Решение задач на движение. "Петр I и петровские времена"

Разделы: Математика, Информатика, Начальная школа


Цели:

  • Образовательная: Закреплять навыки работы с многозначными числами; умения решать задачи на встречное движение, задачи других видов, закреплять умения решать уравнения, учить рассуждать и логически мыслить;
  • Развивающая: развивать наблюдательность, сравнение, умение делать выводы, анализировать, логическое мышление, математическую речь, навык счёта;
  • Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к собеседнику, к истории своей страны, наблюдательность, зоркость, умение доводить начатую работу до конца, чувство дружбы, товарищества.

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, набор карточек с разноуровневыми задачами, карточка по самооценке.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Я рада этой новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!

– Ребята, эпиграфом нашего урока математики я взяла слова:

"Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит".

Как вы понимаете эти слова, согласны ли вы с этим утверждением?

– Действительно, знания по математике помогают людям различных профессий. И сегодня наши знания мы представим находящимися в этом чудесном сундучке – ведь в сундучок мы кладём самые ценные вещи, а что может быть ценного у ученика?

– Конечно – знания. На уроке вы покажете какие они у вас , сможете оценить их качество и выясните для себя над чем ещё нужно поработать, чтобы написать годовую контрольную работу на «отлично».

II. Устный счет

1. Решить цепочку :

60 57 98 80 60
+9 -17 :7 -34 -56
: 3 *3 -6 : 23 *40
-18 :60 *17 *70 +200
*2 *40 -16 -40 :18
П Т 1 Р Ё
10 80 120 100 20

– Если расставить ответы в порядке возрастания – мы узнаем имя человека, который стал царём в 10 лет. Это – Пётр I.

1682 год 1690 год 1862 год
(600 : 30-5)*4-(20 +40:20)+1600=1682

Выполнив следующее задание, вы сможете безошибочно назвать точную дату начала правления Петра I.

Решите задачи.

  1. Первый русский император Пётр I ложился спать в 9 часов вечера, а вставал в 2 часа ночи. Всё остальное время он работал. Сколько часов продолжался его рабочий день?
  2. Пётр I за свою жизнь освоил 14 ремёсел, но особенно он любил токарное дело. По сей день в различных музеях хранятся 12 принадлежащих Петру токарных станков, а ещё 38 утеряны. Сколько всего токарных станков было у царя-труженника?

III. Историческая страничка.

Россия в то время переживала трудный момент своей истории: она сильно отставала в своём развитии от других стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Молодой царь понимал, что нужно выводить Россию из этого положения. Для этого нужны были образованные люди. Пётр I постоянно учился сам и заставлял учиться других. Он был очень работоспособен, трудолюбив, был обучен многим ремёслам.

При Пётре I Россия сделала большой шаг вперёд в науке, искусстве. Он был предан России, верил в её возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи.

– Каких преобразования Петра вы помните с уроков истории?

Преобразования Петра I

  1. Новое летоисчисление от Рождества Христова.
  2. Первая печатная газета.
  3. Первый музей – Кунсткамера.

СЛОВАРЬ: Кунсткамера – это слово пришло из немецкого языка – кабинет редкостей, музей, в прошлом – название различных исторических, художественных, других коллекций редкостей и места их хранения.

  1. Первая публичная библиотека.
  2. Создание русского флота.
  3. Открытие новых заводов.
  4. Возникновение новых городов.
  5. Открытие новых школ.
  6. Новая мода.

– А сейчас попробуем пофантазировать и совершить путешествие в ту эпоху, когда правил Пётр I. Точнее будем решать задачи на движение, узнаем какими единицами измерения пользовались при Петре I.

Миля морская
Верста
Сажень
Маховая сажень
Узел
Пядь
Скорость
Расстояние

 Давайте попробуем определить: какие из предложенных единиц являются единицами скорости, а какие – расстояния.

1 миля = 7 вёрст = 7 м
1 верста=500 саженей
1 морска́я ми́ля = 1км 800 м
1 сажень = 2 м 10 см
1 узел =1852 км/ч

– У вас на партах лежат карточки с цифровым значением каждой из данных единиц, и мы будем решать задачи на движение, и вы можете их использовать.

– В старину, так же как и сейчас многим детям рассказывали сказки. И я вам сейчас тоже несколько зачитаю, но сказки не простые.

Решите задачи, решение запишите в тетради.

  1. Избушка на куриных ножках за 8 ч пробежала 72 км. С какой скоростью бежала избушка?
    – Что находим? Как? 
  2. Кощей Бессмертный пролетел на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если скорость Змея Горыныча 90 км/ч?
  3. Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 ч со скоростью 6 км/ч. Какова длина пройденных тропинок?

– Что общего в задачах , которые вы решали ? (задачи на движение со сказочными сюжетом)

– Сделайте вывод, как найти расстояние, зная скорость и время движения ?

– Как найти время, зная расстояние и скорость?

– Как найти скорость, зная расстояние и время?

IV. Решение задач на движение с разным уровнем сложности (изображение на интерактивной доске)

Предлагаю вам решить задачи на движение по уровням сложности выполнения задания

I Уровень

Составьте по таблице взаимообратные задачи и решите их.

Скорость
V
Время
t
Расстояние
S
12 км/ч 5 ч ?

 

II Уровень

Два всадника выехали одновременно навстречу друг другу из разных городов, расстояние между которыми 592 км. Скорость одного всадника 25 км/ч, скорость другого 23 км/ч. Какое расстояние было между всадниками через 3 часа?

 Начерти схему и реши задачу.

III Уровень

Составь задачу по схеме и реши её.

 

V. Кроссворд

Проверка выбора уровня задачи.

– Правильность решения.

– Для чего нужно уметь решать задачи на движение?

– Кто смог превратить современные единицы измерения в старорусские?

– Давайте посмотрим, какие вы были внимательные и как хорошо знаете личность ПетраI.

  1. Как называлась первая русская газета. ВЕДОМОСТИ
  2. Орган управления страной, введённый Петром I. СЕНАТ
  3. При Петре был построен русский… ФЛОТ
  4. В ходе Северной войны со шведами при Петре появилась русская… АРМИЯ
  5. Навигацкие, инженерные, “цифирные”… ШКОЛА
  6. Область, которой управлял губернатор. ГУБЕРНИЯ
  7. Кунсткамера – это первый русский… МУЗЕЙ

– Какое слово получилось по вертикали?

– Кого мы называем таким именем? А почему? (За его дела)

– Подходит ли это слово к деятельности Петра?

– Незадолго до смерти Петра Сенат провозгласил его императором – в переводе с латинского языка – повелителем – и повелел величать его Великим. Россия с этого времени стала империей.

– Мы и сегодня с уважением и гордостью говорим об этом человеке.

– Как вы думаете, дети, какие качества помогли Петру I стать Великим?

– Как вы в себе воспитываете эти качества.

Высказывания детей о личности Петра Великого.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Довольны, ли вы тем, как прошёл урок?

– Было ли вам интересно?

– Были ли вы активны на уроке?

– Вы с удовольствием будете выполнять д/з?

– Какое задание оказалось наиболее трудным для вас?

Сейчас я прошу вас заполнить лист самоконтроля.

Умею ли я это делать хорошо?

Считать устно Да нет Не совсем
Сравнивать величины Да нет Не совсем
Решать задачи Да нет Не совсем
Решать уравнения Да нет Не совсем

Спасибо за урок. Д/з №547, 234, ТПО №70.