Урок письма и развития речи в 3-м классе по теме "Составление предложений на заданную тему. Работа с деформированным текстом"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить знания учащихся.

Задачи:

  • совершенствование навыков составления предложений;
  • развивать фонематический слух, рукодвигательный аппарат;
  • коррекция логическое мышление;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: оформление доски, презентация.

Метод обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Речевой материал: арбуз, тарелка, город, корзина, медведь, портфель.

Приложение 1

Ход урока

I. Организация начала урока.

1. Психологический настрой.

 

 

 

 

 

2. Сообщение темы и цели урока.

 

 

II. Минутка чистописания.

 

1. Загадка

 

 

 

 

 

2.Анализ буквы.

 

 

III. Словарная работа.

1. Картинный диктант.

 

 

 

2. Оценивание.

3. Составление предложения.

 

4. Работа у доски.

 

IV. Физминутка.

 

 

 

 

V. Изучение нового материала.

1. Загадка.

 

 

 

 

2. Работа с учебником.

 

 

 

 

3. Работа в тетрадях.

 

 

VI. Закрепление ранее изученного материала.

 

1. Письмо от Незнайки.

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ ошибок.

 

 

 

 

VII. Итог урока.

 

 

 

 

 

VIII. Оценивание.

Приложение (слайд № 1)
– Тихо сели. Расслабились.

(слайд № 2)

Сотвори в сердце солнце.

– Закройте глаза. Представьте, Весна. Пришел месяц май. Вся природа очнулась ото сна. Распускаются первые листочки. Повсюду слышна птичья трель. Ярко светит солнышко. Оно обогревает всех с любовью. Давайте и мы сотворим в своем сердце солнце. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несет любовь. Вы чувствуете, как звездочка увеличилась. Направьте лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром, звездочка стала еще больше. Вы направляете к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звездочка стала большой как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем! Откройте глаза. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите лучик радости и добра из своего сердца.

– Вот с этим хорошим настроением мы сегодня на уроке отправимся в путешествие по королевству Словознания. А путешествовать мы будем на веселом паровозике.
(слайд № 3)
– Сегодня на уроке мы будем отгадывать загадки, составлять предложения, повторять изученные орфограммы. Во время путешествия вы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными.
– Итак, отправляемся в путешествие на нашем веселом паровозике.

– Паровозик прибыл на станцию “Чистописания”.
(слайд № 4)
– Открыли тетради, записали дату и название работы.
(слайд № 5)

– Отгадайте загадку.

На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)

– Кто такой скворец?
– Это певчая птица.
– С какой буквы начинается слово “скворец”.
(слайд № 5)
– Слово “скворец” начинается с буквы “С”.
(слайд № 5)
– Из скольких элементов состоит буква “С” строчная и заглавная?
– Буква “С” состоит из одного элемента – полуовала.
– Правильно. Сели прямо, правильно взяли в руку ручку. Напишите буквы по образцу.
(Пишут)
– Назовите слова, где буква “С” встречается в начале слова? В середине? В конце?
(Называют)

– Молодцы! Продолжим наше путешествие.
(слайд № 6)
– Вот мы на станции “Словарной”.
(слайд № 7)
– Сейчас вы запишите название предметов, которые увидите на экране. Слова будете записывать через запятую, первое слово с красной строки, с большой буквы, следующие с маленькой буквы. Поставите ударение и подчеркнете безударную гласную, которую нужно запомнить.
(слайды № 8,9,10,11,12,13)
(Записывают)

– А теперь поменяйтесь тетрадями, и проверьте работу своего соседа по парте, выставьте оценку.
(слайд № 14)
– Арбуз, тарелка, город, корзина, медведь, портфель.
– Верните тетрадь соседу. Кто получил пять, четыре, три поднимите руку (встаньте).
– Составьте предложение с любым из этих слов.
– Скажите, из чего состоят предложения?
– Предложения состоят из слов, которые связаны по смыслу.
(составляют устно)

– Запишем лучшее предложение у доски, начертим его схему.

– Молодцы! Продолжим наше путешествие.
(слайд № 15)

– Следующая станция “Спортивная”.
(слайд № 16)
– Встали, вышли из-за парт.
Физминутка
Когда я подниму правую руку, вы хлопаете в ладоши, когда левую – топаете ногами, когда обе – топаете ногами, совершаете круговые движения руками вдоль тела и сопровождаете звуком “Чу – чу – у!”.
– Молодцы! Садитесь.
– Продолжаем путешествие по королевству Словознания.
(слайд № 17)
– Вот мы прибыли на станцию “Путаница”.
(слайд № 18)
– Отгадайте загадку:

На ветке не птичка –
Зверек – невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Кто же это? … (Белка)

(слайд № 19)
Что вы знаете о белках? Где их можно увидеть? Чем они питаются?
(ответы детей)

– Правильно. А сейчас мы с вами попробуем составить предложения об этом зверьке из данных слов. Открыли учебники на странице 202, нашли упражнение 56, прочитали задание (повторное чтение учителем). Что мы должны будем сделать?
– Нужно составить предложения. Придумать заголовок к получившемуся рассказу и записать его.
– При составлении предложений, что мы должны помнить?
– Мы должны помнить, что слова в предложении дружат и знают порядок.
(составляем предложения)
(слайд № 20)
– Как можно озаглавить этот рассказ?
– Белка.
– Запишите рассказ в тетрадь.
(Комментированное письмо)
Белка.
В парке жила белка. Школьники часто кормили белочку. Они приносили зверьку орехи.
– Прочитайте, какой красивый рассказ у нас получился (1–2 уч-ся)

– Хорошо. Продолжим наше путешествие.
(слайд № 21)
– Мы прибыли на станцию “Найди ошибки”.
(слайд № 22)
– Нам пришло письмо от мальчика, который живет на этой станции, угадайте кто он?

Ничего малыш не знает,
Небылицы сочиняет,
А одет, как попугай.
Его имя отгадай!

– Это Незнайка.
(слайд № 23)
– Кто такой Незнайка? Где вы с ним встречались? Помните, мы читали с вами рассказ Н. Носова “Как Незнайка стихи сочинял”? Так вот в этом письме стихотворение, которое сочинил Незнайка. Но он допустил ошибки, давайте поможем ему исправить их, и объясним правильное написание, чтоб он больше не допускал этих ошибок.

По палям бегут ручи,
надарогах – лужы,
скоро выйдут мурави
после зимней стужы.

(Исправляем ошибки)

По полям бегут ручьи,
на дорогах – лужи,
скоро выйдут муравьи
после зимней стужи.

(Если есть время, записать в тетрадь самостоятельно)
слайд № 24)

– Наше путешествие подошло к концу, мы прибыли на станцию “Итоговую”.
(слайд № 25)
– Что мы делали сегодня на уроке?
– Мы повторили словарные слова, отгадывали загадки, составляли предложения, искали ошибки.
– Что повторили?
– Изученные орфограммы.
– Из чего состоит предложение?
– Предложение состоит из слов.
– Как связаны слова в предложении?
– Слова в предложении связаны по смыслу.
(слайд № 26)

– Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке.
Приложение (слайд № 27)
(Выставление оценок)
– Урок окончен.