Интегрированный урок по природоведению и информатике в 4-м классе по теме "Природные зоны. Тундра"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры. Познакомить учащихся с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
  2. Развивать познавательную активность учащихся, умение добывать знания с помощью электронных носителей, учить выбирать самую важную информацию.
  3. Развивать речь учащихся, формировать умение составлять сообщение с опорой на картинный план.
  4. Развивать навыки самоконтроля с помощью тестирующих компьютерных программ.
  5. Отрабатывать умение работать в команде.

Оборудование:

  1. Карта природных зон,
  2. Карточки с названиями природных зон,
  3. Персональные компьютеры и мониторы,
  4. Мультимедийное пособие «Природные зоны»,
  5. Викторины, выполненные учащимися в программе ПервоЛого на уроках информатики, рабочие листы и раздаточный материал (картинки с изображением изучаемых объектов)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний и сообщение темы урока.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Вы уже знаете, что в направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон. Давайте вспомним, какие это зоны? (На доске вывешены карточки с названиями природных зон)

Какую зону мы уже изучили? Учащиеся отвечают, а учитель перевешивает карточку Арктические пустыни в правый столбик.

-Работа с картой.

-Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь

-Давайте вспомним особенности этой природной зоны. В этом нам помогут викторины, которые вы сделали на уроках информатики. (Ребенок проводит викторину «Арктические пустыни»)

III. Работа над новой темой

- А теперь отправляемся в дальнейшее путешествие по нашей великой Родине. Какая зона расположена южнее зоны арктических пустынь? (Ученик показывает на карте, а учитель перевешивает карточку «Тундра» на середину доски) Итак, мы отправляемся в экспедицию в тундру.

Работа по группам.

- Путешественники никуда не отправляются, не изучив предварительно карту. У вас тоже есть карта. Это рабочий лист, с которым я просила вас познакомиться дома.

- Сегодня мы отправляемся в экспедицию по командам. Включаются в работу наши метеорологи, ботаники, зоологи и экологи. Команде метеорологов предстоит ответить на вопрос: «Какой климат в тундре?» Команде ботаников – «Что растет в тундре?» Команде зоологов – «Кто обитает в тундре?» и команде экологов – «Как живут люди в тундре?»

Капитаны берут рабочий лист.

Команды, занимайте свои места за компьютером.

Ваша задача:

  • Подготовить рассказ по своему разделу.
  • Для быстрого составления рассказа у вас на столах лежат картинки.

На подготовку у вас 7 мин.

Итак, время истекло. Наши уважаемые ученые вернулись из путешествия, и мы с удовольствием послушаем ваши доклады.

IV. Коллективное обсуждение изученного материала и первичное закрепление.

Команды по просьбе учителя подходят к компьютеру и, используя мультимедийный проектор, рассказывают о своем разделе.

1. Предоставляется слово метеорологам:

  • Что вы узнали о климате тундры? (Рассказ капитана, капитан ориентируется на рисунки, примеры)


  • Миша рассказал нам, что в тундре вечная мерзлота. А как же там все-таки растут растения? (Участники команды дополняют капитана)

А теперь, уважаемые ученые, проверьте, все ли вы запомнили из рассказа метеорологов.

Поворачивайтесь к компьютерам и выполняйте тесты.

Дети выполняют тест климат.

2. Предоставляется слово ботаникам.

  • Что растет в суровом климате тундры? (Рассказ капитана, капитан ориентируется на рисунки, примеры)


  • Какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья)
  • Соня рассказала нам об очень важном лишайнике – ягеле. Он является главным кормом для северных оленей. Кто нашел дополнительную информацию об этом лишайнике? (Отвечают члены команды ботаников)

А теперь, уважаемые ученые, проверьте, все ли вы запомнили из рассказа ботаников.

Дети выполняют тест растения.

3. Рассказ зоологов.

  • Капитан рассказывает о животном мире тундры. (Рассказ капитана, капитан ориентируется на рисунки, примеры)


  • Вопросы членам команды зоологов:
  • Как приспособились к жизни представители животного мира? (У птиц густое оперение и белая защитная окраска, у зверей – густой мех)
  • А какие еще приспособления есть у животных, чтобы не проваливаться в снегу? (Рассказ про снегоступы)

А теперь, уважаемые ученые, проверьте, все ли вы запомнили из рассказа зоологов.

Дети выполняют тест животные.

4. Рассказ экологов.

  • Капитан экологов рассказывает о жизни людей в тундре. ? (Рассказ капитана, капитан ориентируется на рисунки, примеры)


  • Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? Участники команды коллективно отвечают на вопрос. (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам).

Дети выполняют тест занятия людей.

Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными и наблюдательными исследователями.

V. Домашнее задание.

Рабочий лист (Приложение1).

VI. Подведение итогов урока.

  • Чему вас научил сегодняшний урок? (Мы начали изучать природную зону «Тундра», добывать информацию с помощью компьютера, проверять свои знания с помощью тестирующих программ).
  • Вы хорошо потрудились, а теперь – сюрприз! (Учитель фронтально загадывает загадки, используя мультимедийное пособие).

Рисунки в высоком качестве.