Интегрировнный урок по окружащему миру и математике в 4-м классе "Ледовое побоище", закрепление вычислительных навыков сложения и вычитания многозначных чисел

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжить знакомство с личностью А.Невского,
  • проследить ход "Ледового побоища",
  • сделать выводы о значении побед А.Невского для русского народа;

Задачи урока:

  • продолжить работу по формированию умений делать выводы, обобщать, решать и составлять задачи, отработать навык табличных случаев умножения;
  • формировать чувство патриотизма, мужества, гордости за страну, в которой живём.

Оборудование:

  • видеомагнитофон,
  • магнитофон,
  • индивидуальные листы для учащихся,
  • шлем средневекового воина,
  • таблицы с заданиями,
  • таблица по самоконтролю.

Ход урока

1. Орг. момент. Активизация познавательной деятельности.

У: Сегодня мы начнем урок не совсем обычно. Что это за предмет?

Д: шлем

У: Часто ли вы видите его в современной жизни?

Д: очень редко, только в музеях.

У: рыцарский шлем - это предмет из прошлого, чтобы его вернуть нам необходимо переместиться в прошлое на несколько веков назад.

Для этого нам потребуется не совсем обычный вид транспорта - машина времени. Чтобы она начала работать, вам нужно выполнить задания в путеводных листах.

2. Закрепление табличных случаев умножения и деления.

У: Как можно быстрее зачеркните все числа кратные той, которая обведена в круг.

5 , 18, 72, 4, 54, 63, 12, 36, 42, 9

У: Назовите оставшиеся числа.

Д: 5 , 4, 12, 42

У: Об этих числах мы ещё будем говорить.

3.Сообщение темы урока.

Закройте глаза, сядьте прямо, приготовьтесь к перемещению (звучит музыка)

(у доски появляются два ученика, одетых в средневековых рыцарей, начинают читать стихи в сопровождении музыки)

Широко раскинулась Россия
Много бед Россия выносила
На неё с востока налетели
Огненной метелицей татары,
С запада, затмив щитами солнце
Шли стеною на неё ливонцы.
"Погоди - они её пугали,
Мы тебя растопчем сапогами".
Пёс завоет, вырастет крапива,
Где нога немытая ходила.

У: Мы попали в древнюю Русь, в судьбоносную эпоху в истории России. Многие чужестранцы хотели поработить Русь, завладеть богатыми землями, разграбить города и посёлки. Много событий связано с этим временем. Об одном из них вам предстоит узнать сегодня на уроке. В истории оно известно как "Ледовое побоище", посмотрите в свои листы и назовите дату сражения.

(на доске : 05.04.1242 г. "Ледовое побоище")

У: Сколько лет прошло с того времени , посчитайте.

Д: 2008 - 1242 =766 лет

У: Сколько это веков и лет?

Д: 7 веков 66 лет.

У: Над кем была одержана победа русского народа за два года до " Ледового побоища"? Кто возглавил русское войско?

Д: В1240 году русский народ одержал победу над шведами на реке Неве, возглавил войско новгородский князь Александр Ярославич. За это его прозвали Александр Невский.

У: Сегодня мы вновь будем говорить об этом удивительном человеке.

Почему событие названо так необычно? Где оно происходило? В чём заключался полководческий талант А Невского вы узнаете во время просмотра плана -схемы "Ледового побоища". ( вопросы напечатаны у каждого ученика на листах)

4. Знакомство с новым материалом.

(Просмотр плана -схемы "Ледовое побоище")

Д: Событие так названо, потому что оно происходило на льду Чудского озера. Полководческий талант Невского заключался в том, что он построил войска в нестандартном порядке. Впереди стояли лучники, в центре менее вооруженные войска, а на флангах была спрятана конница. Невский разгадал тактику построения и тактику нападения противника , использовав её против них самих.

У: Я предлагаю вам посмотреть отрывок из х/д фильма "Александр Невский" одну из последних минут сражения.

У: Как вы думаете почему Невский решил сражаться именно на Чудском озере, на ледовом покрытии?

Д: Одной из причин можно назвать тяжелые доспехи врага, тонкий лед.

5. Составление и решение задач.

У: Перед вами несколько данных , составьте и решите задачи.

  • Средний вес рыцаря с доспехами - 105 кг
  • Средний вес рыцаря без доспехов - 75 кг
  • Средний вес лошади с доспехами - 740кг
  • Средний вес лошади без доспехов - 700 кг
  • Количество (чел.) пехоты - 8000чел.
  • Количество всадников - 4000чел.

6. Проверка выполненного задания.

(Решение двух задач)

У: Что узнаем выражением: 105+ 740, (105+740)х 4000, (105 - 75)+(740-700).

У: В любой войне, независимо от того выиграна она была или проиграна, обе стороны несут большие потери. Это сражение не было исключением.

(Просмотр отрывка фильма А Невский , скорбь по погибшим)

У: Что вы сейчас чувствовали?

Д: Чувство печали, тяжести, горечи, скорби:

У: Как народ встречал погибших братьев?

Д: Вставали на колени и молча провожали своих воинов.

У: В летописях в потерях русских воинов говориться очень туманно "Много храбрых воинов пало", но данные о ливонских рыцарях есть. Вы узнаете сколько рыцарей погибло, сколько попало в плен, если решите задачу:

На русскую землю пришло 12000 ливонских рыцарей; 1/24 погибли, попали в плен 1/10 от погибших. Сколько рыцарей погибло, попали в плен?

Д: 12000: 24= 500(чел) -погибли, 500:10=50(чел) взято в плен

У: Как по вашему мнению русские люди отнеслись к пленным?

(ответы детей)

У: Хотите увидеть как это было?

(фрагмент фильма)

У: Как были наказаны пленные?

Д: Некоторых провели по городу, запряженных в телегу, некоторых отпустили, несколько рыцарей были обменены.

У: Считаете ли вы, что наказания были жестокие? Почему?

Д: Скорее нет, больше было унижения.

У: Мы сегодня не раз говорили о мудрости новгородского князя Александра Невского. С тех пор прошло более 7 веков, но слова сказанные им помнят до сих пор. Вы их узнаете из следующего фрагмента фильма.

(показ фильма)

У: Какие слова русские люди помнят и знают до сих пор?

Д: Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.

У: Что означают эти слова?

Д: Русские люди - миролюбивые, но они смогут защитить свою Родину.

У: Наше путешествие в древнюю Русь заканчивается. Теперь мы знаем кому мог принадлежать шлем. Нам пора возвращаться назад. Настройте машину времени. Для этого выполните задание.

(12657320 : 650 +387580-98367) х 0 + 2008=?

У: Назовите результат выражения. (2008) Мы вновь вернулись в нашу эпоху. Сядьте прямо, отложите ручки, закройте глаза и вспомните о том, что вы сегодня узнали, что запомнили, что повторили, чему удивились, чем гордились.

(ответы детей)

Я

  • повторил
  • запомнил
  • узнал
  • удивился
  • гордился

Итог урока/

Человек не подобен бабочки - однодневки, не знающей о том, что было вчера и что сулит ей завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее, завтрашнее. Человек - сын своего времени, своей страны.