Семинар-практикум для родителей детей раннего возраста "Школа заботливых родителей"

Разделы: Работа с родителями


1 часть. Теоретическая.

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

Известные педагоги утверждают, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако будут они развиваться или угасать, зависит от того, как растить ребенка. Когда ребенок, наконец, становится взрослым, океан способностей, данный ему изначально, иногда превращается в маленькую грязную лужу.

Развитие человека сравнивают с построением треугольника, основание которого, - начало жизни. Именно в детстве человек обладает наибольшей восприимчивостью, которая и определяет его способности. Чем он старше, тем менее открытым и восприимчивым становится. Треугольник сужается, и его вершина – это уже и есть как характер взрослого человек, который приобрел абсолютную законченность, утратив при этом восприимчивость и гибкость. Чтобы этого не случилось, необходимо постоянно поддерживать и развивать внутреннюю свободу ребенка. Тогда даже став взрослым, человек сохраняет детский уровень восприятия, способность к творчеству, и треугольник не замыкается в вершине.

Средства для этого могут быть разными. Подходит все, что так или иначе затрагивает душу ребенка. Красота музыкальных созвучий, выразительность линий и цвета, пластика поэтической речи питают и лепят творца. Помочь ребенку стать им должно мастерство и умение взрослого, родителей.

Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что полноценное музыкальное развитие ребенка осуществляется только в процессе разнообразной исполнительской музыкальной деятельности - в пении, музыкально-ритмической деятельности, в игре на инструментах.

Сформировать интерес детей к исполнительской деятельности и способствовать осознанному и эмоционально-выразительному исполнению возможно только через саму музыку - народную и композиторскую. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, игр в детском саду и в семье дает возможность приобщить детей к традициям и истории народа, познакомить с подлинно художественными образцами - народными потешками, попевками, колыбельными, закличками, скороговорками. А игровая форма делает возможным их широкое использование в танцевально-игровой деятельности и в игре на детских музыкальных инструментах.

На третьем году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства - оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др.

Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память.

Более интенсивно, чем на 2-м году жизни, развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит - маленький или большой, какой инструмент звучит - бубен или погремушка и т.д.).

У детей активно развивается речь. Она становится более связной. Развивается мышление (от наглядно-действенного к наглядно-образному). Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить. Активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевочки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей - подражание взрослому.

Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, воробушков, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным).

Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети воспроизводят звукоподражания, с разной интонацией поют имена друг друга, сочиняют несложные импровизации на ля-ля-ля (например, колыбельную или плясовую для мишки, собачки, куклы Даши и др.).

По-прежнему сохраняется интерес к экспериментированию с музыкальными и немузыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек, емкостей, наполненных разным сыпучим материалом и по-разному звучащим) и простейших музыкальных инструментов. Постепенно расширяются представления детей о музыкальных инструментах и возможности игры на них. Дети знакомы со многими инструментами ударной группы - барабаном, бубном, погремушкой, колокольчиком, металлофоном и др. Они различают их по внешнему виду, по тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их.

Сегодня мы с вами, уважаемые родители, остановимся на музыкальном развитии малышей. Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека. Начинать дружбу с музыкой как можно раньше, когда дети открыты любому знанию.

Часть 2. Практическая.

Цель: отработка практических навыков совместной игры с малышами на детских музыкальных инструментах и без них.

К родителям приходят их дети и все вместе играют с музыкальными инструментами под руководством музыкального руководителя.

В какие музыкальные игры можно играть дома?

Игры с музыкальными инструментами

Веселая погремушка.

Игра развивает чувство ритма. Будет весело, если присоединится вся семья.

Погремушка-погремушка,
Музыкальная игрушка.
Хочешь, сразу две возьми -
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми -
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки:
Отдохнут от шума ушки.
На соседей погляди
И тихонько посиди.
На соседей погляди,
И тихонько посиди.

Для игры понадобятся погремушки, одинаковые по звучанию (громкость):  учитывайте, что будут играть все и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко “шуршащие”, а не гремящие.
Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку.

Музыкальные игрушки.

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству играющих). Раздайте инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с участниками. Побуждаем детей в соответствии с текстом, брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать, делаем паузы в пении.

Динь – динь – динь - динь колокольчик.
Динь – динь – динь - динь колокольчик.
Динь – слушай колокольчик!

Бам – бам - бам - бам – барабанчик.
Бам – бам – бам - бам – барабанчик.
Бам – слушай барабанчик!

Хлопай – хлопай - хлоп в ладоши.
Хлопай – хлопай - хлоп в ладоши.
Хлоп – хлопаем в ладоши!

Подбери инструмент.

Положите перед ребенком несколько музыкальных инструментов: колокольчик, дудочку, свистульку, ложки и др. Предложите украсить песню, сопроводив звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру к содержанию песни. Эта игра предоставляет ребенку возможность творческого самовыражения. Для прослушивания предлагается простая мелодия русской народной песни или попевки.

Игра на развитие творчества при восприятии музыки

Нарисуй музыку.

