайте животное (диалог, подготовленный группой ребят)
– Угадали? А что узнали нового об этих животных?
На доску картинки с угаданными животными

5. Ответ на послание животных

– Теперь мы готовы ответить на электронное письмо лесных жителей?
– Что мы для этого сделали?
Вспомнили…
Узнали…
Научились…
Слайд 4
– Вернёмся к письму. Слайд 5
– Что нужно изменить?
– Кого не должно быть в лесу?
– Почему?
– Каждому животному есть в лесу своё место, которое определила ему сама природа.
Динозавра
– Подумайте, кто мог стать причиной путаницы? Люди
– Почему?
– Могут люди вести себя в лесу так, как им захочется?
На доску:
Предупреждающие знаки
– Вот наш ответ Слайд 6

6. Итог. Рефлексия.

– Достигли ли мы целей, поставленных на урок?
– Какие маленькие открытия вы сделали?
– Теперь оцените свою работу.

– Перед вами дерево знаний. Прикрепите к веточкам:
3 листика, если на уроке вы работали активно, ваши мнения совпадали с научными фактами;
2 листика, если вы выполняли работу на уроке правильно, но медленно;
1 – если вы трудились на уроке, но можете быть активнее.
 

7. Домашнее задание

– Подготовьте, сообщение о лесном звере ребята 1 ряда, о птице – 2, о насекомом – 3.
– Воспользуйтесь дополнительной литературой, нарисуйте это животное.
– Благодарю вас за работу. Заберите знания, полученные на уроке. Похлопайте себе за работу. Урок окончен. Спасибо!
 

Физминутка

Вы слышите, нам птички песенку поют и предлагают отдохнуть
Давайте встанем из-за парт и на минуточку представим, что мы в лесу… (потянулись, глубоко вдохнули)
Нас приветствуют высокие деревья, шелестят листвой… (вытянули руки, пошевелили пальчиками)
Мы идём, любуясь леса красотой…
И, вдруг, мы слышим из-под ног: «Стой, стой!»
Наклоняемся и видим, копошится под листвой маленький, проворный ёжик…
Помашем мы ему рукой
И скажем: «До свидания!»
Вернёмся мы назад, за парту сядем и продолжим исследования в мире знаний…