Работая с детьми с общим недоразвитием речи, с клиническим проявлением моторной алалии и дизартрии, педагоги группы принимают во внимание, что у детей с нарушением речи наблюдаются: отклонения в двигательной сфере, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, памяти, замедленность восприятия, снижение внимания к музыкальному звучанию.
Задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально-ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка. И педагогический процесс для детей с нарушением речи, опирающийся на средства логоритмики, наиболее эффективен, актуален.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения. Предлагаем конспект логоритмического занятия по теме: «Дикие животные» в подготовительной логопедической группе.
Цель: выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью.
Задачи:
- Обучающие:
- научить детей выражать свои чувства и распознавать чувства других через мимику, жесты, движения;
- научить навыкам словообразования слов;
- научить эмоционально-чувственному восприятию.
- Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, дыхание, зрительную память;
- развивать речевые и мимические движения, общую и тонкую моторику;
- развивать мелодико-интонационную и темпо-ритмическую стороны речи.
- Воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным;
- укреплять чувство единства, умения действовать согласованно.
Оборудование: барабаны, бубен, мяч, игрушки - медведь, заяц, лиса, ёжик, волк, белка.
Дети входят в зал под марш бодрого характера, образуют круг. Легкий бег. Смена движений ходьбы и бега.
Инструкции педагогов |
Действия детей |
Логопед: В лес сегодня на
прогулку |
Построение в пары. Перестроение из пар
в линейку и наоборот. |
Какие звери живут в лесу? Покажите – Смотрите, а вон на дереве сидит белочка. Перепрыгивает с одного дерева на другое.
|
Дети бросают мяч по кругу, вспоминая
животных. Дети изображают мимикой характерные черты животных. Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох. Дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота. Движение глаз влево-вправо., вверх-вниз. Дети выражают мимикой смену настроений в стихотворении. Проговаривают последнюю строчку с разной интонацией. (Саша, Нина, Марина) |
А как называются детеныши у медведя,
лисы, волка и т. д. Покажем, как они ходят лесные звери. |
Игра с мячом. Дети перекидывают мяч и
называют детенышей. На низкую музыку дети идут как «мишки», на средние звуки бегут как «лисички», на высокие звуки прыгают как «зайки» |
Какие у нас замечательные зайки. Зайка взял свой барабан И ударил: трам-там-там! А как зайки стучат на барабанах? Педагог проговаривает ритм та-ТА-та, ТА-та-та и т.д. (длительность меняется) |
Дети воспроизводят его: стучат по сиденью стульчиков, хлопают и топают одновременно. |
Зайчата так развеселились, что
разбудили медвежат. Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так! Медвежата мёд искали, дружно кустик раскачали. Вот так! Вперевалочку ходили и из речки воду пили. Вот так! А потом они плясали, выше лапы поднимали. Вот так! Посмотрите, какие на столике стоят игрушки. А теперь закройте глазки. Какой игрушки не стало? |
Дети выполняют движения Переступают с ноги на ногу, вертят головой в разные стороны. Идут вперевалочку, раскачиваются. Идут вперевалочку, делают вид, что пьют воду. Пляшут, высоко поднимая колени. Дети называют, какую игрушку убрали. |
Музыкант: Слушание музыки. |
«Зайчик дразнит медвежонка» пьеса Д.
Кабалевского. Беседа о музыкальном произведении. Какими звуками музыка изображает медвежонка? Зайчика? Какой характер и настроение у этой пьесы? |
Пение | «Про зайца». Музыка Н. Берестовой, слова
Н. Рубцова. «Медведь». Музыка Г. Портнова, слова В. Сусловой. Проговаривание текста песен по две и четыре строчки. Уточнение артикуляции трудных звуков. |
Мальчик-с-пальчик, где ты был? – Долго по лесу бродил! Встретил я медведя, волка, зайку, ежика в иголках. Встретил белочку, синичку, Встретил лося и лисичку. Всем подарки подарил, волк меня благодарил. |
Четыре раза сгибать большой палец левой
руки. Четыре раза сгибать большой палец правой руки. Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами. Четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются. |
Логопед: А как вы думаете, как
благодарил волк? Разговор Лисы и Зайца. |
Волк воет: «У-у-у-у-у-у» (Тихо,
громко, с разной интонацией) Проговаривают с вопросительной и утвердительной интонацией. |
Игра «Лиса и зайцы» Дети
сидят на стульях по кругу («зайцы»). Вне круга
ставиться стульчик (дом лисы). Дети закрывают
глаза, логопед обходит круг и тот до кого он
дотронется становиться «лисой». Далее дети три
раза говорят сначала тихо, а потом громко: |
«Хитрая лиса, где ты покажись, |
Под марш спокойного характера дети уходят из зала.
Литература:
- Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» Творческий центр Сфера Москва 2005
- Рычкова Н.А. «Логопедическая ритмика», «ГНОМ и Д», 2000
- Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей», Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
- Журнал «Музыкальный руководитель» №3 2007, стр. 56
- Журнал «Музыкальный руководитель» №6 2006, стр.65