Внеклассное мероприятие "Олимпиада по ОБЖ в 7–11-х классах"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • Популяризация курса ОБЖ и культуры безопасности среди учащихся старших классов.
  • Развитие у школьников интереса к научной деятельности в прогнозировании опасных ситуаций и их последствий.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Выявление и поддержка наиболее способных и заинтересованных учащихся, которые занимаются исследованиями в области безопасности жизнедеятельности.

При подготовке к олимпиаде использовались темы курса ОБЖ с 5 по 8 классы:

5 класс

«Правила безопасного поведения в быту».
«Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре».
«Правила обеспечения безопасности дорожного движения и безопасного поведения на транспорте».
«Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время».
«Характеристика различных видов кровотечений и их причин».

6 класс

«Правила поведения на природе».
«Средства оказания медицинской помощи».
«Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях»

8 класс

«Аварии с выбросом радиоактивных веществ».
«Аварии с выбросом АХОВ».
«Гидродинамические аварии».
«Первая медицинская помощь при отравлениях».

При подготовке к олимпиаде использовались различные виды тестовых заданий:

1. Задания закрытого характера с выбором одного задания из четырёх.
2. Задания закрытого характера с выбором трёх правильных ответов из шести.
3. Выбор правильного суждения.
4. Тесты на соответствие.
5. Тесты на последовательность.
6. Открытые тестовые задания.

Олимпиада по ОБЖ в 9-11 классах состоит из двух этапов:

1 этап. Учащиеся старших классов должны выполнить 23 тестовых задании и задачу по чрезвычайной ситуации за 50 минут. Каждый участник должен ответить на возможно большее количество предложенных вопросов. Победителями становятся участники, правильно ответившие на наибольшее количество вопросов. При равенстве очков предпочтение отдаётся участнику, затратившему на ответы меньшее время.

2 этап. На втором этапе учащимся необходимо наложить стерильную повязку на голову в виде «чепца». Сначала 5 минутная тренировка, затем работа в парах. Оценивается правильность наложения повязки и быстрота наложения повязки.

Рисунок 1. Повязка на голову в виде «чепца».

Рисунок 1. Повязка на голову в виде «чепца».

При травмах головы на рану могут накладываться различные типы бинтовых повязок, повязок с использованием косынок, стерильных салфеток и липкого пластыря. Выбор типа повязки зависит от расположения и характера раны. На раны волосистой части головы накладывается повязка в виде «чепца», которая укрепляется полоской бинта за нижнюю челюсть. От бинта отрывают кусок размером до 1 м и кладут его серединой поверх стерильной салфетки, закрывающей раны, на область темени, концы спускают вертикально вниз впереди ушей и удерживают натянутом состоянии. Вокруг головы делают круговой закрепляющий ход, затем, дойдя до завязки, бинт оборачивают вокруг неё и ведут косо на затылок. Чередуя ходы бинта через затылок и лоб, каждый раз, направляя его более вертикально, закрывают всю волосистую часть головы.
После этого 2-3 круговыми ходами укрепляют повязку. Концы завязывают бантом под подбородком.

Условия выполнения норматива:

Перевязочный материал (бинты не стерильные, завернутые в бумагу, считаются условно стерильными) лежит на столе рядом со статистом, которому накладывается повязка. Допускается наложение повязки поверх одежды. Статист располагается в удобном для наложения повязки положении. По заданию и команде преподавателя учащиеся накладывают указанную каждому повязку. Выполнение норматива завершается закреплением конца бинта.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл:

Неправильное положение бинта в руках; нарушение стерильности; наложение повязки не на ту область (сторону); незакрепление повязки.

Время выполнения норматива:

Повязка «чепцом» на голову:

«отлично» 1 мин. 30 сек.
«хорошо» 1 мин. 50 сек.
«удовлетворительно» 2 мин. 10 сек.

