Открытый урок по предмету "Окружающий мир" в 4-м классе. Тема: "Поверхность нашего края"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Поверхность нашего края». (Воронежская  область.)

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края. Учить работать с картой.
  • Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  • Воспитывать любовь к своей малой родине - Воронежской области.

Учебные материалы:
Карты: физическая и административная России, Воронежской области; учебные таблицы: «Овраг», «Балка»; иллюстрации с изображением форм поверхности области, фотографии див музея – заповедника «Дивногорье»; карточки с новыми словами; учебники «Мир вокруг нас, 4 класс» (авт. А. А. Плешаков) и тетради «Мир вокруг нас. Проверим себя».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение по теме «Наш край»

Расскажите о нашем крае, используя  административную карту России и карту Воронежской области. (Ответы детей.)

План ответа:

  1. Положение на карте.
  2. Соседи.
  3. Главный город, крупные города.
  4. Основные реки.
  5. Природная зона. Тепловой пояс.

III. Сообщение темы и целей урока

(Запись на доске: «Поверхность нашего края.»)

IV. Работа над новой темой

– Внимательно рассмотрите физическую карту России. Используя карту, расскажите  о поверхности нашей страны. (На территории нашей страны есть равнины, возвышенности, низменности, плоскогорья и горы.)
– Где находится   территория нашего края? (Наш край находится в центре Восточно-Европейской равнины.)

Слово учителя: Поверхность Восточно-Европейской равнины не совсем ровная. Здесь есть  низменности, возвышенности, много холмов.
Поверхность нашего края тоже не одинакова. Правобережная часть Дона входит в состав Среднерусской возвышенности. (Рассказ учителя сопровождается показом на карте.) Здесь  высокие берега Дона и его правых притоков напоминают гористую местность. В Лискинском районе находится музей – заповедник  «Дивногорье».

(Сообщение заранее подготовленного ученика)

Музей-заповедник «Дивногорье»

Дивногорье находится в Лискинском районе при впадении в Дон реки Тихая Сосна. Здесь  особой известностью пользуются  дивы – меловые столбы разных размеров и форм.  В солнечные дни они  кажутся  белыми   ослепительными изваяниями. Одна из меловых глыб издали напоминает средневековый замок.
Район Дивногорья объявлен памятником природы. Всего по области таких памятников 130.

(Рассказ сопровождается  показом фотографий.)

Слово учителя (продолжение): Юго-восточная часть области  относится к Калачской возвышенности. Севернее Калачской возвышенности – Окско-Донская низменность. На юго-восточной части Окско-Донской низменности лежит  территория нашего Борисоглебского района. 
– А теперь попробуйте догадаться, о чём  идёт речь: «они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности   почвы, под воздействием   талой и дождевой   воды увеличиваются. У них крутые осыпающие склоны, на которых почти нет растительности»?
Итак, о чём я читала?
(Показ таблицы «Овраг». После ответов детей на доске появляется слово «овраг».)
– Объясните значение слова «овраг». (Дети работают с толковым словарём Ожегова С. И.)
– Прочитайте, что такое овраг? (Овраг – это глубокая длинная с крутыми склонами рытвина на поверхности земли.)
– Кто из вас видел овраги? Где они находятся? (Ответы детей.)
Слово учителя: Особенно часто овраги встречаются вблизи речных долин на Среднерусской и Калачской возвышенностях. Глубина некоторых оврагов достигает 35-40 м.
Овраги к востоку от Воронежа относятся к узкой полосе долинных склонов рек Вороны, Савалы, Елани и Токая. Но по размерам они уступают оврагам, расположенным на Калачской и Среднерусской возвышенностях.
Овраги разрушают поверхность земли, они губят большие участки плодородной почвы. Поэтому нужно бороться с оврагами. О борьбе с оврагами прочитаем в учебнике (с.150, третий абзац).
– Итак, как бороться с оврагами? (Необходимо закопать рытвину, засеять траву, поставить плетни, посадить деревья и кустарники.)
– Через много лет склоны оврага зарастают. Он перестаёт увеличиваться и превращается в балку.
(Показ таблицы «Балка». На доске появляется новое слово.)
– Балка – это углубление с пологими склонами, поросшими растениями (травой,  кустарником, деревьями).
– Есть ли в нашей местности балки? Много ли их? (Ответы детей.)
– Итак, что вы можете сказать о поверхности нашего края. Какая она? (Поверхность края неодинакова. Есть  возвышенные и низменные территории. Вся область покрыта балочной и овражной сетью.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение новой темы

Надо ли охранять поверхность земли? Насколько важна охрана поверхности? Прочитаем об этом в учебнике (с.148-149, чтение по частям).

VII. Закрепление изученного

(Дети работают с тетрадью «Проверим себя», с.38.)

– Сначала мы выполним второе задание, а затем первое.

Задание 2.

На каком рисунке показана правильная распашка склона? Почему? (Распахивать склон можно только поперёк, иначе могут образоваться овраги.)
– Закрасьте нужный кружок.

Задание 1.

– Что мы называем оврагом? (Ответы детей)
– Назовите правильный ответ. (Ответ под буквой «а».)

VIII. Итог урока

– Вспомните тему нашего урока. Какие формы поверхности встречаются на территории Воронежской области?
– Расскажите кратко о поверхности нашего края. (Ответы детей)

IX. Домашнее задание:

Учебник, с.147-151.
Подготовить рассказ о поверхности нашего края.

Оценкиза урок.