Рисовать можно не только карандашом или кисточкой, но и пальчиком! И это обычно очень нравится малышам. Для “иллюстрации” хорошо подойдут как песенки из любимых мультфильмов, так и серьезные музыкальные произведения. Ведь ребенок будет изображать свои чувства, возникшие при прослушивании, а не сюжет песенного текста. Так ребенок будет придумывать свои цветовые значения.

Подбери инструмент

Положите перед ребенком несколько музыкальных инструментов: колокольчик, дудочку, свистульку, ложки и др. Предложите украсить песню, сопроводив звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру к содержанию песни. Эта игра предоставляет ребенку возможность творческого самовыражения.

Игры на подражание

Едем на машине

Игра на подражание. Развивает не только чувство ритма, но и координацию движений. Надо предложить ребенку поиграть в “машинку”. Напевайте песенку, бибикайте и крутите игрушечный руль (его могут заменить бубен или кольцо пирамиды). Пусть ребенок представит себя шофером, а мама с папой или его друзья будут пассажирами, вместе поющими песенку. На возглас “Би-би” - нажимаем на сигнал (ритмично стучим по центру бубна или кольца пирамиды).

Сидим с шофёром рядом -
Би, би, би.
Помочь шофёру надо!
Би, би, би.
Машинам всем и людям -
Би, би, би,
Бибикать громко будем -
Би, би, би.

На лошадке

Перед песенкой покажите ребенку игрушку – лошадку. Рассмотрите внимательно, какая у лошадки грива, какие копыта, хвост. “Прорепетируйте” слог для подпевания: “но”. Скажите ребенку: “Сейчас мы поедем кататься на лошадке”, раздайте им деревянные ложки. Родители, напевая песенку, подбрасывают малышей на коленях (едем на лошадке) и помогают ритмично стучать ложками (цокают копытца). На припев “но – но - но”, родители помогают малышам троекратно ударить ложками по ножкам, побуждают “подогнать” лошадку.

Едем - едем на лошадке,
Но, но, но!
Рады-рады все ребятки,
Но, но, но!
Рады-рады прокатиться,
Но, но, но!
Звонко цокают копытца:
Но, но, но!

Стань звездой

Для нее потребуется игрушечный музыкальный инструмент. Включите песню, где присутствует инструмент, на котором ребенок будет играть. Пусть ребенок представит, что он известный пианист, гитарист или певец – и сейчас у него концерт. Конечно, на этот концерт надо пригласить благодарных слушателей: папу, бабушку, братьев и сестричек. В конце импровизации они обязательно должны похлопать великому маэстро, а еще лучше – вручить исполнителю сладкий приз! Такие игры – подражания, как “Караоке для детей”, развивают слух и артистические способности

Лягушата

Перед игрой покажите детям картинки (или шапочки-маски) с лягушками. Напомните: где живут лягушки, что едят, чем ловят мух и комаров, как разговаривают. Объясните, что длинным язычком будут ручки - будем выбрасывать их перед собой, и хватать комаров, мух и червячков, как это делает лягушка.

Четверо лягушат вместе на пне сидят, Вместе на пне сидят, вкусных червяков едят (сидим по кругу на коленях у родителей. Пальцы растопырены (лапки), раскачиваемся из стороны в сторону). Ням - ням, ням - ням, ням – ням – ням – ням – ням - ням! Ням - ням, ням - ням, ням – ням – ням – ням –ням - ням! (с силой выбрасываем руки то вперёд, то над головой, выполняя “хватательные” движения (кулачки сжимаем - разжимаем)). Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул (наклоняемся вниз, ложась туловищем на колени, руки кладём под щёку, глаза закрываем (спим)). А трое лягушат вкусных червячков едят (сидим по кругу на коленях у родителей. Пальцы растопырены (лапки), раскачиваемся из стороны в сторону).Ням - ням… (с силой выбрасываем руки то вперёд, то над головой, выполняя “хватательные” движения (кулачки сжимаем - разжимаем)).Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул (наклоняемся вниз, ложась туловищем на колени, руки кладём под щёку, глаза закрываем (спим)).А двое лягушат вкусных червячков едят (сидим по кругу на коленях у родителей. Пальцы растопырены (лапки), раскачиваемся из стороны в сторону). Ням-ням… (с силой выбрасываем руки то вперёд, то над головой, выполняя “хватательные” движения (кулачки сжимаем - разжимаем)).Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул (наклоняемся вниз, ложась туловищем на колени, руки кладём под щёку, глаза закрываем (спим)).Последний всё сидит и на червячков глядит (сидим по кругу на коленях у родителей. Пальцы растопырены (лапки), раскачиваемся из стороны в сторону).

Хороводная игра

Каблучок

За руки друзей берём, вместе хоровод ведём (идём по кругу хороводным шагом). А весёлый каблучок, цок по полу, цок - цок – цок (поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук). За руки друзей берём, вместе хоровод ведём (ведём хоровод). Прыгай - прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей (подпрыгиваем на месте. А весёлый каблучок, цок по полу, цок – цок – цок. Прыгай - прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей (подпрыгиваем на месте). Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс (выполняем движение “фонарики” или сжимаем-разжимаем кулачки). А весёлый каблучок, цок по полу, цок–цок–цок. Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс (выполняем движение “фонарики” или сжимаем-разжимаем кулачки). И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…(ведём хоровод).