Тест для учащихся 9-11 классов

1. Какие службы входят в систему обеспечения безопасности города? Выберите правильные ответы:

а) «Скорая помощь»;
б) служба городского пассажирского транспорта;
в) пожарная охрана;
г) служба спасения;
д) городская справочная служба;
е) служба связи;
ж) служба газа;
з) милиция;
и) служба погоды;

2. Самыми опасными последствиями электрического удара током являются:

а) воспаления наружных оболочек глаз;
б) прекращение дыхания и кровообращения (клиническая смерть);
в) потеря сознания с нарушением сердечной деятельности;

3. К упавшему на землю в сырую погоду оголённому электропроводу нельзя подходить ближе, чем:

а) на 3метра;
6) на 5 метров;
в) на 7 метров;
г) на 10 метров;

4. В бытовой газ добавляют специальное вещество для того, чтобы:

а) увеличить или уменьшить давление газа;
6) изменить цвет газа, чтобы его было лучше видно;
в) обнаружить утечку газа по запаху;

5. В каких случаях нужно покидать здание (квартиру) после взрыва:

а) в любом случае;
б) в случае, если не разрушена лестничная клетка;
в) в случае угрозы обрушения конструкции здания;
г) в случае, если разрушена часть стены, и угрозы обрушения конструкции нет;
д) в случае начавшегося пожара;

6. Выберите названные ниже основные причины взрывов в жилых зданиях:

а) неисправность системы водоснабжения;
б) утечка бытового газа;
в) неосторожное обращение с огнём;
г) незаконное хранение и неправильное обращение с взрывчатыми устройствами;
д) нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов;

7. Вы решили зайти к другу в соседнюю квартиру отдать видеокассету. Только вы отошли от двери, она захлопнулась. Ключи остались дома. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) будете ждать родителей на лестничной клетке;
б) зайдёте к другу и позвоните родителям;
в) попросите рабочих с соседней стройки открыть замок;
г) подождёте родителей у друга;

8. Что запрещается делать при пожаре в квартире? Выберите правильные ответы:

а) выходить через задымленную лестничную площадку и пользоваться лифтом;
б) при выходе по задымленной лестнице держаться за стены и поручни;
в) выпрыгивать из окна, спускаться по водосточным трубам и стокам при помощи простыней и веревок;
г) при увеличении концентрации дыма передвигаться, пригнувшись или ползком;
д) открывать двери и окна и тушить огонь до вызова пожарной охраны;
е) сообщать, о пожаре в пожарную охрану пока об этом не сообщено родителям на работу;
ж) гасить водой включенные в сеть электроприборы;
з) при эвакуации из задымленного помещения пользоваться переносным карманным фонариком;

9. Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать:

а) вентиляционные люки;
б) кабину водителя;
в) двери и окна.

10. Основными зонами опасности в метро являются:

а) вход в метро.
б) турникеты на входе;
в) площадка перед эскалатором;
г) эскалатор;
д) перрон;
е) вагон поезда;
ж) переходы с одной станции на другую;
з) выход из метро.

11. В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе. Неожиданно подул сильный ветер и произошёл обрыв контактного провода, который упал на крышу троллейбуса. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус? Укажите правильный ответ:

а) через окно;
б) будете выходить через двери по ступенькам;
в) будете покидать троллейбус через дверь только прыжком, чтобы не поразило током.

12. Во время движения поезда в вашем вагоне появился запах гари и дыма. Как вы будете действовать? Выберете правильный ответ:

а) дернете за рукоятку стоп-крана;
б) сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать в купе указаний;
в) сообщите проводнику, соберёте вещи и перейдете в другой вагон;
г) сообщите проводнику, соберёте вещи и потребуете, чтобы вас переселили в другой вагон;
д) пойдете по соседним купе и будете сообщать о случившемся пассажирам.

13. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

а) перейдете несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях, побежите в людное место;
б) остановитесь и уясните причину преследования;
в) броситесь бежать к телефонной будке.

