Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели: сформировать у учащихся знания о правописание двойных согласных в корне слова; развивать умение выделять слова с двойными согласными в корне слова в тексте.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Звучит музыка В.Я.Шаинского на стихи М.С.Пляцковского "Улыбка").
- Какое настроение у вас возникает, когда вы слышите эту мелодию?
- Почему?
- Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Посмотрите на доску. (Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.)
- Можно ли данную запись назвать предложением? Почему? Что нужно сделать?
- Разделите на слова и запишите полученное предложение (один ученик работает у доски). Какое предложение получилось? Что такое аллея?
- Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении?
- А встретились ли неизвестные орфограммы? (аллея).
- Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?
- А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?
- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
- Итак, попробуйте сформулировать тему нашего урока (тема урока появляется на первом слайде).
- А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).
- А с помощью каких задач мы можем достичь нашей цели? (Сформулировать правило, выполнить упражнения, выделяя слова с двойными согласными в тексте, запомнить как можно больше слов с двойными согласными в корне слова).
- Для чего мы изучаем эту тему? Где можем применить полеченные знания?
3. Усвоение новых знаний.
- Сегодня нам нужно выполнить несколько упражнений, чтобы запомнить как можно больше слов с двойными согласными в корне.
1 задание:
- Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму.
(иллюстрации отгадок и слов с двойными согласными появляются на втором-пятом слайдах).
Чтоб каждый телевизор
Работал без капризов,
На крыше непременно
Должна стоять :: антенна.
Проста задача и легка.
Пишусь всегда через два "ка",
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я :.. хоккей.
Во мне два "ка", не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я - точный, честный и опрятный,
Иным же словом - :.. аккуратный.
Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный :.. класс.
- Сколько лексических значений имеет слово класс? Какими источниками можем воспользоваться, чтобы узнать лексическое значение слова? (Толковый словарь Ожегова, Ушакова).
4. Физминутка.
Игра "Поймай слово". (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).
Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.
5. Первичная проверка понимания.
2 задание: (работа в группах и парах).
(задание записано на листочках, лежит на партах).
Задание для детей, работающих в парах: (вставить
подходящее по смыслу слово, первое и второе
предложение записать в тетрадь).
Задание для детей, работающих в группах: (восстановить деформированные предложения, второе предложение записать и выделить грамматическую основу).
тенистых, парке, в, много, школьном, аллей.
объяснил, правило, грамматике, по, новое, учитель.
ребята, группа, собирает, листья, осенние, коллекции, для.
- Прочитайте полученные предложения. Какие новые слова с двойными согласными встретились?
- Как вы думаете, с какой целью мы выполняли данные задания?
- Кто испытал трудности при выполнении данного задания?
- Как вы думаете, почему?
6. Первичное закрепление. Дифференцированная работа (самостоятельная работа и работа по карточкам).
- Некоторые ребята работают по карточкам. Задание: составить и записать предложения со словами ссора, аккуратный, гиппопотам.
- Для детей, работающих самостоятельно на шестом слайде появляются слова:
Ак:уратный, класс:ика, ак:робат, кос:мос, хок:ей, ал:ея, кал:ендарь, тел:ефон.
Задание: записать в первый столбик слова с двойными согласными в корне слова, выделить орфограмму, а во второй столбик записать слова с одной согласной.
После окончания работы выполняется взаимопроверка. На седьмом слайде появляются два столбика для проверки.
аккуратный | акробат |
классика | космос |
хоккей | календарь |
аллея | телефон |
(При проверки составленных предложений, обратить внимание на слово гиппопотам).
- Подберите синоним к данному слову. Где можно найти лексическое значение данного слова?
- Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли данную работу? (закрепить полученные знания, уметь выделять слова с двойными согласными в корне слова).
7. Кроссворд.
- Подобрать нужное слово и записать по горизонтали.
1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).
2. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея).
3. Место, где продают билеты (касса).
4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта (пассажир).
5. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе).
- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (класс).
- Молодцы! Вы доказали, что ваш класс самый дружный, умный, внимательный.
8. Рефлексия.
- Давайте вспомним, какую тему изучали на уроке?
- Что нового узнали?
- Достигли поставленных целей?
- Кто испытывал трудности? Как вы думаете почему?
- Оцените свою работу. (на доске вывешены три кружочка: синий, зелёный, красный)
- Кто не испытывал трудностей выполнял работу быстро и правильно, тот рисует в тетради синий кружочек).
- У кого были ошибки или что то не получалось, тот рисует зелёный кружочек.
- У кого было много ошибок и все упражнения вызывали трудности, тот рисует красный кружочек.
9. Выставление оценок.
- Молодцы!
Спасибо за работу.
Список литературы.
- Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Практическое пособие по русскому языку. 1-4 классы. /О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. - М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Русский язык : дидакт.материал: пособие для учащихся 3 кл. нач. шк. / Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. - М.: Просвещение, 2007.