Цели:
- Образовательная: Закреплять навыки работы с многозначными числами; умения решать задачи на встречное движение, задачи других видов, закреплять умения решать уравнения, учить рассуждать и логически мыслить;
- Развивающая: развивать наблюдательность, сравнение, умение делать выводы, анализировать, логическое мышление, математическую речь, навык счёта;
- Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к собеседнику, к истории своей страны, наблюдательность, зоркость, умение доводить начатую работу до конца, чувство дружбы, товарищества.
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, набор карточек с разноуровневыми задачами, карточка по самооценке.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Я рада этой новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
– Ребята, эпиграфом нашего урока математики я взяла слова:
"Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит".
Как вы понимаете эти слова, согласны ли вы с этим утверждением?
– Действительно, знания по математике помогают людям различных профессий. И сегодня наши знания мы представим находящимися в этом чудесном сундучке – ведь в сундучок мы кладём самые ценные вещи, а что может быть ценного у ученика?
– Конечно – знания. На уроке вы покажете какие они у вас , сможете оценить их качество и выясните для себя над чем ещё нужно поработать, чтобы написать годовую контрольную работу на «отлично».
II. Устный счет
1. Решить цепочку :
60 | 57 | 98 | 80 | 60 |
+9 | -17 | :7 | -34 | -56 |
: 3 | *3 | -6 | : 23 | *40 |
-18 | :60 | *17 | *70 | +200 |
*2 | *40 | -16 | -40 | :18 |
П | Т | 1 | Р | Ё |
10 | 80 | 120 | 100 | 20 |
– Если расставить ответы в порядке возрастания – мы узнаем имя человека, который стал царём в 10 лет. Это – Пётр I.
1682 год | 1690 год | 1862 год |
(600 : 30-5)*4-(20 +40:20)+1600=1682 |
Выполнив следующее задание, вы сможете безошибочно назвать точную дату начала правления Петра I.
Решите задачи.
- Первый русский император Пётр I ложился спать в 9 часов вечера, а вставал в 2 часа ночи. Всё остальное время он работал. Сколько часов продолжался его рабочий день?
- Пётр I за свою жизнь освоил 14 ремёсел, но особенно он любил токарное дело. По сей день в различных музеях хранятся 12 принадлежащих Петру токарных станков, а ещё 38 утеряны. Сколько всего токарных станков было у царя-труженника?
III. Историческая страничка.
Россия в то время переживала трудный момент своей истории: она сильно отставала в своём развитии от других стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Молодой царь понимал, что нужно выводить Россию из этого положения. Для этого нужны были образованные люди. Пётр I постоянно учился сам и заставлял учиться других. Он был очень работоспособен, трудолюбив, был обучен многим ремёслам.
При Пётре I Россия сделала большой шаг вперёд в науке, искусстве. Он был предан России, верил в её возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи.
– Каких преобразования Петра вы помните с уроков истории?
Преобразования Петра I
- Новое летоисчисление от Рождества Христова.
- Первая печатная газета.
- Первый музей – Кунсткамера.
СЛОВАРЬ: Кунсткамера – это слово пришло из немецкого языка – кабинет редкостей, музей, в прошлом – название различных исторических, художественных, других коллекций редкостей и места их хранения.
- Первая публичная библиотека.
- Создание русского флота.
- Открытие новых заводов.
- Возникновение новых городов.
- Открытие новых школ.
- Новая мода.
– А сейчас попробуем пофантазировать и совершить путешествие в ту эпоху, когда правил Пётр I. Точнее будем решать задачи на движение, узнаем какими единицами измерения пользовались при Петре I.
Миля морская Верста Сажень Маховая сажень Узел Пядь |
Скорость Расстояние |
Давайте попробуем определить: какие из предложенных единиц являются единицами скорости, а какие – расстояния.
1 миля = 7 вёрст = 7 м 1 верста=500 саженей 1 морска́я ми́ля = 1км 800 м 1 сажень = 2 м 10 см 1 узел =1852 км/ч |
– У вас на партах лежат карточки с цифровым значением каждой из данных единиц, и мы будем решать задачи на движение, и вы можете их использовать.
– В старину, так же как и сейчас многим детям рассказывали сказки. И я вам сейчас тоже несколько зачитаю, но сказки не простые.
Решите задачи, решение запишите в тетради.
- Избушка на куриных ножках за 8 ч пробежала 72 км. С какой скоростью бежала избушка?
– Что находим? Как? - Кощей Бессмертный пролетел на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если скорость Змея Горыныча 90 км/ч?
- Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 ч со скоростью 6 км/ч. Какова длина пройденных тропинок?
– Что общего в задачах , которые вы решали ? (задачи на движение со сказочными сюжетом)
– Сделайте вывод, как найти расстояние, зная скорость и время движения ?
– Как найти время, зная расстояние и скорость?
– Как найти скорость, зная расстояние и время?
IV. Решение задач на движение с разным уровнем сложности (изображение на интерактивной доске)
– Предлагаю вам решить задачи на движение по уровням сложности выполнения задания
I Уровень
Составьте по таблице взаимообратные задачи и решите их.
Скорость V |
Время t |
Расстояние S |
12 км/ч | 5 ч | ? |
– | – | – |
– | – | – |
II Уровень
Два всадника выехали одновременно навстречу друг другу из разных городов, расстояние между которыми 592 км. Скорость одного всадника 25 км/ч, скорость другого 23 км/ч. Какое расстояние было между всадниками через 3 часа?
Начерти схему и реши задачу. |
III Уровень
Составь задачу по схеме и реши её.
V. Кроссворд
– Проверка выбора уровня задачи.
– Правильность решения.
– Для чего нужно уметь решать задачи на движение?
– Кто смог превратить современные единицы измерения в старорусские?
– Давайте посмотрим, какие вы были внимательные и как хорошо знаете личность ПетраI.
- Как называлась первая русская газета. ВЕДОМОСТИ
- Орган управления страной, введённый Петром I. СЕНАТ
- При Петре был построен русский… ФЛОТ
- В ходе Северной войны со шведами при Петре появилась русская… АРМИЯ
- Навигацкие, инженерные, “цифирные”… ШКОЛА
- Область, которой управлял губернатор. ГУБЕРНИЯ
- Кунсткамера – это первый русский… МУЗЕЙ
– Какое слово получилось по вертикали?
– Кого мы называем таким именем? А почему? (За его дела)
– Подходит ли это слово к деятельности Петра?
– Незадолго до смерти Петра Сенат провозгласил его императором – в переводе с латинского языка – повелителем – и повелел величать его Великим. Россия с этого времени стала империей.
– Мы и сегодня с уважением и гордостью говорим об этом человеке.
– Как вы думаете, дети, какие качества помогли Петру I стать Великим?
– Как вы в себе воспитываете эти качества.
Высказывания детей о личности Петра Великого.
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Довольны, ли вы тем, как прошёл урок?
– Было ли вам интересно?
– Были ли вы активны на уроке?
– Вы с удовольствием будете выполнять д/з?
– Какое задание оказалось наиболее трудным для вас?
Сейчас я прошу вас заполнить лист самоконтроля.
Умею ли я это делать хорошо?
Считать устно | Да | нет | Не совсем |
Сравнивать величины | Да | нет | Не совсем |
Решать задачи | Да | нет | Не совсем |
Решать уравнения | Да | нет | Не совсем |
Спасибо за урок. Д/з №547, 234, ТПО №70.