Цели:
- Воспитательная: развивать у учащихся социально-коммуникативные способности, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая ее.
- Образовательная: сформировать у учащихся навыки взаимодействия с рынком труда в современных социально-экономических условиях; способствовать формированию у учащихся практических умений по систематизации информирования о профессиях.
- Методическая: апробация на практике новых форм работы с учащимися
На доске – высказывание:
“Истинное сокровище для людей – найти себя в труде”. |
План-конспект
I. Организационный момент
(Объявить тему занятия, проверить готовность учащихся к занятию, отметить явку).
Учитель: Ребята, мы с вами с начала года занимаемся профориентационной работой, профессиональным самоопределением. Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к молодым людям. Вы должны быть готовы к тому, что в течение жизни возможно придется несколько раз менять свою профессию, осваивать новые виды деятельности, уметь искать работу, трудоустраиваться и продвигаться по служебной лестнице. Когда вы в начале наших занятий по курсу “Профессиональное самоопределение” заполнили анкету оптанта, то обработав ее, мною замечено, что 67% ребят нашего класса еще не определились с выбором профессии и не знают куда пойти учиться после школы. И только 33% ребят знают, какую профессию хотят получить. У вас впереди еще два с половиной года на размышления о своем профессиональном пути. При заполнении карты первичной индивидуально-психологической профконсультации мы дадим вам советы и рекомендации по выбору профессии, учитывая интересы, склонности, темперамент, состояние здоровья. Окончательный выбор сделаете вы сами. Вам следует помнить, что в условиях рыночной экономике на рынке труда существует большая конкуренция и поэтому сейчас от вас требуется хорошо учиться, вооружаться знаниями – это поможет добиться профессионального успеха.
II. Психологический тренинг
Давайте проведем сегодняшнее наше занятие в форме психологического тренинга. Мне очень хочется, чтобы вы активно участвовали в нем, смело высказывали свою точку зрения, свое мнение.
Предлагаю вам для обсуждения ситуации.
Ситуация 1. Ученица пришла к профконсультанту и сказала, что хочет стать парикмахером. Профконсультант не рекомендует девочке эту профессию, т.к. из беседы с лечащим врачом выяснила, что есть отклонения в состоянии здоровья. Как вы думаете какие? Давайте представим их разговор.
Примерный сценарий. Девочка сидит перед профконсультантом.
Профконсультант: “При обработке твоих анкет я вижу, что ты предпочитаешь профессии типа “человек-человек” и тебе нравится делать прически своим подругам”.
Ученица: “Да, очень нравится”.
Профконсультант: “Конечно, помогать людям быть красивыми замечательно, это поднимает людям настроение. Но знаешь ли ты, что парикмахер долгое время, т.е. всю рабочую смену стоит на ногах и бывает, что ему некогда даже присесть”.
Ученица: “Ну и что. Я молодая и не устаю”.
Профконсультант: “Из беседы с твоим лечащим врачом я выяснила, что у тебя плоскостопие средней тяжести, поэтому не желательно выбирать профессию, которая предполагает большую нагрузку на ноги. Давай подумаем о запасном варианте при выборе профессии”.
Ученица: “Нет, я буду только парикмахером!”
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему людям с плоскостопием не рекомендуется целый день находиться стоя?
- Что бы вы предложили девочке в качестве запасного варианта при выборе профессии?
Подведение итогов обсуждения и примерные выводы. Типичная ошибка при выборе не учитываются отклонения в здоровье. Людям с такой болезнью как плоскостопие рекомендуется рабочая поза “сидя”. Можно изготавливать шиньоны, парики или быть модельером причесок.
Ситуация 2. Вас пригласили на собеседование для устройства на работу. Менеджер по работе с кадрами проводит собеседование с разными претендентами.
Примерный сценарий. В офис заходит девушка в короткой джинсовой юбке, с оголенным животом, пояс на юбке с огромной металлической пряжкой, макияж в избытке. Девушка садится, кладет ногу на ногу.
Менеджер по трудоустройству задает ей вопрос: “Имеете ли вы навыки работы с компьютером?”
Девушка: “Конечно, кто их сейчас не имеет?”
Менеджер: “Знаете ли вы английский язык?”
Девушка: “В школе я его учила, но говорить свободно не могу, пытаюсь делать переводы со словарем”.
Менеджер: “В нашей фирме ненормированный рабочий день. Вас это устроит?”
Девушка: “Что значит ненормированный, у вас что и по выходным работают?”
Менеджер: “Да, если это необходимо”.
Девушка: “Ну не знаю, можно попробовать, может у меня получится”.
Менеджер: “Мы ознакомились с вашим резюме. В нем есть ваш телефон. До свидания, если вы нас устроите, то вам перезвонят”.
Заходит молодой человек в деловом, элегантном костюме, рубашке, в классической обуви.
Менеджер по трудоустройству спрашивает: “Имеете ли Вы навыки работы с компьютером?”
Молодой человек: “Да, конечно. Я имею удостоверение оператора ЭВМ, у меня есть опыт работы с компьютером”.
Менеджер: “Устроит ли Вас ненормированный рабочий день?”
Молодой человек: “Конечно. Я готов работать хоть целыми днями, так как мне очень хочется трудиться на вашей фирме”.
Менеджер: “А Вы умеете водить легковую машину?”
Молодой человек: “У меня есть права. Я автомобилист – любитель”.
Менеджер: “Это хорошо, нам нужны люди, умеющие водить машину”.
Молодой человек: “А можно поинтересоваться, какой оклад я буду получать?”
