Цель:
- Формировать умения распознавать существительные женского и мужского родов с шипящим на конце. Показать, что на конце существительных женского рода после букв шипящих согласных пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода мягкий знак не пишется.
- Формировать умения учиться (проблема – мотивация - поиск знаний).
- Воспитывать ценные качества личности - способность к напряженному умственному труду, самостоятельность, коммуникативные компетенции.
- Создавать объективные предпосылки для формирования волевых качеств и свойств личности.
- Развивать положительные эмоции, связанные с учением и способность детей к самообразованию, самовоспитанию.
Тип урока: “Формирование знаний”
Метод ведения: словесный, по организации обучения: проблемный
Оборудование: учебник, презентация к уроку, маршрутный лист, иллюстрация на тему: “Весной в лесу”, квадрат “да – нет”, слова на данное правило, кроссворды.
Ход урока
Оргмомент
Ребята, сегодня урок у нас необычный. У нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы мне поможете вести урок и у нас все получится! Посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь, скажите добрые слова
-Какие слова поддержки вы могли бы адресовать своим товарищам?
-А какие задания вы хотели бы выполнить сегодня на уроке?
(Дети предлагают: узнать новое правило, отгадать загадки, кроссворды, писать под диктовку, сочинять, работать в группах и др.)
Молодцы, какой интересный урок вы помогли мне составить. Как много заданий! Успеть бы, со всем справиться! За работу!
Этот план урока у вас отражен в маршрутных листах и на доске (слайд №1)
Девиз урока: “Пусть на уроке каждый возьмет столько, сколько сможет”
(слайд №2)
Чтобы нам не сбиться с намеченного пути по нашей бесконечной лестнице знаний, нам поможет маршрутный лист, где каждый себя будет оценивать и к концу урока каждый увидит, на сколько ступенек вы смогли подняться.
Успехов вам!
2. Умственная разминка: “Лакомство для ума”
(Квадрат “Да – нет”)
Если вы согласны с утверждением показываете квадрат синей стороной, нет – красной.
а) Апрель – первый месяц в году.
б) Чертова дюжина – это 13.
в) Солнце – это планета.
г) Отчество Пушкина – Александрович.
д) Имя, отчество вашей учительницы напишем с заглавной буквы, потому что она хорошая учительница. (ответы детей)
е) 6 . 8 = 48
ж) 6 . 7 = 47
з) Как назвать доктора по-другому? (врач)
и) Мелкие деньги? (мелочь)
к) Неправда? (ложь)
Запишите три последних слова в тетрадь и на доске (отметьте успешность разминки в маршрутном листе).
Изучение нового материала (слайд №3)
1. Есть в русском языке слова, которые пишут по правилам. Вам нужно их знать, чтобы писать без ошибок. Вот эти три слова, которые мы записали, а также слова рожь, кирпич, шалаш, камыш, нож, ночь, мышь, тоже пишут по определенному правилу.
- Как вы думаете, на какое правило эти слова?
Ваша задача: сформулировать это правило и записать его под цифрой 1.
Записали, а теперь проверяете себя по подсказкам, если нужно уточняете. Если в первый раз ошиблись, то в следующей строке ошибку исправьте.
А я вам буду помогать, направлять ваши мысли.
Для тех, кто затрудняется, я открываю подсказку №2. (слайд №4)
Слова записаны в 2 столбика
2. нож мышь шалаш ночь кирпич рожь
Постарайтесь вывести правило и записать его под цифрой 2.
Для тех, кто затрудняется подсказка №3 (слайд №5)
3. нож мышь шалаш ночь кирпич рожь
-В этих слова выделены шипящие.
-Сформулируйте правило и запишите под цифрой 3.
-Рассмотрите слова, записанные во 2 столбике. (слайд №6)
-Определите род существительных.
-Сформулируйте и запишите правило под цифрой 4.
Рассмотрите слова, что в них особенного? (слайд №7)
- Какой частью речи являются слова?
-Определите род имен существительных.
- Как пишем имена существительные мужского рода с шипящим на конце?
-Какое правило можно вывести?
Запишите его под цифрой 5.
-Откройте учебник и прочитайте правило на стр. 102.
- Проверьте, правильно ли вы записали слова:
врач, мелочь, ложь.