14. Серены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означат сигнал оповещения:

а) «Внимание всем!»;
б) «Внимание! Опасность!»;
в) «Тревога».

15. Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз:

а) от отравляющих веществ;
б) от радиоактивных веществ;
в) от бактериальных средств;
г) от высоких температур внешней среды.

В приведенной цепочке допущена ошибка, найдите её.

16. Если кровь изливается на поверхность тела, то такое кровотечение называется:

а) открытым;
б) закрытым;
в) наружным;
г) внутренним.

17. К серьёзным последствиям для организма человека приводит потеря крови в количестве:

а) около 1 литра;
б) более 1 литра;
в) 1 литр.

18. Какая задача при подготовке и проведении туристического похода является главной? Укажите правильный ответ:

а) выполнение целей и задач похода;
б) обеспечение безопасности;
в) полное прохождение маршрута.

19. Из ниже перечисленных объектов, выберете те, которые являются линейными ориентирами:

а) линии электропередачи;
б) границы леса;
в) летящий самолет;
г) автобус, стоящий на остановке;
д) овраг;
е) дорога;
ж) просека:
з) трактор в поле.

20. Как высушить резиновые сапоги в походе? Укажите правильный ответ:

а) вытащить из сапог стельки и протереть внутри досуха тряпкой;
б) набить сапоги сухой травой или бумагой и поставить их недалеко от костра;
в) поставить сапоги к теплу, но не к открытому огню;
г) вбить в землю около костра колышки и повесить на них сапоги.

21. Среди перечисленных причин аварий выберите те, которые характерны для гидродинамических аварий:

а) неправильная эксплуатация;
б) внезапная остановка турбин;
в) разрушение основания гидротехнических сооружений;
г) отсутствие специальных приборов, указывающих о повышении давления воды;
д) военные действия;
е) недостаточность водосбросов.

22. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:

а) находиться в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
б) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли;
в) двигаться по высокой траве и кустарнику;
г) избегать движения по высокой траве и кустарнику;
д) без необходимости не садиться и не прикасаться к местным предметам;
е) принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;
ж) не принимать пищу, не пить, не курить;
з) не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.

Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и расположите их в логической последовательности

23. Каковы пути проникновения радиоактивных веществ в организм человека при внутреннем облучении? Назовите правильные ответы:

а) через одежду и кожные покровы;
б) в результате прохождения радиоактивного облака;
в) в результате потребления загрязненных продуктов питания;
г) в результате вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;
д) в результате радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений;
е) в результате потребления загрязненной воды.

Задача по чрезвычайной ситуации

Управление по ГОЧС передало сообщение об аварии на АЭС. В нём жителям района, в котором вы живёте, рекомендовано покинуть свои квартиры (дома) и прийти на сборный пункт для эвакуации в безопасную зону. Родители находятся на работе. Вы располагаете временем 2 часа. Ваши действия и их последовательность:

1. Позвонить родителям на работу и сообщить о случившемся.
2. Вывесить на двери табличку об отсутствии в квартире жителей и следовать на сборный пункт.
3. Закутать мокрыми тряпками вентиляционные отверстия.
4. Выключить газ, электричество, погасить огонь в печи.
5. Переодеться в чистую одежду.
6. Освободить холодильник от продуктов, вынести скоропортящиеся продукты и мусор в мусоросборник.
7. Провести влажную уборку помещения.
8. Использовать вымоченный носовой платок в качестве средства защиты дыхания при следовании на сборный пункт.

Список литературы:

  1. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с. (Б-ка учителя ОБЖ)
  2. Латчук В. Н., Марков В.В., Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Дрофа; ДИК, 2000. – 320 с.: ил.
  3. Соловьев С.С. Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Комплект тестовых заданий для учащихся 5-6-х классов. / Соловьев С.С. – М.: Интеллект-Центр, 2001 г., – 120 с.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт.-сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 120 с.
  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001. – 160 с.