Менеджер: “Мы ценим добросовестных и исполнительных сотрудников, и оклад будет зависеть от качества работы. Сегодня я с Вами должен проститься. У нас есть Ваш телефон. Мы Вам позвоним, если Вы нас устроите”.
Заходит девушка, скромно одетая с мамой.
Менеджер: “Кто из вас хочет устроиться к нам на работу?”
Мама: “Моя дочь, а я просто ее сопровождаю, она очень робкая”.
Менеджер: “Изучив ваше резюме, мы выяснили, что вы владеете навыками работы с компьютером, только не понятно на каком уровне?”
Девушка застенчиво: “На уровне пользователя”.
Менеджер: “Устроит ли Вас ненормированный рабочий день?”
Мама: “Это что, ей надо будет поздно возвращаться домой? Сейчас ведь так страшно по темноте ходить”.
Менеджер: “Но у нас, к сожалению, бывают, что сотрудники засиживаются допоздна, если есть такая необходимость”.
Мама: “Ну что ж будем ее встречать после работы”
Менеджер: “В своем резюме вы очень много написали о своей биографии, но мы не увидели в нем владеете ли вы иностранными языками? Какое у вас хобби?”
Девушка: “Я очень хорошо владею английским и немецким языками, окончила дополнительные курсы английского языка”
Мама добавляет: “Моя дочь умница. Любит рисовать, вязать”
Менеджер: “А если у вас водительские права?”
Девушка: “Нет”
Мама: “Зачем ей права? Пусть мужчины ее возят на машине”
Менеджер: “Сегодня я с вами прощаюсь, мы получили о вас дополнительную информацию и сообщим ответ по телефону”
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете кому из этих трех человек отдаст предпочтение работодатель?
- Понравится ли работодателю то, что девушка пришла устраиваться на работу не одна, а с мамой?
- Нужно ли сообщать в резюме очень много фактов из автобиографии?
Подведение итогов обсуждения и выводы
Собираясь на собеседование желательно надеть элегантный деловой костюм, классическую обувь. Девушкам – юбку классической длины (по колено), блузку без глубокого выреза, пользоваться умеренным макияжем. Так как поговорка “По одежке встречают, а по уму провожают” говорит о том, что все-таки понятие “эффект первого впечатления” зависит от внешнего вида человека, в данном случае соискателя работы.
Ребята, а теперь я поделю вас на три группы, и мы попробуем командой провести ранжирование качеств человека для определенной профессии по степени важности.
Музыкальный фон
- Профессия повар-кондитер:
(честность, ответственность, физическая выносливость, хорошая долговременная память, глазомер, тонкое цветоразличие). - Профессия водитель автомобиля:
(глазомер, самообладание, ответственность, высокая эмоциональная устойчивость, хорошая физическая подготовка, способность к концентрации внимания). - Профессия секретарь-референт:
(сосредоточенность внимания, общительность, хороший слух, внимательность, доброжелательность).
Выводы. Вы работали сейчас в командном составе, вместе старались прийти к общему мнению. В профессиональной деятельности вам тоже придется работать командой или бригадой. Поэтому старайтесь, ребята, уважать мнение других людей, учитесь быть коммуникабельными.
– А теперь я предлагаю вам поиграть.
– Ребята, назовите, какие профессии вам наиболее интересны (≈10 профессий). Учитель записывает их на доске.
Инструкция: Сейчас я буду называть профессию, а вы в течение нескольких секунд определите кому из ваших одноклассников больше подойдет та или иная профессия. По моему хлопку в ладоши все одновременно покажите рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для этой профессии) и замрите, пока будет подсчитано количество рук.
Вывод: Во время этой игры вы получили возможность соотнести образ одноклассников с различными профессиями.
А теперь давайте вспомним стихотворение из детства Сергея Михалкова “А что у вас?”
– Какие профессии упоминались в нем?
(Пилот, летчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатая, портниха, доктор, учитель).
– Как вы думаете, что хотел донести этим стихотворением до ребят – поэт?
Предполагаемый ответ. Словами “Мамы разные нужны, Мамы разные важны” он хотел подчеркнуть, что все профессии востребованы. И если даже она не престижна, но она бывает не менее социально значимая.
Вывод: По результатам диагностики, проведенной в нашем классе, получилось, что по престижности на первом месте важные профессии – программист, менеджер, юрист. Но в центре занятости молодежи мы выяснили, что рынок труда переполнен специалистами данных профессий. Молодым людям после окончания ВУЗов нелегко трудоустроиться. Поэтому, выбирая профессию, следует учитывать и социальный заказ общества.
Вот, например, некоторые наши мальчики (из анкеты) остановили свой выбор на профессии автослесарь. В настоящее время у нас в стране очень ценят высоквалифицированных специалистов. Их труд хорошо оплачивается и востребован. Эти ребята не останутся без работы.
От выбора профессии зависит судьба человека. Какой она будет у вас? Важно не ошибиться. У каждого свой путь.
Заключительная часть.
(Музыкальный фон)
Ребята, в заключении я хочу сказать вам, что профессий в мире очень много. Важно, чтобы из всего этого многообразия вы выбрали правильное решение.
Каждая профессия полезна, нужна, уважаема. А я хочу закончить наше занятие своим четверостишием, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:
Желаю вам такой профессии,
Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
Чтоб быстро по служебной лестнице
Могли вы смело подниматься,
Желаю вам коллег порядочных,
Начальства умного и справедливого,
Чтоб на работу вы бежали с радостью,
А своим творчеством делились искренне.