Кто сам “открыл” правило правописания, поднялся на ступеньку выше, отметьте в маршрутном листе. (если кому-то не удалось самостоятельно “открыть” правило правописания, не огорчайтесь, мы еще много заданий выполним на это правило и вы поймете и встанете на эту ступеньку обязательно!)
Какая тема нашего урока? (слайд №8)
Чему должны научиться?
Правописание Ь знака в именах существительных после шипящих
1. Научиться определять место, где возникла орфографическая задача.
2.Определить к какой части речи относится данное слово, определять род существительных.
3. Писать слова в соответствии с правилом.
4. Грамматическая сказка.
Я скажу вам по секрету, что Ь знак давно и безнадежно влюблен в букву Ш. Он ходит за ней , как тень. Из слова в слово, но все напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьешься ни звука.
А Ь именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нем. Другим буквам, которым приходиться близко встречаться с Ь нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства. Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Ь.
- Как вы думаете, почему букве Ш так не нравился Ь?
-Почему иногда после шипящей Ш становится Ь и что он обозначает?
Чтобы нам не забывать об этом, давайте составим алгоритм.
(Алгоритм – путь, рассуждение по применению правил на практике)
У меня карточки перемешаны, давайте установим их последовательность (слайд №9)
Алгоритм
Определить, на что оканчивается слово.
Определить часть речи, к которой относится слово.
Определить род.
Написать слово в соответствии с правилом.
А кто проще составит опору? (работа в парах, на отдельных листах)
слайд (№10)
Мужской род Женский род Ь (перечеркнуть) Ь
5. Работа в динамических парах (слайд №11)
Пользуясь данным алгоритмом (опорой) работаем в динамических парах.
У каждого своя карточка
У вас на парте лежат правила работы в группах
1-й диктует – 2-й пишет
2–й диктует – 1-й пишет
Каждый проверяет работу своего товарища (отмечаем на полях +, -)
По моему сигналу пары меняются.
- Кто научился применять данное правило на практике, отметьте в маршрутном листе, что вы поднялись еще на 1 ступеньку выше.
А хотите еще выше?
Тогда играем
Игра: “Какое слово лишнее”
У вас на столах есть карточки с Ь. Я буду читать слова, а вы, если нужно в этих словах писать Ь, поднимаете карточку.
Багаж, вещь, грач, мышь, чиж, этаж, молодежь, конь, печь, плач, грач, еж, ерш, товарищ
- Объясните, почему слово – конь, вызвало недоумение?
Я видела ваше старание и желание догадаться раньше других. Отметьте следующую ступеньку в маршрутном листе.
7. Творческая работа
А вы знаете, что слово – живое существо. Оно подобно человеку может радоваться, грустить. Слово может быть добрым или злым. Слово содержит положительный и отрицательный заряд.
Произнесите любое слово. (например – лес). Определите его знак. А теперь представим, что это слово выступает в качестве магнита (по принципу “доброе тянется к доброму”). Образуем магнитное поле слов с шипящими на конце (дети снимают напечатанные слова со стен класса)
Камыш, ключ, тишь, ландыш, луч, еж, товарищ, стриж, дочь, шалаш, уж.
Задания по выбору: (работа в группах. Дети сами объединяются в группы “по интересам”)
Составить тест, употребив некоторые слова ( на доске нарисована картина на тему “Весной в лесу”, где изображены: уж, шалаш, грач, ландыш и т.д)
Сочинить стихотворение по рифме:
……….камыш
……….тишь
………..мышь
………..спишь
3. Отгадать кроссворд (слайд №12)
-Проверка: дать рецензию на рассказ
-Оценить стихотворение и объяснить, какое слово встретилось не по теме урока.
-Кроссворд – взаимопроверка
8. Рефлексия урока
Посмотрите на план урока
- Все ли мы успели выполнить?
Чему вы научились?
-Что больше всего вам понравилось?
Молодцы, хорошо поработали!
- Кто поднялся на 5 ступенек?
А кому было не интересно на уроке?
Здорово шагать вперед, когда путь указывает такая яркая звезда, как Солнце. И я хочу, чтобы солнышко всегда было вашим верным спутником. И помните: (слайд №13)
“Все доброе на земле от Солнца, а все хорошее от человека”.