Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации.
Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Текст помогает помочь любой языковой единице выступать в своей функциональной роли.
Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.
Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.
В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему.
Начиная с 5-го класса, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя.
В старших классах (10–11) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.
Работе над комплексным анализом текста уделяю и 10 минут урока, и весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала.
Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания.
Тексты для анализа
На поселок опустилась ночь. Из низины от реки и прудка тянуло изморозью, и
скоро на траве выступил иней…Покорно стояли недвижные леса, и цепенел на них
последний лист.
Шорохом и звоном наполняется утром лес, а пока над поселком плыло темное
небо с яркими, игластыми звездами. Такие звезды бывают лишь осенями, вызревшие,
еще не остывшие от лета. Покой был на земле…
В.Астафьев
- Прочитайте текст выразительно.
- Докажите, что это текст.
- Объясните орфограммы и пунктограммы.
- Составьте схемы сложных предложений.
- Проанализируйте выразительные средства языка.
Почему так любят Паустовского? Почему его книги неизменно вызывают чувство
нежности, глубокой симпатии? Можно по-разному ответить на этот вопрос: его
любят, потому что он настоящий художник, он артистичен, изящен. Его любят,
потому что по каждой строке, по каждой странице видно, что ему самому необычайно
интересно писать, – это мгновенно предается читателю.
Но дело не только в этом. Чтобы пробудить такую любовь, надо находить в
человеческом сердце то самое светлое, что давно потеряно в шуме времени, в
сутолоке ежедневных забот.
В.Каверин
- Объясните значение слов артистичность, симпатия.
- Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
- Выпишите словосочетания с наречиями.
- Составьте схему последнего предложения.
- Какова роль вопросительных предложений в этом тексте?
- Объясните орфограммы и пунктограммы.
Жуковский – наша замечательная оригинальность!.. Появление такого поэта
могло произойти только среди русского народа, в котором так силен гений
восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую оправу
то, что не оценено, не возделано и пренебреженно другими народами.
Н.В.Гоголь
- Запишите данный текст как цитату.
- Выделите в предложениях грамматические основы.
- Определите значение слов оригинальность, гений, восприимчивость.
- Подберите синонимы к слову замечательный.
- Выпишите причастия. Определите их морфологические признаки.
- Составьте схему сложного предложения.
- Укажите предложение с вводным словом.
“Мороз и солнце”… Эти два январских слова будто выведены самой природой,
они навсегда спаяны в пушкинских стихах. Да и естественно ладить морозу с
солнцем: ежели воевода-мороз ударил ледяной палицей, солнце тут как тут –
смотрится с расчищенного небосвода. И наоборот, погода ненастная, слякотная – и
небосвод выглядит тусклым, хмурым. Звонкий январский день – это когда во всю
ширь льется прямое солнечное сияние, когда роскошной ризой светятся снега.
А они поистине сейчас роскошные, чистейшие, недавно выпавшие снега!
Нагрянул морозец. “На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели”
(И.А.Бунин). Нерукотворные рисунки на стеклах…
А.Стрижев
- Запишите текст под диктовку, объясните орфограммы.
- Подчеркните прилагательные как члены предложения. Какие из них употребляются в переносном значении? Какова роль прилагательных в тексте?
- Какова роль первого предложения?
- Озаглавьте текст.
- Объясните значение слова палица.
- Объясните значение и происхождение фразеологизма тут как тут. Подчеркните его как член предложения. Укажите стилистическую окраску.
- Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов январский, серебряный, ширь.
- Какова роль цитирования в тексте?
- Напишите сочинение по данному началу: “Нагрянул морозец…”