Комплексный анализ на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации.

Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Текст помогает помочь любой языковой единице выступать в своей функциональной роли.

Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.

В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему.

Начиная с 5-го класса, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя.

В старших классах (10–11) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.

Работе над комплексным анализом текста уделяю и 10 минут урока, и весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала.

Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания.

Тексты для анализа

На поселок опустилась ночь. Из низины от реки и прудка тянуло изморозью, и скоро на траве выступил иней…Покорно стояли недвижные леса, и цепенел на них последний лист.
Шорохом и звоном наполняется утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими, игластыми звездами. Такие звезды бывают лишь осенями, вызревшие, еще не остывшие от лета. Покой был на земле…
В.Астафьев

  1. Прочитайте текст выразительно.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Объясните орфограммы и пунктограммы.
  4. Составьте схемы сложных предложений.
  5. Проанализируйте выразительные средства языка.

Почему так любят Паустовского? Почему его книги неизменно вызывают чувство нежности, глубокой симпатии? Можно по-разному ответить на этот вопрос: его любят, потому что он настоящий художник, он артистичен, изящен. Его любят, потому что по каждой строке, по каждой странице видно, что ему самому необычайно интересно писать, – это мгновенно предается читателю.
Но дело не только в этом. Чтобы пробудить такую любовь, надо находить в человеческом сердце то самое светлое, что давно потеряно в шуме времени, в сутолоке ежедневных забот.
В.Каверин

  1. Объясните значение слов артистичность, симпатия.
  2. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
  3. Выпишите словосочетания с наречиями.
  4. Составьте схему последнего предложения.
  5. Какова роль вопросительных предложений в этом тексте?
  6. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Жуковский – наша замечательная оригинальность!.. Появление такого поэта могло произойти только среди русского народа, в котором так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую оправу то, что не оценено, не возделано и пренебреженно другими народами.
Н.В.Гоголь

  1. Запишите данный текст как цитату.
  2. Выделите в предложениях грамматические основы.
  3. Определите значение слов оригинальность, гений, восприимчивость.
  4. Подберите синонимы к слову замечательный.
  5. Выпишите причастия. Определите их морфологические признаки.
  6. Составьте схему сложного предложения.
  7. Укажите предложение с вводным словом.

“Мороз и солнце”… Эти два январских слова будто выведены самой природой, они навсегда спаяны в пушкинских стихах. Да и естественно ладить морозу с солнцем: ежели воевода-мороз ударил ледяной палицей, солнце тут как тут – смотрится с расчищенного небосвода. И наоборот, погода ненастная, слякотная – и небосвод выглядит тусклым, хмурым. Звонкий январский день – это когда во всю ширь льется прямое солнечное сияние, когда роскошной ризой светятся снега.
А они поистине сейчас роскошные, чистейшие, недавно выпавшие снега! Нагрянул морозец. “На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели” (И.А.Бунин). Нерукотворные рисунки на стеклах…
А.Стрижев

  1. Запишите текст под диктовку, объясните орфограммы.
  2. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Какие из них употребляются в переносном значении? Какова роль прилагательных в тексте?
  3. Какова роль первого предложения?
  4. Озаглавьте текст.
  5. Объясните значение слова палица.
  6. Объясните значение и происхождение фразеологизма тут как тут. Подчеркните его как член предложения. Укажите стилистическую окраску.
  7. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов январский, серебряный, ширь.
  8. Какова роль цитирования в тексте?
  9. Напишите сочинение по данному началу: “Нагрянул морозец…”